Сегодня, 18 июля, святая Церковь отмечает день обретения мощей преподобного и богоносного нашего игумена Сергия, Радонежского Чудотворца.
Преподобный Сергий Радонежский считается одним из самых почитаемых святых со времен древней Руси и до нынешнего времени. Основатель многих монастырей, и в первую очередь Троице-Сергиевой Лавры, он именуется в народе как «игумен земли русской».
В старообрядчестве ныне несколько храмов освящены во имя этого святого. Среди них — церковь во имя прп. Сергия Радонежского Чудотворца в селе Сычевка Смоленской области, принадлежащая Русской Православной старообрядческой Церкви; храм Русской Древлеправославной Церкви, находящийся в с. Чаплыгино Курской области. Во имя преподобного также освящен предел кафедрального собора Покрова Пресвятыя Богородицы РПСЦ, что на Рогожском.
Во имя преподобного Сергия была освящена и нижняя церковь известного старообрядческого Успенского храма на Апухтинке (ныне в здании храма находится общежитие).
Помимо собственно дня памяти, старообрядцы в этом году отмечают 700 лет со дня рождения святого. Представители Русской Православной старообрядческой Церкви участвуют в различных государственных мероприятиях и программах, посвященных памяти этого святого. В частности, музейно-библиотечно-архивный отдел Московской Митрополии принимает участие в организации выставок, посвященных преподобному Сергию.
Большой интерес россиян, посещающих эти выставки, вызывает уникальная икона «Обитель Преподобного Сергия Радонежского», список ХIХ века с несохранившейся древней иконы ХVII века, которая находилась некогда в северо-восточном приделе Трапезной Троице-Сергиевой Лавры. Эта икона знаменита тем, что на ней изображен подробный план Троице-Сергиевой лавры. Нынешний список иконы в обычное время находится в Покровском кафедральном Соборе РПСЦ в Москве.
Надо отметить, что отношение к наследию преподобного Сергия и других древнерусских святых не всегда было однозначным. После реформы патриарха Никона и раскола русской Церкви в полемических сочинениях, благословленных синодальной церковью, древнерусские святые нередко назывались людьми «темными» и «невежественными». Некоторые из них даже были вычеркнуты из списков святых. Об этом вы можете прочитать в статье «Святость под запретом».
Русский писатель А. И. Солженицын так сформулировал свое отношение к подобным гонениями:
И сегодня в Сергиевом Посаде при стечении верующих идет вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, — но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимое гонение — самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости — продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) — и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам?
Комментариев пока нет