500 лет со дня преставления преподобного Иннокентия Комельского

В нынешнем, 2021 году, исполняется 500 лет со дня преставления преподобного Иннокентия Комельского. Ученик преподобного Нила Сорского, основатель Комельского Спасо-Преображенского монастыря, он родился в Москве во второй половине XV века. Происходил из рода князей Охлябининых. Иннокентий был пострижен во иноки в Кирилло-Белозерском монастыре. Затем он стал учеником одного из авторитетнейших иноков древней Руси — Нила Сорского. Вместе с ним он странствовал по Востоку, побывал в Палестине, Константинополе, провел несколько лет в Афонских монастырях. Вернувшись на Русь, подвижники привезли сюда древний скитский устав, впоследствии оказавший большое влияние на дораскольные и старообрядческие иноческие традиции. Так сложилось, что до наших дней сохранились только славянские списки этого устава, греческие же утрачены.

После возвращения на Русь преподобные Нил и Иннокентий из любви к пустынножительству удалились в непроходимый лес, на реку Сору. Здесь они водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе две отдельные келлии по образцу скитских пустынножителей христианского востока. С большим трудом на болотистой местности была устроена церковь. Отшельники вели суровую жизнь. Таким образом была основана Нило-Сорская пустынь, ставшая одним из авторитетных монастырей этого исторического периода, — центром иноческого движения «нестяжателей».

Через некоторое время Иннокентий покинул своего учителя и основал свой скит в Вологодской волости на реке Елде, притоке Нуромы. Впоследствии скит Иннокентия превратился в киновию, Спасо-Преображенский Комельский общежительный монастырь.

500 лет со дня преставления преподобного Иннокентия Комельского
Преподобный Иннокентий в основанном им Спасо-Преображенском монастыре. Русский Север, конец XVII в. Москва, ГИМ, Лицевой сборник житий вологодских святых [Увар. 107, ГИМ 80269], л. 64

Желая оставить братии свои наставления, незадолго до своей кончины преподобный Иннокентий написал «Завещание», в котором настаивал держаться предания «господина и учителя моего, старца Нила». Этот документ посвящен главным образом иноческим правилам, сложившимся в среде «нестяжателей». В частности, монастырю запрещалось принимать вклады, обычные в ту пору для других русских монастырей. Также речь шла о келейном, а не общежительном пребывании иноков.

Упокоился преподобный в 1521 году. Согласно последним указаниям старца, его похоронили в неприметном месте монастыря, рядом с болотом.

Почитание Иннокентия Комельского началось вскоре после его кончины без официальной канонизации. Об этом говорит составитель книги «Алфавит российских чудотворцев» старообрядческий писатель Иона Керженский. Иконы преподобного Иннокентий появились сразу после его упокоения. Некоторые его изображения встречаются на старообрядческих иконах «Собор Русских святых», их также можно встретить на иконе «Собор Вологодских чудотворцев».

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля