О чем молчат иконы?

В воскресенье 22 февраля в Музее древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева пройдет очередное занятие музейной программы «Знакомство с Москвой старообрядческой». Лекцию о том, что современные искусствоведы понимают под термином «старообрядческая реставрация», прочтет известный московский ученый, историк искусства Александр Сергеевич Преображенский.

Александр Сергеевич Преображенский

Нередко искусствоведы вздыхают: вот если бы старинные иконы могли говорить! Тогда мы знали бы имя изографа и заказчика; нам стало бы известно, кому и по какому случаю образ был преподнесен в дар и многое-многое другое. В течение жизни икона могла сменить владельцев, могла переместиться за десятки и сотни километров от места создания, могла сильно пострадать и быть переписанной едва ли не заново, могла подвергнуться изъятию, освидетельствованию и исправлению, могла быть украдена или, наоборот, могла остаться чудом сокрытой от злоумышленников.

Как правило, выяснение этих обстоятельств занимает у исследователя много времени и само по себе является удачей. И всё же большинство икон никогда не раскроют нам свою биографию.

В связи с этим искусствоведы так ценят иконы подписные, т.е. имеющие надписание имени иконописца, места или времени создания. Другие надписи могут сообщать дату поновления или имя владельца, что также крайне интересно.

Целую группу икон с такими владельческими надписями выявил в музеях и частных собраниях известный московский искусствовед А.С. Преображенский. Преображенский Александр Сергеевич — кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного института искусствознания, лауреат Макарьевской премии первой степени.

Читателям сайта «Русская вера» А.С. Преображенский может быть знаком благодаря докладу, сделанному 18 мая 2014 года, в Международный день музеев, на Круглом столе Музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии РПСЦ, о шитой пелене «Пресвятая Богородица Гребневская» 1583 года из Рогожской ризницы. Однако 22 февраля Александр Сергеевич познакомит слушателей с другими своими находками.

История собирания, хранения и реставрации памятников древнерусского искусства» (Москва, 2012) — сборник статей по материалам научной конференции, прошедшей в Государственной Третьяковской галерее в 2010 году

В 2012 году в свет вышел сборник научных статей «История собирания, хранения и реставрации памятников древнерусского искусства» — книга сразу стала библиографической редкостью. В данном сборнике была опубликована обширная статья А.С. Преображенского — плод многолетних исследований: «К ранней истории старообрядческого собирательства: иконы с художественно оформленными владельческими надписями конца XVIII — XIX века». В указанной статье А.С. Преображенский особое внимание уделил группе подписных икон, принадлежавших видному деятелю Преображенского богаделенного дома — Лаврентию Ивановичу Осипову.

Одной из таких икон был образ «Что Тя наречем, обрадованная…». Как пишет о нем А.С. Преображенский:

Памятник весьма полно воплощает эстетическое кредо старообрядцев-собирателей: это небольшая икона, соединяющая сложный символический сюжет (иллюстрация богородичного тропаря первого часа) с тонким миниатюрным письмом, предполагающим созерцательную молитву-любование.

Икона «Что Тя наречем, обрадованная…» XVII(?) век, с поновлениями 1809-1810 года. Собрание М.Е. Елизаветина

Икона «Что Тя наречем, обрадованная…». Оборот. На обороте в круглом медальоне надпись: «Пред сим образом молится московской купец Лаврентей Иванов сын Осипов и приобретена им сия икона в лето 7318 году»

Старинные иконы по просьбе владельца, Л.И. Осипова, поновляли московские иконописцы-федосеевцы, и при этом использовали один и тот же метод обработки оборота иконы: тыльную сторону залевкашивали, покрывали загрунтованный оборот красно-коричневой краской и украшали круглым белым медальоном с зеленым обрамлением. В медальоне выполнялась владельческая надпись. Благодаря этой надписи была выявлена целая группа икон, поновленных для Осипова. Однако детальное изучение икон этой группы позволило выявить некоторые более специфические приемы «преображенской правки», т.е. особого способа реставрации икон, которым владели федосеевские изографы.

Икона «Богоматерь Казанская». Вторая четверть XVII века, с поновлениями 1811-1812 года. ГТГ

Икона «Богоматерь Казанская». Оборот. На обороте в круглом медальоне надпись: «Поновлен бысть письмом святый образ сей в царствующем граде в Москве усердным тщанием московским степенным жителем Лаврентием Ивновым сыном Осиповым и преобретена им сия икона в лето 7320»

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля