400 лет назад, в 1620 году, в Москве состоялся Поместный Собор, который принял ряд важных и основополагающих решений по вопросу чиноприема еретиков и крещения.
Во главе Собора был патриарх Филарет (Романов). Также участвовали: митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий, митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам, митрополит Сарский и Подонский Иона, архиепископ Вологодский и Великопермский Корнилий, архиепископ Суздальский и Тарусский Арсений, архиепископ Тверской и Кашинский Пафнутий, архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан, епископ Коломенский и Каширский Рафаил.
Одним из первых вопросов Собора стало изучение духовных и церковных коллизий так называемого «Смутного времени» (1604–1612), когда вследствие иностранной агрессии суверенитет государства Российского оказался под вопросом, а агенты Ватикана пытались склонить Русскую Церковь к унии. На Соборе было рассмотрено дело второго Русского патриарха Игнатия (1560–1640), который принял участие в помазании самозванца Димитрия на царство и венчал его с католичкой Мариной Мнишек.
И первое, и второе Игнатием было совершено с множеством нарушений церковных правил и русских традиций. В частности, Марина Мнишек перед венчанием не была присоединена к православию, а после бракосочетания венценосная пара отказалась от причастия Святых Даров, которое в ту пору входило в чинопоследование венчания. За эти и иные прегрешения, Игнатий в 1606 году был лишен сана. Это решение было подтверждено Соборными деяниями 1620 года.
Также Собор рассмотрел разные еретические учения, которые в тот момент стали представлять опасность для Русской Церкви. Рассматривая католичество, участники Собора определили, что латиняне (католики) заимствовали заблуждения от самых разных еретиков, и постановили:
«Латиняне-папежники — суть сквернейшие и лютейшие из всех еретиков».
Собор был так же категоричен в отношении и остальных неправославных : «Да уведят вси людие всея Росийския земли, якоже вси еретики различных еретических вер не имут права Святаго крещения еже водою и Духом Святым, и того ради от всех еретических вер различных приходящих к православию, християнскаго закона подобает совершено крестити святым крещением», «От римския веры, и от всех от различных еретических вер приходящих, к нашей православней истинней вере греческаго закона, совершено крестити. Понеже убо еретическое крещение, несть крещение, но паче осквернение».
Отдельное суждение Собор 1620 года вынес об обливательном крещении, которое в прошлом было редкостью и совершалось лишь в крайних, клинических случаях, но к началу XVII распространилось повсеместно в западной церкви. Собор постановил:
«Мудрствуют (католики) неправо и богомерзко, о непорочней бани бытия о святом крещении. И крещают, водою обливают, а трижды не погружают. А тот кто трижды в воду погружен бывает и возводим, тридневное Христово погребение и воскресение являет. Крещаемся же во имя Отца, понеже начало всем есть. В Сына, понеже зиждитель есть твари. В Духа Святаго, понеже совершитель есть всем. Святии апостоли в правилех своих, 46-м, тако утвердиша. Епископ или поп или диякон, аще не похулит ни поругается еретическому крещению, но приемлет крещенаго от них, или на жертву, сиречь на службу приемлет, таковыи извержется от сана. А в, 50-м, правиле, святых апостол тако глаголет: епископ или поп, не в три погружения крещает, да извержется».
Таким образом, в 1620 году на Руси окончательно была принята практика крестить желающих присоединиться к православной Церкви и не имеющих погружательного крещения. Помимо католиков, это касалось униатов и православных из Литвы и Польши. Такая практика сохраняется и сейчас в старообрядчестве.
Собором 1620 года была учреждена Сибирская епархия с кафедрой в Тобольске, началось систематическое просвещение христианством сибирских народов, а Московская типография переместилась из Кремля на Печатный двор (ныне здесь располагается здание Историко-архивного института). Также было положено начало Типографской библиотеке и с этого момента по всей России печатается и распространяется множество церковных книг.
Комментариев пока нет