В здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника проходит уникальная выставка «От крюков до „топоров“. Грани древнерусского певческого искусства». На выставке продемонстрирована история развития древнерусского знаменного пения на основе памятников рукописной и старопечатной книжности, а также документальных и изобразительных материалов из фондов Новгородского музея. Посетители увидят певческие книги и учебники XVII — XX веков, записанные специальными музыкальными символами — «крюками» или «знаменами».
Крюки или знамена, которые вошли в обиход примерно в XII веке, до сих пор можно найти в нотных записях. Правда, в ходу они не у всех, пользуются ими лишь знатоки знаменного пения, например, в старообрядческой среде. Конечно же, распев этот — предмет и академического изучения в консерваториях, и в духовных семинариях, и в научных кругах у историков. В числе тех, кто ведет эти исследования в Новгородском музее — Илья Мельников. Он, как куратор выставки, постарался увлечь этой темой, доступно, просто и очень интересно рассказав нам все, что известно ему самому. Причем, на выставке он постарался представить даже более ранний период, чем тот, когда уже стали использовать крюки. Речь идет о кондакарной нотации, когда песнопения записывались в две строки: где внизу подробная аналитическая запись, а сверху — детальная информация о напеве.
«Крюки появляются в XII веке, и которые фиксировали напевы знаменные. А топоры — это вот такое обиходное название, это такой профессиональный жаргон музыкантов. Это квадратные ноты, которые активно вводятся под Киевским влиянием уже в середине и второй половине в XVII века», — сказал Илья Мельников.
Тема знаменного пения особенно актуальна для Новгорода. Древнейшие русские певческие рукописи XI — XII веков были созданы в Новгородской земле. Уже на раннем этапе здесь сложилась певческая школа, достигшая расцвета в XVI веке. Профессиональные исполнители и сочинители церковных песнопений, жившие в Новгороде, славились по всей Руси. Знаменное пение было органичной частью древнерусской духовной культуры, сосуществуя с другими видами художественного творчества — архитектурой, иконописью, монументальной живописью и литературой.
Комментариев пока нет