15 ноября в Институте Наследия им. Д.С. Лихачева (палаты Аверкия Кириллова) состоялась презентация второго тиража «Архитектурного путеводителя по деревянному зодчеству Русского Севера». В рамках презентации прошел круглый стол, посвященный теме водно-волоковых путей Русского Севера. В работе круглого стола приняли участие Татьяна Мальберг и Екатерина Яркова из Национального парка «Водлозерский», участник экспедиций «Общего дела» Евгений Кочетков, участник экспедиции «Пёзский волок» и автор одноименного фильма Олег Кажарский, известный московский антиквар Денис Пересторонин, сотрудники Института Наследия Элеонора Сакулина, Сергей Петров и Михаил Гуров.
Татьяна Мальберг и Екатерина Яркова рассказали об уникальном природном богатстве и биологическом разнообразии Русского Севера, его архитектурных достопримечательностях, туристическом потенциале территории и возможностях для организации историко-культурных маршрутов. Евгений Кочетков осветил проблему восстановления часовен Кенского волока. Олег Кажарский поделился опытом прохождения маршрута по Пёзскому волоку — одному из самых труднодоступных уголков региона. Элеонора Сакулина, Сергей Петров и Михаил Гуров представили результаты экспедиций по водно-волоковым путям Заволочья.
Интереснейший рассказ Дениса Пересторонина, ежегодно совершающего длительные поездки по северу европейской России, был посвящен мезенским крестам, их истории и традициям почитания.
Было отмечено, что поклонные кресты — неотъемлемая часть местной культуры. Они делятся на три основных категории: к первым, «людским», жители приходили с собственными проблемами; ко вторым, «скотим», обращались при болезнях или потери животных; к третьим, «охотничьим», подносили гильзы и снасти с целью вымолить удачу на охоте и рыбалке. «Людской» и «скотий» кресты стояли в разных концах деревни, а «охотничий» мог находиться сколь угодно далеко от человеческого жилья — в чаще леса, в поле, на берегу реки. Кроме того, кресты ставили по обету, в память о том или ином человеке, крестам исповедовали грехи, с ними «советовались», периодически «одевали» их в новые специально сшитые одежды.
Мероприятие украсила выставка работ фотографа Владимира Васькина «Ускользающие оттенки Русского Севера». Владимир — один из немногих фотохудожников, кто делает весь процесс, от съемки до конечного отпечатка, самостоятельно, создавая снимки путем монохромной платино-палладиевой печати.
В рамках презентации также прошел показ работ учеников Школы исторической каллиграфии. Не обошлось и без традиционного для Севера угощения: вместо стандартного кофе-брейка гостям и участникам круглого стола был предложен обед из ухи на свежем воздухе.
Как рассказала один из авторов «Путеводителя», Элеонора Сакулина, при его составлении стремились как обратить внимание читателя на необходимость сохранения памятников деревянного зодчества, так и заинтересовать его плотницким делом, архитектурой и природой Русского Севера.
Мы будем считать свою задачу выполненной, — продолжает Элеонора Сакулина, — если каждый третий читатель отправится в путешествие по Русскому Северу и сможет вживую увидеть всю красоту народного деревянного зодчества.
Участники мероприятия выразили желание, чтобы подобные встречи стали регулярными в стенах Института Наследия на Берсеневке. Желающие приобрести книгу могут обратиться в приемную Института Наследия по телефону: (8495) 686 13 19.
С какого года мужик на обложке второго издания в пути по красотам Севера? Судя по автомобилю — лет 40….
Или это аллюзия к Моисею…..
Для третьего издания его нужно изобразить седым в лаптях, с котомкой за спиной, ну и, конечно, в необтягивающих штанах — Север всё-таки….
В Институте Наследия им.Лихачева (!) Е.Яркова позволяет себя выставить перед участниками в штанах в обтяжку. Полагаю — прелюбы деэтъ. И как на это смотрит уважаемый игумен Кирилл?
А лучше бы было обернуть её в мешковину, да вымарать лицо сажей, чтобы игумен Кирилл вообще смотреть в ту сторону боялся?