Отрывок из книги:
«За Волгой старая Русь, исконная, кондовая. С той поры, как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сыстари на чистоте стоит, — какова была при прадедах, такова хранится до наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина», — такими словами Павел Иванович Мельников (Печерский) (1818 – 1883) начинает свой знаменитый роман «В лесах и на горах».
Это эпическое бытописательное произведение посвящено нижегородскому Заволжью — одному из старинных центров древлеправославия и старообрядчества. Герои романа списаны с реальных нижегородских старообрядцев: крестьян, ремесленников, купцов, настоятелей монастырей и скитов.
В первой половине XIX века нижегородское старообрядчество переживало свой расцвет. Здесь располагались десятки лесных скитов и монастырей, сотни домовых и общественных моленных, часовен и храмов. Только одна городецкая часовня насчитывала около 50000 прихожан. Особенно много народа стекалось на поклонение святым местам: мощам, чудотворным иконам, невидимым монастырям.
Император Николай I, возжелавший покончить со старообрядчеством России в 50-е годы XIX века, сделал всё возможное, чтобы разорить церковное благолепие этих мест, прекратить молитву и службу Богу по старым чинам в этих краях. Почти все монастыри Керженца были разорены, а общественные моленные — закрыты. Однако святые места не были забыты христианами старообрядцами. И после николаевского разорения к могилам старообрядческих святых, местам древних монастырей и другим святыням продолжали приходить тысячи древлеправославных христиан.
Особенно же почитались такие святыни, как могила старца Софонтия, находившаяся в шести верстах от г.Семёнова близ нижегородско-вятской дороги. Не менее почитаемы были мощи старца Арсения, захороненные неподалёку от могилы Софонтия. Считалось, что Арсений, инок Соловецкого монастыря, после разорения северной обители царскими воеводами был чудесно перенесен в керженские леса и стал первым основателем заволжских скитов. Почитали старообрядцы также место казни старца Макария и других девятнадцати своих единомышленников, сожжённых по приказу Петра I.
Однако в советское время память о скитах, их насельниках и святынях стала угасать. Уже в конце XX века многие памятные кресты, часовни и голбцы стали разрушаться и исчезать в чащах керженских и чернораменских лесов. Зарастали тропинки к святым источникам и могилам преподобных. В какой-то мере позабыли о своих корнях и некоторые старообрядцы. В поисках старинных святынь они в наши дни всё чаще отправляются в земли Палестины или Италии, забывая об отеческих гробах.
Но, слава Богу, интерес к этим местам возрождается вновь. Свидетельство этому — серия фоторепортажей известного блогера — путешественника Антона Афанасьева. Антон пишет о старообрядческих скитах: «Гуляя по таким местам невольно ощущаешь чувство какой-то запредельной древности. Знаете, у меня такого не было даже внутри пирамид, а когда гулял по комаровскому кладбищу — было. Тут ты соприкасаешься со своей родной историей, уже далекой, но все ещё доступной».
Сегодня наш сайт публикует первый репортаж из этой серии.
Комментариев пока нет