Успех шарташского старообрядца Ерофея Маркова привел к появлению в России города, которому исполнилось 270 лет

Один из самых интересных с краеведческой точки зрения городков Свердловской области — Березовский — отметил свой 270-летний юбилей. И не было бы в этом ничего необычного и достойного повествования, если бы не одно но: этот город появился, благодаря старообрядцу, жителю легендарной уральской деревни Шарташ, основанной и населенной хранителями старой веры, которую когда-то посещал протопоп Аввакум, на берегу одноименного озера.

Сегодня в Берёзовском две действующие шахты по добыче золота глубиной до 700 метров!

…История города на реке Берёзовке началась в далеком 1748 году. Но еще до того, тремя годами ранее, в разгар лета 1745 года старообрядец Ерофей Марков, безмерно интересующийся горным делом и, в частности, самородными минералами, вышел из дома, чтобы на холме, который давно уже заприметил, «порыться в земле». Он любил камни и все, что с ними связано! С киркой в руке он сделал несколько ударов по земной породе. Ничего! Полдня он безуспешно трудился на холме, сделав в недрах земли шурф глубиной в несколько метров. И уже отчаявшись найти что-то стоящее, напоследок ударил еще несколько раз, увидев, как вдруг блеснуло что-то, заслуживающее внимания. Позже оказалось, что это золото, о котором тут же было сообщено в Санкт-Петербург. Это было первой в стране находкой настоящего рудного золота. Правда, Маркову-старообрядцу еще пришлось немало претерпеть за свою находку: когда он рассказал властям о том, где нашел драгоценный металл, те долго бились в поисках еще хоть крупицы золота, но найти его удалось не так быстро. За это Ерофей был посажен в тюрьму, но, когда весть о находке дошла до царя, староверу была дарована свобода.

Современные шахты в Берёзовском, конечно, отличаются от той, которую когда-то вырыл Ерофей Марков

Уже через три года вблизи от этого места был основан Берёзовский рудник. А само место, с годами выросшее в большой город золотодобытчиков, получило название родины первого золота России. Все недра под ним в наши дни изрыты шахтами, а добыча «солнечного металла» продолжается, хотя и не в тех объемах, что в советские годы.

Сегодня в Березовском не просто помнят о Ерофее Маркове, но и почитают его. На выезде из города, ориентировочно на том самом холме, где Ерофей когда-то и нашел первое золото, воздвигнут памятник, а сам первооткрыватель увековечен в центре города в масштабном монументе, который сразу расставляет все точки над «и»: в памятнике, вырезанном в камне, угадывается классический лик старообрядца — строгого, смиренного, бородатого, уверенного в своих действиях.

Первооткрыватель русского золота Ерофей Марков, памятник в центре г. Берёзовского

Кстати, в самом Берёзовском в наши дни проживает немало старообрядцев, предки некоторых из них трудились в глубоких шахтах, продолжая дело, начатое их предшественником в середине XVIII века. В близлежащем поселке Становая до революции даже был старообрядческий храм.

В День города Маркова вновь вспоминали в официальных речах, со сцены, были разыграны костюмированные шоу, в которых первооткрывателя русского золота чествовали, благодарили и вспоминали, пусть и не молитвой — для людей светских и это уже вполне доброе дело!

Фото Олега Бажукова

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля