27 апреля в Русском музее открылась выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария». Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины XVI столетия еще ни разу не становилась предметом специального выставочного проекта и не демонстрировалась как цельное художественное явление. Ключевой личностью российской истории и культуры этого времени являлся митрополит Макарий (1482–1563), с годами архиепископства и многогранной деятельностью которого в Новгороде (1526–1542) связан блистательный расцвет всех видов искусства.
Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия — икон, шитья, резьбы по дереву, литургической утвари, литья. На выставке впервые продемонстрирован значительный пласт художественного наследия крупнейшего древнерусского центра, во многом определившего характер искусства всего Российского государства.
Центральным произведением выставки является единственный в своем роде деревянный резной круглый амвон, созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Амвон поражал своей красотой современников, и летописец включил рассказ о нем в летопись. Этот уникальный древний памятник предстал перед посетителями выставки после многолетней комплексной реставрации.
Деревянный амвон 1533 года из собора Святой Софии Великого Новгорода (высота — 300 см, окружность 600 см) был одним из первых древнерусских памятников, поступивших в Русский музей из Императорской Академии художеств в 1897 году. В 2014 году было принято историческое решение начать его полную реставрацию. В проекте принимали участие все сотрудники мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея. Вплоть до XVII века амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII веке он был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 году в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств. В 1897 году памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х годов находился на экспозиции. В самом начале Великой отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея.
Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно-стоящий деревянный амвон византийской православной традиции, предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в богослужении. В свое время амвон был богато украшен иконными изображениями, скульптурой и позолоченной резьбой. Конструкция сохранилась практически целиком (за исключением приставных лестниц и настила кафедры). Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры нижнего яруса. Частично утраченными также оказались накладные детали (резные валики, киотцы, капители, херувимы). На выставке основные этапы реставрационных процессов отражают документальные и научные материалы, фото и видеопрограммы. В состав выставки также вошли произведения из Русского музея, Третьяковской галереи, Псковского музея-заповедника, Российской национальной библиотеки и многих других. Так, пять лицевых рукописных книг первой половины XVI века из собрания Отдела рукописей Российской национальной библиотеки украсят новую выставку Русского музея. Книги были созданы в Новгороде и принадлежали библиотекам известных новгородских монастырей.
Выставка продлится до 1 августа 2017 года. Экспозиция развернута в залах Русского музея корпуса Бенуа по адресу: г. Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 2. Телефон для справок: + 7 (812) 595-42-48.
Комментариев пока нет