170 лет со дня рождения основателя русской авиации Н.Е. Жуковского

17 января исполняется 170 лет со дня рождения профессора Московского университета и Московского высшего технического училища Николая Егоровича Жуковского. Он был основателем теоретической, технической и экспериментальной аэродинамики, а его научные труды привели к созданию направлений исследовательской работы, которые открыли новые творческие пути и оставили неизгладимый след на всем последующем развитии механики и аэромеханики. Ясное сознание задач технического прогресса, широта научного кругозора и глубокое понимание устремлений своего времени были характерны для научных исследований Н.Е. Жуковского.

Николай Егорович Жуковский (17 января 1847 года – 17 марта 1921 года)

Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года в деревне Орехово, Владимирской губернии. Его отец работал инженером на строительстве Московско-Нижегородской железной дороги. Неподкупная честность мало способствовала его служебной карьере — после того как инженер Е.И Жуковский отказался признать годными недоброкачественные строительные материалы, начальство предложило ему подать в отставку. Государственная служба Е.И. Жуковского на этом закончилась, и всю свою дальнейшую жизнь он работал управляющим имениями богатых помещиков Зубовых и Оболенских, недалеко от деревни Орехово.

В 1858 году Николай Жуковский поступил в 4-ю Московскую гимназию, где, начиная с третьего класса, он выделился как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. Окончив гимназию, Н.Е. Жуковский поступил на физико-математический факультет Московского университета. Выбрав своей специальностью прикладную математику, он с увлечением слушал лекции по механике профессоров Ф.А. Слудского и В.Я. Цингера. «Я с благодарностью вспоминаю теперь двух моих учителей, из которых один разъяснил нам широкое значение общих аналитических методов, а другой указал силу геометрических толкований рассматриваемых явлений», — говорил впоследствии Николай Егорович. Учеба в университете, который он окончил в 1868 году, определила область научных интересов Н.Е. Жуковского. В 1870 году Н.Е. Жуковский поступает преподавателем физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 года зачисляется преподавателем математики в Московское высшее техническое училище, а в 1874 году утверждается там доцентом кафедры аналитической механики.

Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана (МВТУ)

В 1876 году вышла в свет первая научная работа Н.Е. Жуковского, посвященная исследованию кинематики жидкости. Эту работу Николай Егорович представил физико-математическому факультету университета для соискания магистерской степени. Защита прошла успешно, и Николай Егорович получил степень магистра прикладной математики. После защиты диссертации, в 1877 году, Н.Е. Жуковский получил командировку за границу, где пробыл три месяца. В Париже он познакомился с видными учеными Резалем, Леви, Дарбу и тогда еще молодым математиком Анри Пуанкаре, ставшим впоследствии знаменитым. В 1882 году Н.Е. Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1886 года он — профессор Московского университета по кафедре механики, а с 1887 года занимает одновременно должность профессора по кафедре аналитической механики в Московском высшем техническом училище. С этими двумя крупнейшими высшими учебными заведениями нашей страны была тесно связана вся дальнейшая педагогическая и научная деятельность Н.Е. Жуковского. Здесь он развернул широкую экспериментальную работу, сплотил вокруг себя большой коллектив учеников и последователей. Спокойный характер Николая Егоровича, его мягкость и добродушие привлекали к нему всех окружающих. Он умел объединить в общей работе людей разных темпераментов, различного таланта и способностей.

Картина Т. Е. Иванова «Начало» с изображением русского ученого Н.Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) — Б.С. Стечкин, А.А. Архангельский, А.Н. Туполев, Н.Е. Жуковский, Б.Н. Юрьев, Н.Р. Лобанов, Б.И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при испытании самолета ИТУ

Научное наследие Н.Е. Жуковского поражает необыкновенным разнообразием тем: это и исследование хвостов комет, и общая теория устойчивости движения, и теория регулирования машин, и распределение давления на нарезках винта и гайки, и прочность велосипедного колеса, а также множество других вопросов. Но особенно настойчиво им проводились исследования в области гидромеханики и аэромеханики. Выдающимся сочинением по гидромеханике была работа «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные капельной жидкостью», удостоенная Московским университетом премии профессора Брашмана. Эта работа Н.Е. Жуковского имеет огромное принципиальное значение для гидромеханики. Профессор Ф.А. Слудский в отзыве на эту работу писал: «Если бы сочинение Н.Е. Жуковского состояло только из шести последних страниц, то и тогда оно было бы вполне достойно премии профессора Брашмана». Этой работой Н.Е. Жуковский поставил свое имя в один ряд с крупнейшими гидромеханиками XIX столетия Стоксом, Гельмгольцем и Лэмбом.

Работа Н.Е. Жуковского по гидродинамике

В 1897-1898 гг. Н.Е. Жуковский был привлечен к работам по постройке нового московского водопровода, где на него было возложено руководство опытами над ударами воды в водопроводных трубах. Найденное Н.Е. Жуковским решение задачи о гидравлическом ударе дало возможность определить место аварии водопровода, не выходя из помещения насосной станции и не дожидаясь, когда на месте разрушения трубы вода выступит на поверхность мостовой. Научные заслуги Николая Егоровича были отмечены в 1894 году избранием его в члены-корреспонденты Академии наук. В 1900 году Н.Е. Жуковский был выдвинут кандидатом в действительные члены Академии. По условиям того времени выборы в действительные члены Академии требовали переезда в Петербург. Однако, не желая покидать Москву, где он был научным руководителем и признанным главой школы механиков, Николай Егорович снял свою кандидатуру. К 1900 году он опубликовал в различных изданиях 86 научных работ по самым разнообразным вопросам теоретической и прикладной механики. Эти работы получили всеобщее признание в научных кругах и создали ему уважение и авторитет у многочисленных учеников.

 Экспериментальная аэродинамика Н.Е. Жуковского

Позднее Николай Егорович ведет необычайно напряженную работу по созданию русской авиации, деятельно участвует во всех воздухоплавательных съездах и выставках, а также в организации воздухоплавательного общества в Москве. В теоретической и экспериментальной аэродинамике Н.Е. Жуковский является родоначальником самых основных идей, которыми до сих пор руководствуются ученые и инженеры.

Исследования Н.Е. Жуковского в области аэродинамики заложили основы для развития отечественной авиации

При кабинете прикладной механики Московского университета уже с 1889 года производились исследования по различным вопросам воздухоплавания: испытывались различные модели летательных машин и строились небольшие аэродинамические аппараты. За 11 лет до того, как первый самолет братьев Райт поднялся в воздух, Н.Е. Жуковский теоретически предсказал возможность осуществления «мертвой петли». Этой работой Н.Е. Жуковский заложил основание для исследований так называемых фугоидальных движений самолета. В 1906 году появилась работа Н.Е. Жуковского, позволяющая теоретически определять подъемную силу крыла аэроплана. Формула Н.Е. Жуковского для определения подъемной силы является основой всех аэродинамических расчетов самолетов. Метод определения циркуляции для заданного профиля называется в теоретической аэродинамике «гипотезой Жуковского». Теорема и гипотеза Жуковского — основы современного учения о подъемной силе, фундамент теоретической аэродинамики. Без них невозможно развитие этой науки. Н.Е. Жуковский является подлинным отцом аэродинамики.

Николай Егорович Жуковский скончался 17 марта 1921 года. Эта утрата оказалась тяжелой для всей русской науки, особенно остро она ощущалась его современниками, работавшими вместе с ним.

Бюст Н.Е. Жуковского на Воробьевых горах рядом с МГУ

В своей речи над могилой Николая Егоровича С.А. Чаплыгин, один из первых учеников Жуковского, создавший вместе с ним теоретические основы современной авиации, очень ярко охарактеризовал облик своего учителя:

«Он своей светлой и могучей личностью объединял в себе и высшие математические знания и инженерные науки. Он был лучшим соединением науки и техники, он был почти университетом. Не отвлекаясь ничем преходящим, лишь в меру неизбежной необходимости отдавая дань потребностям жизни, он все свои гигантские силы посвятил научной работе…»

Ученики Н.Е. Жуковского прославили своего учителя и нашу страну, превратив ее в крупнейшую авиационную державу.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля