Говорят, нет пределов совершенству. И даже в храмах, которые стоят намоленными, прихожане стараются что-то добавить, улучшить. А уж чего говорить о тех домах Божиих, которые распахнули свои двери людям совсем недавно. Невьянский храм во имя Всемилостивого Спаса — один из тех, что появился в Уральской епархии старообрядческой Церкви не так давно: молятся здесь уже несколько лет, но освящен он был только год назад.
Как водится, к торжественному освящению здесь старались всё украсить и закончить и даже, как отмечали потом многочисленные гости, отличились тем, что сумели почти полностью завершить все работы, хотя обычно освящать приходится недоделанные храмы. Но местная община и, в первую очередь, отдельные ее люди, не могут сидеть на месте, потому что сердцем «видят», что можно что-то улучшить. В этом году, после нескольких крупных праздников, оценив, что клиросы маловаты и не вмещают всех желающих петь и славить Христа, тем более тогда, когда здесь собираются старообрядцы из окрестных населенных пунктов, решено было немного реконструировать амвон.
Мы строили из расчета, что нам-то места на клиросах точно хватит. Но уже во время освящения, когда, помимо владыки Корнилия, собралось несколько священников с прихожанами своих храмов, стало понятно: тесновато. Нам уже тогда рекомендовали расширить пространство. Со временем, когда по праздникам к нам стали приезжать гости, мы это еще явственнее поняли, — рассказывает активист невьянской общины Мефодий Тюкин.
По словам Мефодия Константиновича, уже летом и, в частности, в день престольного праздника, когда здесь собрались протоиереи Иоанн Устинов, Михаил Татауров и священники Михаил Лоскутов и Павел Зырянов, молиться на клиросах было просторно — все желающие клирошане свободно разместились здесь. А еще закончили забор. Год назад общине катастрофически не хватало средств, но сейчас вся церковная ограда выглядит не просто «подобающе», но и красиво, в едином стиле, а массивный деревянный забор с колоннами из кирпича подчеркивает масштаб храма и его значимость для всего Невьянского района, некогда густо заселенного верующими по-старому.
В санитарном помещении Мефодий Тюкин льет свечи, которые расходятся по нескольким приходам епархии, а на пустом месте община планирует со временем возвести церковный дом для священника. Его — постоянного пастыря — здесь пока нет, но когда-то здесь не было и храма, так что… всему свое время.
Гордость и радость Мефодия Константиновича — цветник, который он разбивал в ограде храма, буквально у крыльца, своими руками. Обнес его невысоким забором. Посадил тут розы, пионы и другие виды садовых цветов. Думал, что на северной стороне могут и не прижиться. Но ничего, выросли! Говорит, поскольку калитку в ограду они не закрывают, многие горожане во время своих прогулок частенько приходят сюда. И теперь уже явно: эти штрихи — не последние!
Я думал, будут безобразничать, ломать или вырывать цветы, и рад, что ошибся — люди любуются, благодарят нас за эту красоту, фотографируются, — рассказывает он, добавляя: отрадно видеть, как люди, глядя на такую красоту, все чаще задают вопросы о храме, о старообрядчестве, вспоминая, что их деды, дяди и тети тоже были из кержаков.
…Может, когда-то и эти корешки прорастут?
Фото автора
Молодцы, что устраняют недоделанное, благоустраивают территорию. Были этим летом впервые в Коломне, прогулялись в воскресенье днем от Кремля до уникального храма РПсЦ, который отреставрирован и выглядит великолепно, а вот обширная территория как пустырь, ворота распахнуты, ни объявления, ни лавки, ни ларька, ни одной души. Масса туристов проходит мимо и удивленно смотрит на все это.