И поздравил Митрополита Корнилия с 70-летним Днем ангела
Мэр Москвы, одна из ключевых фигур партии «Единая Россия», государственный советник первого класса Сергей Собянин сегодня, 1 июня, посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви — Рогожскую слободу. После торжественного богослужения Сергей Собянин поздравил митрополита Корнилия (Титова) с 70-летним юбилеем, подарил ему букет цветов и пожелал крепкого здоровья.
После этого митрополит Корнилий и Сергей Собянин в храме Рождества Христова открыли выставку «Сила духа и верность традиции», посвященную истории старообрядчества. Особенно Собянина заинтересовали экспонаты, связанные с историей Москвы.
Мэр Москвы Сергей Собянин никогда не отрицал своего старообрядческого происхождения. Собянины были старообрядцами-беспоповцами часовенного согласия, их еще называли «стариковцы» и «кержаки». По официальным данным, предки нынешнего мэра Москвы по линии отца были уральскими казаками. Дед Сергея по отцовской линии — Фёдор — был старообрядцем-долгожителем, он умер в сто с лишним лет. Старообрядческое отношение к миру отец, а через него и дед Собянины передали Сергею Семёновичу. В одном из интервью Сергей Собянин вспоминал:
Дед был необычайно крепким человеком, прожил больше ста лет — и за всю жизнь ни разу не обращался к врачам. Уже на склоне лет продолжал в одиночку хаживать в тайгу с охотничьим ружьем. В общем, крепко стоять на земле — это у нас от предков. Они умеют не только грамотно хозяйствовать, но и держать удар, а потом начинать все сначала. Того же деда Уланова раскулачили и сослали через Тобольск — в Сибирь. Пришлось заново строить своими руками дом, обживать новое место. Это было в Березове, глухом по тем временам таежном поселке, где и сошлись две фамильные ветви.
Его дед до самой смерти носил старообрядческий крест и не признавал ни власть царей-Романовых, ни последующую сталинско-советскую ветвь абсолютизма. Сохранился опрос Фёдора Собянина из одной этнографической экспедиции:
В нашей деревне школы не было, нужно было ехать в село за 9 км, но отец не отпускал. Говорил, там никонианской вере учат и в школу ходить грешно. Обучением (и то, немногих мальчиков) занимались начетчики или просто грамотные старики. Вся учеба сводилась к тому, чтобы научить детей читать по-церковнославянски богослужебные книги. Последние обычно поставляли чердынские купцы. Однако получило распространение переписывание книг от руки. Так, на Илыче в пустыне жили братья Бажуковы (умерли в 1-м десятилетии XX в.), которые ездили специально в Москву покупать книги для переписки. Писали их тетеревиным пером, а чернила изготовляли из сока ягод и смолы. В Бердыше таким богомазом считался Ардамон Федорович Епаншин, который не работал, а всё время проводил в молитвах и переписке книг.
Есть воспоминания и о брате деда Сергея Семёновича, Андрее, который до смерти Сталина скрывался в скиту, в котором занимался переписыванием старых книг. Депутат думы Ханты-Мансийского автономного округа Югры Татьяна Гоголева, которая проработала с Сергеем Собяниным два созыва в местной думе, в интервью газете «Взгляд» рассказала о нем:
Семья Собяниных — староверы. Они никогда не паразитировали за счет других.
В октябре 2010 года Сергей Собянин вошел в список кандидатов на должность мэра Москвы. 15 октября прошло голосование в Московской городской думе, по итогам которого кандидатура Собянина утверждается практически единогласно. При этом в интервью перед голосованием Собянин отмечал, что программа работы на посту мэра у него отсутствует, однако существует видение проблемных моментов, которые требуют скорейшего решения. 21 октября 2010 года Собянин официально становится мэром Москвы. Напомним, что 31 мая, в ходе визита на Рогожское, Президент России В.В. Путин поздравил митрополита РПсЦ Корнилия с юбилеем и посетил выставку, которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия.
Выставка «Сила духа и верность традиции», организуемая Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви, предусматривает объективный показ вклада старообрядчества в сохранение отечественного культурного наследия, традиций благотворительности, уважительного отношения к труду, деловой этики. История старообрядчества освещается в контексте важнейших событий российской истории XVII — начала XX вв. Как отмечают организаторы выставки, данный проект способствует укреплению взаимопонимания в обществе, созданию благоприятной и доброжелательной обстановки, патриотическому воспитанию, углубленному и объективному изучению истории. Вводный исторический раздел выставки конспективно рассказывает о начале раскола русской Церкви, деятельности протопопа Аввакума, создании старообрядческих центров и основных событиях в истории Рогожского центра. В основной части экспозиции впервые находят подробное освещение темы, вызывающие широкий общественный интерес и имеющие очевидную актуальность.
Сбережение древнерусских рукописных и печатных книг, икон, предметов церковного обихода, сохранение древнерусской музыкальной культуры
Сохранившиеся в Рогожском собрании памятники позволяют убедительно показать, что старообрядцы не только бережно хранили полученное от отцов и дедов духовное наследие, но и развивали традиции иконописания, книжного дела, музыкальной культуры. Демонстрируются памятники XVI–XVII вв. и произведения старообрядческих мастеров XVIII–XX вв., представляющие различные школы книго- и иконописания, медного литья. Ярким памятником является экземпляр старопечатного напрестольного Евангелия издания 1633 г., дополнительно украшенный старообрядческими мастерами по заказу московского 1-й гильдии купца И.Н. Царского для вклада в Покровский храм в 1830 г.
Сохранение трудовой этики и традиций благотворительности
Сохраняемые старообрядцами крепкие семейные устои, понятие о труде как «обязательной добродетели», осуждение праздности и мотовства явились тем фундаментом, на котором выросли купеческие династии Морозовых, Солдатенковых, Рябушинских, Царских, Рахмановых и многих других выходцев из крестьянского сословия. Непоколебимые морально-этические традиции и сила духа, воспитанная в старообрядчестве трудными условиями существования, способствовали хозяйственному освоению новых земель, развитию целых отраслей отечественной промышленности, прежде всего горнорудной и текстильной. Благотворительность как норма жизни, щедрое выделение средств на церковные и общественные нужды привели к созданию различных благотворительных заведений при церковных общинах, фабриках и заводах. На выставке представлен комплекс документальных материалов и уникальных вещевых памятников XIX — начала XX вв., связанных с вышеперечисленными купеческими династиями и их известными представителями: Т.С. Морозовым, К.Т. Солдатенковым, П.П. и С.П. Рябушинскими, М.С. Кузнецовым, Г.К. Рахмановым, С.М. Шибаевым.
Любовь к Отечеству
Данный раздел выставки направлен на то, чтобы развеять порой бытующее мнение, что старообрядцы, не принявшие церковную реформу середины XVII в., находились в постоянной оппозиции к государству. Материалы выставки на конкретных примерах позволяют показать, что старообрядцы относились к Отечеству с любовью, работали на его славу и процветание, участвовали в общероссийских благотворительных акциях (щедро жертвовали на нужды Отечественной войны 1812 г., русско-турецкой, русско-японской и Первой мировой войн), служили в казачьих войсках и императорском конвое, защищали Родину на полях всех войн. Символами воинской доблести и патриотизма стали старообрядцы по происхождению герой 1812 года атаман Матвей Платов и первый Георгиевский кавалер Первой мировой войны казак Козьма Крючков. Посетители выставки смогут увидеть произведения печатной графики, рукописные книги, документы, письма, фотографии, личные вещи, иконы, свидетельствующие об истинном патриотизме старообрядцев.
Основу выставки составляют уникальные подлинные памятники XVI–XX вв., хранящиеся в Митрополии РПсЦ и Покровском кафедральном соборе. Многие из экспонатов представлены вниманию широкого посетителя впервые. Выставка под названием, отражающим духовную сущность старообрядчества, призвана показать широкому посетителю непрерывность русской церковной православной традиции, красоту древнерусских и старообрядческих памятников духовной культуры, значительный вклад старообрядцев в отечественную историю и культуру.
Выставка «Сила духа и верность традиции» пройдет с 1 июня по 1 июля 2017 года на территории историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» по адресу: ул. Рогожский поселок, д. 29, храм Рождества Христова РПСЦ.
Путин, Собянин… Уж не явится ли сегодня Патриарх Кирилл на Рогожское?
По ранжиру следующим положено префекту
Собянин не предалагал там снести старую ветхую колокольню и построить вместо неё новую, с лифтами и стеклопакетами?
Интересно, была ли беседа о "духовном возрождении России" или ограничились обсуждением размеров новых грантов?
Новые гранты это хорошо или плохо?