27 декабря 2017 года исполняется 95 лет со дня рождения известного иконописца, реставратора, а последние два года — наставника Московской Преображенской общины Симеона Терентьевича Быкадорова. Он родился на хуторе Севастьянове Милютинского района Ростовской области в семье донских казаков, глубоко верующих старообрядцев. Вся сознательная жизнь С.Т. Быкадорова была связана с Древлеправославной церковью.
Иконописец вспоминал, как в детстве, разглядывая иконы в храме, он думал, что
иконы спущены с неба на веревках, они не могут быть написаны людьми.
В 1942 году Симеон Терентьевич был призван на фронт. После окончания войны вместе с воинской частью, в которой служил, оказался в Латвии, в г. Саласпилс. В 1947 году окончил первый курс отделения живописи Краснодарской художественно-педагогической школы. Затем продолжил обучение на отделении живописи в Рижском художественном училище им. Я. Розенталя, в котором учился с 1948 по 1952 год. В это же время он стал приходить на богослужения в Рижскую Гребенщиковскую общину. В ней и прошла почти вся жизнь Симеона Терентьевича.
В 1950-е годы начал изучать основы иконописания у Е.Е. Кекишева (1892-1980), который приезжал в Ригу из эстонской деревни Раюши. Евфимий Еуплыч учился у Гавриила Евфимовича Фролова (1854-1930). Так передавалась эстафета традиций древней иконописи. В эти годы С.Т. Быкадоров совместно с Е.Е. Кекишевым написал иконы «Введение во храм Богородицы» и «Фомино уверение», при этом С.Т. Быкадорову было позволено писать лики. В 1951-52 гг. Симеон Терентьевич написал для РГСО свои первые иконы — «Спас нерукотворный» и «Св. Иоанн Златоуст».
В 1960-е гг. в РГСО неоднократно приезжал Феодор Антонович Каликин (1876-1971), старовер-поморец, общепризнанный реставратор старинной живописи, который работал в Ленинграде — в Русском музее и Эрмитаже. В РГСО Ф.А. Каликин восстановил много древних икон и параллельно обучал Быкадорова реставрационным работам.
По направлению уполномоченного по делам религии и ходатайству руководства общины, Симеон Терентьевич с 1975 года проходил стажировку в Москве — в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР).
В августе 1984 года ему было выдано удостоверение о том, что он аттестирован как художник реставратор третьей категории по специальности — темперная живопись. В дальнейшем несколько раз на протяжении 5 лет Симеон Терентьевич продолжал повышать свой уровень знаний во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации. На протяжении многих лет С.Т. Быкадоров интересовался творчеством Г.Е.Фролова и П.М. Софронова. Эпизодически общался с иконописцем И.И. Михайловым, на манеру письма которого в значительной мере повлияло творчество Г.Е. Фролова и П.М.Софронова. Но более всего в своем творчестве С.Т. Быкадоров стремился следовать правилу, утвержденному для иконописцев Стоглавым собором (1551):
Писати как Андрей Рублев и прочие присловущи живописцы, и от самомышления своими догадками Божества не описывати.
Поэтому в манере письма Симеона Терентьевича, в композиции, колорите, характере образов заметны особенности византийской, древнерусской живописи и влияния творчества Андрея Рублева.
Наряду с работами в РГСО, где он написал более 25 икон и реставрировал более 150 икон, он работал в Горьковской (ныне Нижегородской) старообрядческой общине, реставрировал фрески и иконы, а также в старообрядческих моленных г. Новгорода и г. Драгобыча. Симеон Терентьевич писал много икон для старообрядческих общин Латвии, в том числе для Илукстской, Плюсковской, Рижской Богоявленской старообрядческих общин, написано им и несколько портретов старообрядческих наставников.
Симеон Терентьевич был убежден и глубоко верил в то, что нельзя перенести духовность на изображаемую икону не будучи самому духовно смиренным. И он смиренно откладывал писание до нужного настроя… А мы, грешные, торопили его: «Быстрее, быстрее, нам очень нужны иконы». И он, не гневясь, спокойно объяснял: «Напишу, напишу, обязательно напишу». Знал, что трудно объяснить необъяснимое, знал, что не поймут его и …. молчал. (Из воспоминаний о С.Т. Быкадорове).
Когда Симеон Терентьевич писал или реставрировал иконы, он закрывался от всех и стучаться к нему было бесполезно — никому не откроет. Первое впечатление при встрече с Симеоном Терентьевичем было таково: простой деревенский мужик давно ушедших «твердых» времен. Но глаза спокойные, мудрые, чистые. Взгляд проникновенный, нет ни тени недоверия к собеседнику.
Симеон Терентьевич не любил фотографироваться. Считал, что нескромно это, совестливо. Часто он повторял слова:
Моя мечта — завершить иконы, которые мне поручены, на высоком духовном уровне, чтобы иконописные лики вдохновляли людей на усердную молитву, напоминали им о Боге, о Небе.
Завершить эту мечту ему не пришлось.
Обстоятельства вынудили его покинуть родную обитель и умереть вдали от нее… (Из воспоминаний И. Е. Миролюбова).
С.Т. Быкадоров незадолго до своей кончины был приглашен в Москву в федосеевскую общину на Преображенском кладбище, летом 2009 года был благословлен в наставники. 15 января 2011 года, на Святках, на 90-м году жизни Симеон Терентьевич Быкадоров скончался.
"По направлению уполномоченного по делам религии и ходатайству руководства общины, Симеон Терентьевич с 1975 года проходил стажировку в Москве — в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР). " -золотые времена! Поди-ка сунься сейчас "по ходатайству" и без баблосов.
Человек был интересный, начитанный, думающий. Но была в его судьбе одна трагедия, напоминание о которой может оказаться и сейчас делом полезным.
В целом, иконописцем Семён Терентьевич, был неплохим, даже одаренным. До тех пор… пока иные поморские деятели стали заказывать ему свои живописные портреты. Вот тут и проявилось его светское художественное образование. Возможно, портреты были хороши, но как иконописец он более не восстановился. Урок, однако.
Семен Терентьевич не просто "был приглашен" на отечество в преображенскую общину, но, что немаловажно, был крещен у християн федосеевцев с именем Лев. Хотя этот факт поморянами тоже как-то упускается из виду. Не знают, наверное.
Удивительно, всю свою жизнь прожил в одном согласии, буквально перед смертью перешел в другое, не многим отличающееся. Да еще с перекрещиванием…
Беда.
Александр, согласия старопоморское и брачное "не многим отличаются" только для внешних. Примерно так же может сказать безпоповец, что никониане РПЦ мало отличаются от прихожан РПсЦ.
Дык, так и говорят…
Правда собственно "никониан" в РПЦ гораздо меньше, чем издалече может показаться.
Теперь всё больше "никодимовцы" и "царебожники" встречаются… первые — в начальниках, последние — в нижних слоях.
Константин, како вы разделяете людей по "слоям" — по какому критерию? подозреваю мое местоположение в "нижнем слое", как крестьянина.
Двое нас…
Какие характерные черты "никодимовцев"?
Про "царебожников" вроде более понятно: народная вера в царя, святых, Русь и православие как атрибут вот этого.
Если не слыхали про "никодимов грех", то см. ЖЖ Кураева, там подробно.
Feodosie, конечно, я же в этой теме и есть внешний. Меня заинтересовал этот поступок скорее с т.з. психологии. Менять упования, как правило, свойственно людям молодым, ищущим… А тут человек, стоя у порога вечности, перешел в другое согласие. Интересные поступок и человек его совершивший!
Кстати, в Нижегородской белокриницкой общине некоторые старики еще помнят С.Т.Быкадорова. Он работал тут на устройстве иконостаса для Покровского придела.
Сергею 985: "царебожники" — считающие Николая II царем-искупителем, принесшим себя в жертву за грехи своих подданных.