Константинопольский патриархат приступил к предоставлению автокефалии Украинской церкви

Константинопольский патриархат по итогам синода, который проходил с 9 по 11 октября в Стамбуле, принял решение снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине и продолжить процедуру предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I

Представитель Константинопольского патриархата заявил, что на синоде была заслушана апелляция Филарета, предстоятеля неканонической Украинской православной церкви из Киевского патриархата, и Макария из Украинской автокефальной церкви. По его словам, было принято решение, что анафема им была оглашена по «недостаточному количеству причин, по некоторым политическим соображениям». Поэтому Константинополь решил, что они будут возвращены «в каноническое поле».

Также официальный представитель Константинопольского патриархата добавил, что процесс предоставления автокефалии украинской церкви продолжается.

Мы вспомнили про письмо 1686 года, про то, как киевская митрополия была передана Московском патриархату. И Вселенский патриарх как первый среди равных хочет вернуть свое каноническое право и вернуть церковь в ведение Константинополя, — указал официальный представитель патриархата.

Патриарх Варфоломей I и патриарх Московский и всея Руси РПЦ Кирилл

11 октября 2018 года, после широких обсуждений, Синод Константинопольского Патриархата постановил:

  1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.
  2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.
  3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.
  4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.
  5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать.

В РПЦ считают, что Константинополь действует в угоду политической конъюнктуре

В РПЦ считают, что решение синода Константинопольского патриархата о снятии анафемы с глав двух неканонических православных церквей Украины является незаконным и приведет к расколу мирового православия. Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков заявил, что Константинополь действует в угоду политической конъюнктуре:

Попытка исказить историю в угоду политической конъюнктуре обнажает совершенно нецерковную сущность действий Фанара (район, где расположена резиденция Константинопольского патриарха — прим. Ред.).

В Кремле пообещали защищать интересы православных на Украине в случае, если ситуация в стране обострится в связи с решениями Синода Константинопольского патриархата; об этом в пятницу, 12 октября заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:

В случае, если развивающиеся события войдут в русло противоправных действий, то, конечно, как Россия везде защищает интересы русских и русскоговорящих, то так же, и об этом неоднократно говорил Путин, Россия защищает интересы православных, — сказал он.

На вопрос, каким образом Россия будет защищать интересы православных, Песков ответил:

Исключительно политико-дипломатическим.

При этом в Кремле выразили крайнюю обеспокоенность решениями, принятыми накануне в Константинополе:

Мы знаем о жесткой и последовательной реакции Русской православной церкви на те решения, которые были озвучены вчера из Константинополя. И мы неоднократно ранее говорили, что мы крайне озабочены тем, что планировалось предпринять шаги, способные внести раскол в православный мир, — сказал Песков.

В Кремле пообещали защищать интересы православных на Украине

Старообрядческие авторы по-своему отреагировали на произошедшие события. Так, писатель и публицист Дмитрий Урушев на своей странице в социальной сети указал, что нынешние события подтвердили тот факт, что церковная реформа XVII века, инициированная царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, и призванная унифицировать русское обрядовое благочестие по малоросским образцам, оказалась напрасной.

Директор Фонда святителя Григория Богослова, Леонид Севастьянов отметил:

Нынешний кризис между РПЦ МП и Константинополем является не простым и совершенно не сравнимым с кризисом 20-летней давности по поводу юрисдикции в Эстонии.

Нынешний кризис является системообразующим или кризисом парадигмы РПЦ последних 400 лет. В самом деле, Патриархом Никоном была построена новая парадигма. Реформы Никона в XVII веке были проделаны исключительно ради единства русских с малороссами (украинцами) и греками. Ради реформ была вырезана в буквальном смысле третья часть русского народа. Почти во всех монастырях (не только в Соловецком) уничтожено русское монашество и заменено на малороссийское. То же касалась и епископата. Гетто и сжигание русских людей начались именно тогда.

Реформа явилась основой онтологического разделения русских, которое привело и к 1917 году. И вот сейчас, когда рушится пресловутое единство с малороссами и греками, возникает вопрос: а жили ли мы в правильной парадигме? Ради чего пошли на столь высокую цену, уничтожив цвет русского народа в XVII веке и подвергнув суровейшим гонениям на протяжении XVIII-XX веков русских, выступающих за свою самобытность?

В свою очередь, ситуацию прокомментировал предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов). В интервью «Национальной службе новостей» он заявил:

Из Украины поступают тревожные сигналы о притеснении верующих по конфессиональному признаку. Но всё-таки хочется надеяться что до того «градуса раскола» и насильственных действий, которые на себе в полной мере испытали старообрядцы, дело не дойдёт. От всей Русской Православной Старообрядческой Церкви и от себя лично желаю церквам Украины мира, единства и согласия!

Напомним, в октябре 1990 года Украинской православной церкви был предоставлен статус самоуправляемой церкви в составе Русской православной церкви (РПЦ). В 1992 году митрополит Филарет (Денисенко) потребовал для УПЦ автокефалии — статуса поместной церкви, предполагающего ее административную независимость. Не получив на это согласия, он, несмотря на данную клятву сохранить церковное единство на Украине, создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ отлучила Филарета от церкви и предала анафеме.

В апреле 2018 года президент Украины Петр Порошенко заявил, что Константинопольский патриархат начинает процедуры, необходимые для создания в стране единой поместной церкви. Позже, в сентябре, Константинопольская православная церковь назначила своими экзархами в Киеве архиепископов из США и Канады в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине. В Московском патриархате назвали это решение вторжением и заявили о прекращении участия в структурах под председательством Константинополя.

Украинская церковь киевского патриархата — одна из трех православных структур на Украине

В настоящее время на Украине действуют три крупные религиозные структуры, которые могут претендовать на статус основной церкви страны: не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), а также крупнейшая в стране и признанная всеми другими церквями восточного (нового) обряда Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Последняя является самоуправляемым религиозным объединением в рамках структур Русской Православной Церкви и не требует для себя автокефалии от Константинопольского Патриархата.

Комментарии (8)

  1. > В РПЦ считают, что решение синода Константинопольского патриархата о снятии анафемы с глав двух неканонических
    > православных церквей Украины является незаконным и приведет к расколу мирового православия.

    Пока что мировое православие в лице поместных православных церквей вообще не торопится впрягаться за интересы РПЦ и спорить с Кплем.

    > как Россия везде защищает интересы русских и русскоговорящих, то так же, и об этом неоднократно говорил
    > Путин, Россия защищает интересы православных, — сказал он.

    Интересно, как в этом случае будет осуществлена защита? Выражена озабоченность по линии МИД? Или повторена безальтернативность каких-нибудь новых минских соглашений?

    Интересно узнать бы не от пропаганды какое отношение к происходящему на Украине. Особенно в УПЦ МП. А то может защиты и не хотят вовсе.

  2. Сергей Шуйский
    Сергей Шуйский

    "которые были озвучены вчера из Константинополя" — нет такового. А если "вселенский" вправе отменять решение 1686 года, тогда оно правомерно в границах Малоросии 1686-го, без территорий подаренных русскими Царями, большевиками и Иосифом Виссарионовичем.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?