В ноябре в Париже торжественно открыли выставку «Русь» амурского художника Александра Тихомирова. В столицу Франции отправились знаменитые картины художника, выполненные в технике «оконопись», которые прославили Александра Тихомирова далеко за пределами не только Амурской области, но и России. Всего в столице Франции были представлены 23 работы мастера.
В качестве холста художник использует настоящие, старые ставни, как правило те, которым исполнилось не менее 50 лет, «сохранившие историю и аккумулировавшие в себе энергию живших в этих домах людей». В работах Тихомиров использует темперу ПВА, в палитре обычно 3-4 краски, по окончании работы на произведение наносится защитный слой жидкого воска.
За 26 лет, что существует эта техника, Александр Тихомиров написал около 5000 работ.
Как признается автор, материал для оконописи не иссякает: «Мне помогают мои друзья. Они приносят мне ставни или говорят, где видели. На сегодняшний день материала в изобилии. В прошлом году мне друзья принесли много хороших ставен, что грех было на них написать плохую вещь. Прошлый, 2015 год и начало 2016-го стали для меня очень благотворными в плане творчества», — рассказал художник.
Понятие оклада оконописца всегда настораживало, по мнению Александра Тихомирова, оклад закрывает самую эмоциональную и образную часть иконы: «Как оконопись — новая, более демократическая форма иконы, так и это новая форма оклада. Такой оклад не закрывает живопись и вместе с тем привносит элемент драгоценности в суть божественного», — объясняет он.
Александр Тихомиров родился в городе Электростали в 1956 году.
В 1979 году окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, затем в 1984 году окончил МВХПУ, мастерскую Г. М. Коржева.
После учебы переехал в Благовещенск, где в настоящий момент живет и работает.
Новое направление в живописи под названием «оконопись» автор запатентовал в 1995 году.
В своей мастерской в центре Благовещенска художник Александр Тихомиров редко появляется с пустыми руками, из поездок по деревням он всегда привозит одно и то же — деревянные ставни, уцелевшие в заброшенных старинных домах, ведь для мастера это не предмет коллекционирования, а уникальный рабочий материал.
«Александр дает и русским, и французам, понимание того, что Древняя Россия — это современная Россия. И это чувство нельзя ничем заменить», — отметил директор Российского центра науки и культуры в Париже Игорь Шпынов.
Экспозицией в Париже Александр Тихомиров продолжил прерванную 15 лет назад традицию выставок «оконописи» в Российских центрах науки и культуры Европы.
В 2000 году они прошли на Кипре и Чехии, в 2001 году — в Финляндии и Германии.
Во Франции работы в стиле «оконопись» выставлялись впервые, и как отметили руководители Российского центра науки и культуры и МИД РФ, они бы хотели оставить выставку «Русь» еще на год для участия в ряде проектов 2017 года в Париже.
Своими впечатлениями поделился и президент секций живопись и фотография в Гран Пале Алан Базар: «Я высоко ценю представленные иконописные работы, которые даже можно назвать революционными, если сравнивать их с тем видением иконы, которое мы имеем сегодня, — отметил он. — Мы надеемся и в дальнейшем ежегодно принимать русских художников».
Референт посла России во Франции Владимир Коротков отметил, что работы Александра Тихомирова могли бы украсить залы недавно открывшегося в Париже Российского духовно-культурного православного центра.
«В Париже, культурной столице мира, изобилие всевозможных выставочных проектов. До открытия мы успели посетить два из них: Коллекция С. Щукина в Fondation Louis Vuitton и уникальная коллекция произведений Рембрандта в музее Жакмр-Андре. Выставочный фронт необъятен», — рассказал Александр Тихомиров.
Работы Тихомирова находятся также в музейных и частных коллекциях множества стран, в том числе Канады, Китая, США, Франции. Несколько выставок художника прошли в храме Христа Спасителя, откуда работы отправились в Иерусалим, но самой значимой для себя художник называет выставку в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Сам Тихомиров считает свои работы «той же иконописью, только вне монастыря».
Источник: sedmitza.ru
"аккумулировавшие в себе энергию живших в этих домах " — это к Патриарху Кириллу (Гундяеву).
На моё убогое мнение, лучше бы он на этих ставнях и рисовал тех, кто эту энергию выделял, а святые лики духовно безопаснее (да и физически — не дай Бог Энтео со товарищи прицепятся) изображать на традиционных местах.