25 лет назад, 4 июля 1996 года, состоялось повторное обретение мощей преподобного Максима Грека — одного из самых известных святых в старообрядческой среде. Житие преподобного Максима стоит как бы особняком по сравнению с другими житийными повестями: здесь, в отличие от традиционного сказания об аскетических подвигах русских иноков-отшельников и пустынножителей, видим описание непреклонной нравственной борьбы, а также сугубый подвиг терпения в изгнании и суровых лишениях, ради исповедания истины.
Местное прославление Максима Грека совершилось еще при первом патриархе Иове в 1591 году, когда по благословению святителя были освидетельствованы мощи преподобного.
Над местом погребения Максима Грека была воздвигнута пристроенная к Духовскому храму часовня. Она неоднократно перестраивалась и расширялась (например, в 1847 году). А в 1938–1940 годах была уничтожена.
В 1988 году оставался открытым вопрос о местонахождении мощей преподобного Максима Грека. Поэтому возникла необходимость в археологических раскопках. Работами руководил археолог С. А. Беляев.
Сегодня мы публикуем уникальные воспоминания главы Всемирного союза староверов Леонида Михайловича Севастьянова об обретении мощей преподобного Максима Грека.
«Я закончил первый класс Московской семинарии. Находился в Троице-Сергиевской Лавре летом «на послушании», то есть в течение двух месяцев вместе с другими воспитанниками должен был выполнять определенные работы. Мне предложили поучаствовать в раскопках, чтобы найти утерянное захоронение преподобного Максима Грека. Я, конечно же, согласился. В течение двух недель я и еще 10 студентов копали захоронения с левой стороны от церкви Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре. Именно там, согласно фотографиям, был придел, где находилась могила Максима Грека. Мы копали, доставали на поверхность множество костей, черепов, остатки гробов. Многие иноки, проходя мимо, осуждали нас, мол, негоже выкапывать покойников. Проблема ухудшалась тем, что мы уже углубились на 2 метра, но ничего, похожего на могилу, не обнаружили. В это время как раз проходили выборы президента. Я помню, все студенты, все монахи молились о том, чтобы на выборах победил Ельцин. И вот, когда мы уже думали, что ничего не найдем, мне показалось, что моя лопата наткнулась на камень. Я стал бить лопатой по «камню», пытаясь его расколоть, чтобы копать глубже. Я человек не суеверный, это все знают, но меня остановил именно сильный аромат, напоминающий церковный ладан. Мне тогда стало очень интересно. Наклонившись, я стал чистить «камень» мастерком. Камень оказался большим черепом желтого цвета. На черепе с левой стороны остался след от моей лопаты. Я позвал руководителя раскопок С. А. Беляева. Он попросил меня продолжить аккуратно копать. Череп оказался в идеальном состоянии, не считая скола от моей лопаты. Кости почти все истлели, кроме костей ног. Нижняя часть гроба сохранилась в виде угля. На том уровне грунта больше никаких могил не оказалось. Череп по всем формам был похож на главу преподобного Максима Грека, изображенную на иконах. Мы сразу сообщили лаврским насельникам. Помню, как пришел эконом лавры, нашу группу сразу же отстранили. Приехал патриарх Алексий, ему начали рассказывать, будто захоронение преподобного нашли не студенты, а сами монахи. Но все же история — есть история. И самое главное в этой истории, что преподобный Максим Грек, защитник старообрядчества, захотел открыться именно староверу, которого, возможно, для этой миссии он чудесным образом и призвал туда годом ранее. Повторюсь, если б не моя находка, раскопки бы свернули и сказали, что ничего не было найдено. Так я стал, наверное, главным участником важного события — обретения мощей преподобного Максима Грека, защитника древлего благочестия, студента католических учебных заведений Рима, ученика Савонаролы. Поскольку в советский период место захоронения преподобного Максима Грека было утеряно, а в 1996 году мощи были повторно обретены, староверам следует отмечать 4 июля день обретения мощей Максима Грека. Тем более у старообрядцев до сих пор не было официальной канонизации Максима Грека».
После обретения мощи преподобного Максима были переложены во временную раку, приспособленную для переноса, и покрыты иноческой мантией. Затем раку с мощами преподобного внесли в Свято-Духовскую церковь и установили на специально приготовленном месте посредине храма.
До недавнего времени мощи преподобного Максима покоились в Успенском соборе Лавры. 9 апреля 2013 года они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм. Рака была установлена на месте обретения мощей преподобного (у северной стены).
Комментариев пока нет