30 декабря 2016 года в г. Ржеве открылась зимняя молодежная образовательная смена детского христианского лагеря «Ржевская обитель». Образовательная смена рассчитана на старшеклассников, студентов и людей, интересующихся историей и культурой старообрядчества. На образовательную смену приехала молодежь из Москвы, Воронежа, Боровска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и других городов нашей страны.
Лекции зимней смены проходили в трапезной ржевской Покровской общины. 30 декабря, в пятницу, специалист по знаменному пению, участник хоровой группы «ЛИКЪ» (Нижний Новгород) Павел Георгиевич Катаев рассказал молодежи об осмогласии и духовном значении знамен.
Знамена играют в богослужении вспомогательную роль. Они родились при распеве слов, но сейчас занимают на листе бумаги больше места, чем сами слова. Росли крюки по мере возрастающей их помощи во вспоминании мелодии. А окончательно «выросли и окрепли», когда люди наделили каждый из них духовным смыслом. Это в наше время многое делается без особого смысла, «просто так». На самом деле, «просто так» ничего не бывает. Любое действие, любой поступок идет или во вред душе, или на пользу. У верующего человека жизнь пропитана духовным пониманием событий. При этом стремление человека во всем увидеть духовный, сакральный смысл не надо доводить до абсурда, т. е. одушевлять бездушные предметы или что-то обожествлять. Это стремление можно сравнить с тягой к красоте. Примеров тому из народного быта можно привести множество, когда что-то сделано и практично, и красиво. Возьмем пример из церковной жизни. История развития иконостаса нам показывает, как из небольшой перегородки выросла великолепная стена с иконами в несколько рядов. Так и знамена. Кроме своего назначения подсказывать мелодию они имеют дополнительную красоту. Она заключается в духовной, нравственной характеристике каждого знамени.
31 декабря доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат исторических наук, сотрудник РАН Алексей Владимирович Муравьев прочитал лекцию «Фальсификации и фальсификаторы истории».
История — это запись событий прошлого, строго говоря, память о прошлом. Историография — это систематически организованная и записанная память о прошлом. Геродот ввел в историю литературное начало. А.В. Муравьев упомянул понятие идентичность, которое возникает благодаря размышлениям человека о самом себе. Научная история в отличие от донаучной не является литературой, это научная дисциплина. Муравьев рассказал о методах фальсификации: прямая фальсификация источников, прямое уничтожение свидетельств. Лектор упомянул ряд фальсификаций в нашей истории: Синодальная фальсификация (борьба со старообрядчеством), советская фальсификация (борьба с христианами, инакомыслием, дореволюционным наследием). А.В. Муравьев рассказал о таком понятии, как фолк-хистори — ненаучная форма истории, народная история. Одним из примеров фолк-хистори является идея писателя Л. Н. Гумилева о пассионарном толчке, вследствие которого возникают народы. А.В. Муравьев также рассказал о том, как распознать фальсификации.
Помимо лекций участники молодежной смены потрудились в Смоленской области: на кладбищах деревень Потесово, Гаврилово и в г. Сычевке. Также насельники лагеря приняли участие в подготовке ржевского Покровского храма и церковной территории к празднику Рождества Христова.
Комментариев пока нет