800 лет со дня преставления преподобного Авраамия, архимандрита Смоленского

3 сентября (21 августа по ст. ст.) совершается память иже во святых отца нашего Авраамия, архимандрита Смоленского, чудотворца и 800 лет со дня его преставления (1221 г.). Авраамий стал первым святым смоленской земли.

Первый смоленский подвижник и проповедник
Преподобный Авраамий Смоленский. Современная икона

Будущий преподобный родился в 1172 году в богатой семье жителей г. Смоленска. Известно, что в этой семье было двенадцать дочерей, и родители молили Господа, чтобы родился сын — наследник рода. Наконец Бог услышал их молитвы, и тринадцатым ребенком в семье родился мальчик. Будучи отроком, Авраамий предпочитал детским играм и резвости чтение духовной литературы, молитву и пост. Авраамий любил находиться за богослужением, был искусным чтецом и певцом. Родители не раз настаивали, чтобы сын женился, но юноша отказывался, потому что стремился к иноческой жизни.

После смерти родителей Авраамий пришел в обитель Успения Богородицы, которая находилась в шести верстах от Смоленска, в местечке Селище (ныне д. Богородицкое). Более 30 лет подвизался Авраамий в этом монастыре, а в 1198 году он был поставлен во священноиноки.

Как пишут авторы жития, ни единого дня не оставлял Авраамий без божественной литургии и проповеди. Его наставления, полные веры и мудрости, привлекали на церковные службы многих христиан, что вызывало зависть некоторых клириков. Игумен монастыря восстал на Авраамия, запретив ему проповедовать. Священноинок был вынужден уйти в малоизвестный и бедный Крестовоздвиженский монастырь. Постепенно и сюда стал стекаться народ, чтобы слушать наставления преподобного. Помимо проповедей Аврамий занимался иконописью. Для монастырского храма он написал несколько икон, среди них «Страшный Суд Второго Пришествия» и «Изображение мытарств, проводимых душею по смерти».

Успехи по укреплению Крестовоздвиженского монастыря вызвали очередную волну зависти. Биограф Авраамия, его ученик Ефрем, неоднократно подчеркивает, что Авраамий стал жертвой смоленского духовенства, которое написало донос епископу Игнатию и обвинило его в ереси.

На суде Авраамий отвел все неправедные обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и отправили под надзор в прежний Богородичный монастырь. После осуждения Авраамия в Смоленске начались беды: засуха и болезни. Тогда местный священник Лазарь пришел к епископу Игнатию с просьбой разрешить Авраамию совершать Богослужения. Епископ разрешил Авраамию священнодействовать, а также попросил у него прощения за преследования и неправедный суд. Возвратившись в келью, Авраамий предался усердной молитве, пошел обильный дождь, и засуха кончилась.

После этого случая отношения епископа Игнатия и преподобного изменились. Святитель построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, так что в его монастыре у него было только 17 братий.

Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий в 1221 году, пребыв в иночестве 50 лет. Уже в конце XIII века преподобному Авраамию была составлена служба, где помимо святого упомянут и его ученик — преподобный Ефрем.

Общецерковное почитание и празднование дня памяти Авраамия Смоленского установлено Собором 1549 года, который состоялся под председательством митрополита Макария. На этом Соборе также были прославлены и прочие русские святые (общим числом шестнадцать).

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля