В 2017 году вышла в свет книга о похоронно-погребальных обрядах старообрядцев «Белая лестовка». Книга, написанная сотрудником-фольклористом Нарвского музея Мариной Кувайцевой, — это уникальный труд и, образно говоря, большая точка в конце целого ряда книг об обрядах и укладе жизни староверов Эстонии.
Идею для новой книги Марине Кувайцевой предложил Павел Григорьевич Варунин, председатель Союза старообрядческих общин Эстонии и Общества культуры и развития староверов Эстонии:
Этой темы никто и нигде прежде не касался. Видимо, потому, что она требует больших душевных сил и определенного жизненного опыта. Разговоры о смерти и обо всем, что с ней связано, любому человеку хочется поскорее отодвинуть от себя, забыть, не углубляться. Но в то же время похоронно-погребальные обряды — это не просто неотъемлемая часть бытовой культуры народа, они очень многое могут рассказать о характере, менталитете нации.
«Белая лестовка» — первая книга в истории изучения староверия Прибалтики, Белоруссии и Польши, посвященная фиксации похоронно-погребального обряда в его прошлом и настоящем.
Можно сказать, «Белая лестовка» — это в некотором роде душевный подвиг Марины Кувайцевой, — говорит Павел Варунин.
Уже написаны и изданы книги о языке, историческом фольклоре, музыке, кухне староверов. «Белая лестовка» — такая вот, образно говоря, большая точка, которую можно поставить в конце перечисления целого ряда книг об обрядах и культуре староверов. Сама же автор новой книги Марина Кувайцева признается, что ни за что не взялась бы за эту тему, если бы были живы ее родители:
Но я потеряла их и знала, что меня ждет. И все же в начале пути я не отдавала себе отчет в том, насколько мне будет сложно, и сколько сил потребует эта работа. Пожалуй, самым тяжелым моментом оказались даже не сами разговоры с жителями старообрядческих деревень, а последующее прослушивание записей, перед тем как изложить их на бумаге — откровенно говорит она.
Книга «Белая лестовка» основана на рассказах жителей Западного Причудья (города Муствеэ, Калласте, Тарту, деревни Рая, Колкья, Тихеда и др.) и острова Пийриссаар. По словам Марины, собирать их она начала во время организованных ею фольклорно-этнографических экспедиций Нарвского музея в старообрядческие поселения Эстонии еще в 1999 году, но более активно — последние два года.
Староверы верят в бессмертие душ, и поэтому в их представлении смерть — это переход на другой уровень бытия, уход к Богу. Они свободно беседуют о смерти. B первую очередь, конечно, пожилые люди спокойно говорят о своей кончине. Но, когда начинают вспоминать и говорить о смерти близких людей, эмоции их все же захлестывают. Для староверов очень важно собраться и отправиться в «дальний путь» по всем правилам. Они, например, заранее готовят для себя так называемую смертную одежду, в которую их нужно обрядить после смерти. У некоторых она лежит в сундуке лет по двадцать. Время от времени ее достают, проветривают, даже примеряют: не маловата ли стала… Чувствуя приближение кончины, начинают раздавать подробные наказы, как и что надо сделать. Кладбище воспринимается староверами не только как место упокоения тел, но и как обитель бессмертия душ. Кстати сказать, староверы не ограждают детей от участия в похоронных обрядах, считая, что это — естественное событие в жизни любого человека.
Похоронно-поминальный обряд у причудских староверов был и остается самым значимым в жизни семьи и общины в целом. На поминки обязательно приходят все, кто знал при жизни человека. Бывает, собирается до ста человек и более. На поминках не разговаривают, только читают Псалтырь. Очень строго соблюдают чередование поминальных блюд… Вообще же похоронные традиции староверов Причудья уходят в дохристианскую эпоху и были присущи всем восточным славянам, — рассказывает Марина Кувайцева.
Павел Григорьевич Варунин выполнил художественное оформление издания в традициях рукописной и старопечатной старообрядческой книги и народного лубка. Книга выпущена при финансовой поддержке фондов: Kultuuriministeerium, Rahva-kultuuri Keskus, Integratsiooni Sihtasutus.
—————
Автор: Светлана Зайцева
кто знает, можно ли гроб загодя (при жизни) сделать близкому человеку, хотя б по его просьбе? вроде как нет правила на сей счет.
Мой дед домовину себе сделал сразу после свадьбы, стояла на чердаке, в ней хранили сало….
себе-то душеспасительно, а ближнему здравствующему как "подарок"?