26-28 июня 2024 года в г. Томске состоялась встреча представителей Русской Православной старообрядческой Церкви. На этот форум, проведенный во исполнение указа президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи», прибыли представители духовенства и мирян белокриницкого согласия. Как следует из резолюции форума, Русская Православная старообрядческая Церковь, чьи представители составляли абсолютное большинство участников, призывала российские власти ввести раздельное обучение для старшеклассников.
В документе говорится:
«Мы призываем российское общество и российское государство.. к введению раздельного обучения мальчиков и девочек в старших классах общеобразовательных школ».
Раздельное образование существовало в дореволюционной России, поскольку имевшихся тогда образовательных возможностей хватало для небольшого числа учащихся — всеобщее образование тогда еще не существовало.
После революции 1917 года была поставлена задача по введению всеобщего образования. 18 мая 1918 года, по инициативе наркома просвещения А. В. Луначарского, было введено совместное обучение для девочек и мальчиков, как обязательное. Такое положение сохранялось до конца 30-х годов.
Однако накануне начала Великой Отечественной войны советское руководство приступило к обсуждению идеи введения раздельного обучения для мальчиков и девочек. В 1943 году отдел школ ЦК ВКП(б) и Нарком просвещения РСФСР подготовили для руководителей СССР докладную записку «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР». Среди прочего в ней говорилось, что совместная учеба мальчиков и девочек создавала «затруднения педагогического и организационного порядка». Кроме того, согласно записке, правильная организация учебно-воспитательной работы требует учета особенностей «физической природы и развития девушек». 16 июля 1943 года эти идеи были одобрены Политбюро ЦК ВКП(б). В тот же день Совнарком СССР официально постановил ввести раздельное обучение в крупнейших городах Советского Союза. Согласно проекту, женские и мужские школы должны были размещаться в разных зданиях, иметь собственное военно-учебное, спортивное и другое необходимое оборудование.
Однако довольно скоро стало понятно, что реализовать эти идеи очень сложно. В стране не было такого количества школ и необходимого количества преподавателей. Поэтому раздельное обучение смогли организовать лишь в самых крупных городах. В РСФСР число школ с раздельным образованием (мужских и женских школ в общей сложности) не превышало 2 % от их общего количества. Появились и ощутимые проблемы в воспитательной работе мужских классов. Стало расти хулиганство, количество неуправляемых учеников. До революции обучение в мужских гимназиях, кадетских корпусах и прочих заведениях для мальчиков в сочеталось с жесткой, палочной дисциплиной, вплоть до розг и заключения в карцер. Ввести такую систему по территории всей страны не представлялось возможным.
В результате постановление Совета министров СССР от 1 июля 1954 года восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года.
Сегодня раздельное обучение существует лишь в суворовских и кадетских училищах, а также в нескольких частных школах.
Пока неизвестно, как другие старообрядческий церкви отреагировали на инициативу РПсЦ по введению раздельного обучения. На форуме в Томске ни одной официальной делегации от других согласий не присутствовало.
Комментариев пока нет