Столица ложек и матрешек: этот титул уже много десятилетий с гордостью несет город Семенов

Даже на достаточно подробной карте его найдешь не сразу. Маленькая точка, один из многих населенных пунктов Нижегородской области. На самом деле с виду невзрачный провинциальный городок является носителем неувядаемых российских брендов, известных всему миру. Ведь слова «матрешка» и «хохлома» в переводе не нуждаются… И кто бы и где бы сегодня их ни производил (а желающих, понятно, несть числа), официальная родина здесь — в Семенове.

Ложкари в Семеновском уезде

Его историю исчисляют с начала XVII века, когда в небольшое село Семеново хлынули старообрядцы, спасавшиеся от гонений. По одной из версий, именно они стали здесь родоначальниками уникального народного промысла. Ведь среди переселенцев было немало иконописцев и мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь местные жители отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. Синтез двух умений родил новую живописную культуру. Но главным ноу-хау был секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота. На дерево при выполнении росписи наносится серебристо-оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и 3 — 4 раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий легкой деревянной посуде эффект массивности.

Другие историки, однако, склоняются к тому, что это ноу-хау здесь бытовало и до старообрядцев. А родиной знаменитой на весь мир хохломской росписи является не Семенов и даже не сама деревня Хохлома (туда якобы лишь свозили на продажу готовые изделия), а скромные деревушки Большие и Малые Бездели Ковернинского района той же самой Нижегородской губернии. Семенов же изначально был лишь большим «торговым хабом», откуда товарные потоки отправлялись на знаменитую Нижегородскую ярмарку.

Местные умельцы, однако, доходное ремесло переняли быстро. Сначала освоили отделку и окраску привезенных из окрестных деревень выточенных ложек-баклуш и «щепного» товара (подносов, чашек, туесов и т. п.), а потом и сами стали их производить. Деревянные ложки, кстати, и положили начало большой славе маленького городка. Дошло до того, что едва ли не каждая ложка Российской империи была произведена в Семеновском уезде. Ведь в начале ХХ века их здесь вырабатывали в среднем по 100 миллионов штук в год. А в 1910‑м поставили рекорд — 170 миллионов!

Ложечный базар

Как и положено приличному историческому городу, здесь есть легенда о знаменитом земляке — уникальном мастере Семене Ложкаре. Сегодня туристам обязательно покажут названный его именем музей. Просторный крестьянский дом, рубленный по всем канонам деревянного зодчества. Большой двор, просторные сени, две светелки, парадное крыльцо. Правда, построен он совсем недавно. И не на улице, а на территории фабрики «Хохломская роспись». Внутри — все атрибуты жизни семьи сельских тружеников, включая птичий двор, кузницу и уголок бондаря (вся утварь, между прочим, подлинная, собранная по крупицам). А на втором этаже — выставка ложек, в том числе сделанных на предприятии. Самая знаменитая из них (она же и самая большая в мире) изготовлена для сочинской Олимпиады и имеет длину 2 метра 67 сантиметров.

Само собой, что ныне процесс производства ложек механизирован. Хотя технология, оказывается, не так уж и проста. Особенно сложны процедуры покраски и росписи — надо ведь соблюсти необходимые «хохломские стандарты». Тем не менее массовая продукция, расходящаяся на сувениры, идет, что называется, валом и стоит недорого. А вот «штучный товар» — совсем другое дело. Желающие могут посетить фабричные цеха и полюбоваться на работу художниц, расписывающих заготовки изделий. Номенклатура их, на минуточку, около 2000 наименований. Посуда, фигурки животных и людей, разнообразные предметы быта…

Разработкой занимается специальный дизайнерский отдел, где трудятся специалисты высочайшей квалификации. Сами же художницы, как они признавались, осваивали свое ремесло за несколько месяцев. Такая легкость у автора этих строк, по правде говоря, вызвала сомнения — вероятно, здесь все же работают «семеновские гены», выработанные многими поколениями мастеров. На самом деле работа тончайшая, требующая терпения, вкуса и художественного чутья.

В музее фабрики буквально разбегаются глаза. Кажется, нет такого предмета или сюжета, который нельзя было бы исполнить в технологии хохломы. Есть, впрочем, там несколько залов и «не хохломских». Они посвящены матрешкам. И это вторая ипостась Семенова, также обеспечившая ему всемирную славу.

Оказывается, игрушечный промысел здесь существует столько же, сколько ложкарный. Первоначально, правда, выделка игрушек была побочным ремеслом. Мастера использовали для их изготовления отходы от производства посуды и ложек. После реформы 1861 года кустари стали переходить на выделку мелких деревянных изделий, и к концу XIX века Семенов уже стал не только ложкарной столицей, но и центром выделки деревянных игрушек.

В 1922 году житель соседней деревни Мериново, токарных дел мастер Арсентий Федорович Майоров, привез с Нижегородской ярмарки сергиевопосадскую матрешку. Выточил по образцу и первую сам расписал анилиновыми красками по крахмальной грунтовке. Затем научил и дочерей Зинаиду и Елизавету. От них новая игрушка шагнула в деревню, ее стали производить многие жители.

Семенов подхватил эту эстафету, придав матрешечному направлению бездну разнообразия. Менялись характеры лиц, наряды, стили росписи, количество вставных кукол (к 100‑летию со дня рождения В. И. Ленина, к примеру, был изготовлен уникальный 72‑кукольный вариант). Отсюда русская матрешка пошла завоевывать мир.

Производством занималась фабрика «Семеновская роспись». В начале 1990‑х предприятие закрылось. И тогда «Хохломская роспись» взяла к себе большую часть его специалистов, выкупила права на матрешку и создала специальный цех по ее производству. Сегодня два направления мирно живут под одной крышей. Иногда даже сливаются — из‑под кисти художниц выходят матрешки в стиле хохломы. А для экскурсантов предусмотрен мастер-класс по росписи. Им выдают полуготовую матрешку, набор красок и показывают основные художественные приемы. Результат в зависимости от способностей.

Несмотря на всемирную славу, Семенов сохраняет все очарование крошечного провинциального городка. Отличается он довольно интересным строением, за что и получил свое второе название — «маленький Париж». План поселения утвердила Екатерина II — огромный квадрат, состоящий из шестнадцати меньших. По диагонали — две линии улиц, а на их пересечении — центральная площадь. Отчасти это строение сохранилось и по сегодняшний день. Как и множество старинных деревянных домов, окна и фасады которых украшены изящной резьбой.

Как новенькая — главная религиозная святыня Семенова, старообрядческая церковь Николы Чудотворца. Основанная в XVIII веке, в 1916‑м она была практически заново построена в псевдорусском стиле на деньги купца второй гильдии Афанасия Носова, сделавшего себе имя и состояние на производстве ложек. Рядом с церковью стоит его особняк — двухэтажное здание с башенкой. Увы, храм проработал недолго — в 1938‑м, как и многие другие, «попал под раздачу» (слава богу, не был взорван) и к жизни вернулся лишь в 1989‑м.

Никольский храм РДЦ в Семенове

Впрочем, советская власть здесь, похоже, подзадержалась. Улицы Красное Знамя, 3‑й Интернационал, Февральской Революции, Урицкого, площадь Октябрьской Революции… В XIX веке она называлась Нижняя Базарная, здесь велась активная торговля. В 1979‑м, в честь 200‑летия города Семенова, на ней установили пятиметровый памятник трем коммунистам. Посвящен он реальным людям, которые погибли в 1919 году, выполняя разведзадание — ловили дезертиров, которые отклонились от мобилизации в Красную армию. Само собой, на центральной площади, носящей имя Ленина, на постаменте из полированного гранита розового цвета стоит памятник вождю работы знаменитого скульптора Томского.

Увековечили также семеновцы памятником и названием площади своего знаменитого земляка — поэта Бориса Корнилова. Хотя родился он в соседней деревне, с 1922-го по 1925 год прожил в этом городе. Здесь же начал писать и свои первые стихотворения. Потом уехал в Ленинград, где женился на будущей известной поэтессе Ольге Берггольц. Правда, прожили они вместе всего два года — в 1938‑м Корнилов был расстрелян. А его «Песню о встречном» продолжала распевать вся страна. В том числе, конечно, и прекрасный город Семенов.


Источник: spbvedomosti.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля