Один из центров древнерусской иконописи и книжности

Муром — один из центров иконописи и книжности Древней Руси. Именно такое название носит не так давно открытая одна из экспозиций историко-художественного музея Мурома.

В ткань истории славного града Мурома неотделимо вплетены церковные предания, легенды, сказания. Город, события и лица, связанные с его историей, упоминаются в хрестоматийных произведениях Древней Руси XI–XIV веков: это «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Славен Муром великими чудотворцами и историей книжности XIV–XVII веков.

Град Муром
Муром

Слово всегда лежало в основе изобразительного искусства Древней Руси. Множество икон разных святых, особенно местных, созданных в Муроме, с их необычайно протяженными житийными циклами из немалого количества клейм, объясняется местной литературной традицией. Иконописец был своеобразным автором Жития того или иного святого, отражая свой рассказ в клеймах и создавая его «живописную» версию. Например, икона святых Бориса и Глеба с 20 клеймами, XVII век.

Икона святых Петра и Февронии с 32 клеймами 1618 года. Эта икона была написана по заказу муромского воеводы Андрея Федоровича Палицына — известного исторического деятеля, «русского интеллигента XVII века» — для муромского Богородицкого собора и представляет собой классический образец житийной древнерусской иконы. Икона вытянута вертикально. В прямоугольном среднике представлены молящимися перед Спасом святые Петр и Феврония. Вокруг — тридцать два клейма со сценами жития.

Также известна и вторая житийная икона святых Петра и Февронии, XVI–XVII вв., с 40 клеймами.

Икона святых Петра и Февронии с 40 клеймами, XVI–XVII века. Муромский историко-художественный музей
Икона святых Петра и Февронии с 40 клеймами, XVI–XVII века. Муромский историко-художественный музей

Предания о муромских событиях, святых и святынях, видимо, складывались еще в период Муромского княжества. Еще известный российский историк, географ, экономист, государственный деятель, автор знаменитой «Истории Российской», основатель Екатеринбурга, Перми, Тольятти В. Н. Татищев (1686–1750 гг.) упоминал о некой пропавшей муромской «летописи» или «топографии».

Российский историк В. Н. Татищев
Российский историк В. Н. Татищев

Местные пейзажи и другие реалии присутствуют в Житиях святых князей Петра и Февронии; Константина, Михаила, Феодора; святителя Василия, епископа Муромского, составленных в XVI века. Все три житийных произведения связывают с именем известного церковного писателя Ермолая-Еразма (1550-е — середина XVI в.). Известно, что в  40-е годы Ермолай жил в Пскове, в конце 40-х — начале 50-х оказался в Москве.

Муромские князья Константин, Михаил, Феодор. Житийная икона с 87 клеймами. Муромский историко-художественный музей
Муромские князья Константин, Михаил, Феодор. Житийная икона с 87 клеймами. Муромский историко-художественный музей

Книжник Ермолай-Еразм создал необычайные для житийного жанра произведения. На Ермолая оказало такое большое влияние народное предание о муромском князе и его супруге, что он, хорошо образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу далекое от житийного жанра. Этот факт выглядит особенно поразительным на фоне той житийной литературы, которая в это же время создавалась в писательском кругу митрополита Макария, к которому, собственно, принадлежал и Ермолай-Еразм. Поэтому повесть эта и не была включена митрополитом Макарием в Четьи-Минеи. Зато эта повесть стала любимым литературным произведением русского народа любого сословия.

Бархатный покров с изображением Петра и Февронии — вклад в собор царя Феодора и царицы Ирины, 1593 г. Муромский историко-художественный музей
Бархатный покров с изображением Петра и Февронии — вклад в собор царя Феодора и царицы Ирины, 1593 г. Муромский историко-художественный музей

 

Муромские сказания XVII века о Иулиании Лазаревской, о сестрах Марфе и Марии, которые обрели Унженский крест, имеют много документальных черт, так как составлены местными писателями. Автором наиболее известной из них, «Повести об Иулиании Лазаревской», является сын самой Иулиании Каллистрат (Дружина) Осорьин — муромский дворянин, губной староста 1610–1640 гг. Его произведение во многом напоминает светское жизнеописание и представляет собой первое в русской истории достаточно подробное описание жизни дворянки того времени.

К концу XVII века стали появляться так называемые «муромские сборники», в которые местные жители помещали Жития, повести, ранее бытовавшие разрозненно. Самым важным книгописным центром Мурома был Благовещенский монастырь. Здесь не только создавались сборники древнерусских сказаний, но и не раз переиздавались таковые. Чуть ниже читателю предоставлена возможность лицезреть уникальные иконописные древности Муромского музея.

Галерея фотографий икон:

Фотографии икон сделаны автором.

Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Муромские чудотворцы князья Константин со чадами Михаилом и Феодором, Петр и Феврония и Иулиания Лазаревская, с житием Петра и Февронии, с 41 клеймом. XVII век
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Богородица Одигитрия Муромская. Первая половина XVI века
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Святые безсребренники Козма и Дамиан. Первая половина XVI века, происходит из церкви св. Козмы и Дамиана
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Святитель Никола Гостунский. Конец XVI века, происходит из Троицкого монастыря
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Святитель Никола. Конец XIII – начало XIV вв. Происходит из Николо-Набережной церкви
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Троица. Вторая половина XVI века, происходит из Спасского монастыря
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Царские врата. Вторая половина XVII века. Происходят из Троицкого монастыря в Муроме
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Спас Нерукотворный. Начало XVII века. Икона находилась над Спасской башней Муромского кремля
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Спас Недреманное око, XVII век. Происходит из Муромского Благовещенского монастыря
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Не рыдай Мене Мати с Нерукотворным образом, в 70 клеймах. Первая треть XVII века
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. 1669 год, происходит из Георгиевской церкви Мурома
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Рождество Христово, Успение Богородицы, Богоявление. Явление ангелов женам-мироносицам. Вторая половина XVI века, происходит из Троицкого монастыря в Муроме
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Воскрешение Лазаря 1651 (?) год и Явление ангела женам-мироносицам 1651 год (?), происходит из праздничного чина Георгиевской церкви
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Икона Богородицы Неопалимая купина, датируемая XVII веком. Происходит из Троицкого монастыря
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Богородица Казанская, середина XVII века. Происходит из Троицкого монастыря
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Святитель Никола Чудотворец, с житием, в 24 клеймах, середина XVII века. Из Николо-Зарядской церкви
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Святитель Леонтий Ростовский, с житием, в 24 клеймах, середина XVII века
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Великомученик Никита, с житием, 1669 года. Происходит из Георгиевской церкви
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Святой Алексий человек Божий, с житием, середина XVII века
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Святитель Василий Севастийский, первая половина XVI века
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Великомученица Екатерина, XVII век. Происходит из Христорождественской церкви
Один из центров древнерусской иконописи и книжности
Великомученица Параскева Пятница, середина XVII века. Происходит икона из Троицкого монастыря

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля