Праздничное Богослужение в Римковской общине

В Римковском храме Рождества Богородицы 21 сентября прошло праздничное Богослужение, которое проводил и. о. духовного наставника Феодор Феодорович Колосов, часы отслужил духовный наставник Паскутишкской староверческой общины Феодор Матфеевич Кругляков, молебен отслужил и. о. духовного наставника Каунасской староверческой общины Сергий Иванович Краснопёров.

 После Богослужения с поздравительным словом от ВСЦ Литвы к прихожанам обратился зам. председателя ВСЦ Литвы Сергий Иванович Краснопёров, рассказал о сути праздника и пожелал всем крепкого здравия, душевного спасения, чтоб не забывали свой храм, приходили на молитву и по мере возможности помогали своему храму, председателю и наставнику в различных работах.

 

 

 

 
 Римковская община основана в XVIII веке в деревне Рымки Виленского воеводства ВКЛ (ныне деревня Римкай, Йонавский район Литвы). Данные о ранней истории римковской общины фрагментарны. По сведениям основывавшегося на документах А. Станкевича (1909), до 1795 года деревня Рымки была одним из старейших русских центров в Литве. Первые сведения о Рымковском храме относятся к концу XVIII века.

Преследуемые в Российской империи, старообрядцы переселялись в северо-западную часть ВКЛ, главным образом из Псковщины и Новгородчины. Некоторые переместились в деревню Рымки и окрестности из Курляндии или других поветов Виленского воеводства. Видимо, некоторые переместились в деревню Пуща и окрестности. Сведений о дискриминации или гонениях со стороны местных дворян или литовских властей нет. Римковская община, как и в других местах ВКЛ, была легальной.

В первой четверти XIX века, после инкорпорации территории почти всего ВКЛ в состав Российской империи, положение римковской общины почти не изменилось. В то время русские жили в 63 деревнях и хуторах Ковенского уезда, в том числе в деревне Рымки. В начале XIX века многие старообрядцы в деревне Рымки утверждали, что они или их родители жили здесь ещё «за польского правительства».

Как и для литовских старообрядцев в XX веке, для значительной части потомков российских эмигрантов конца XVIII века ВКЛ было местом их рождения, родиной. В 1806 году местные староверы при помощи рижских купцов выкупили у графа М. Коссаковского землю и деревня Рымки стала именоваться «деревней свободных хлебопашцев». В 1816 году в ней проживало 297 человек, в 1824 – 328, всего к этой деревне было приписано 1132 человек. В 1820-х годах старостой деревни был Панфил Филшгов[ич] Тимофеев. Деревня Рымки вместе с окружающими её русскими старообрядческими деревнями Ковенского уезда была расположена вдоль участка оживленной торговой артерии – дороги из Петербурга в Варшаву через Ковно, что способствовало росту зажиточных хозяйств.

В XIX веке, после разорения Дегуцкой общины, римковская община стала крупным центром староверия Ковенской губернии – «корень старообрядчества», поддерживала связи с Россией, Митавой (ныне Елгава), Динабургом (ныне Даугавпилс), Поморьем, Стародубскими скитами. В середине 1820-х годов Василий Елисеевич Панкрашонок состоял «пономарём при Римковской часовни». В середине 1820-1830-х годов в римковской общине служил наставник Климат Васильевич Анкудинов, имеются сведения об иноках. В начале 1840-х годов наставником был 76-летний Феодор Васильев[вич] Радионов, в 1860 — начале 1870-х – духовный отец Сава. В период гонений на старообрядцев при Николае I римковская община сохранила свой храм и, по сведениям властей, в 1860-х годах была главнейшей, пользующейся особенным уважением среди старообрядцев.

В начале XX века римковская община насчитывала предположительно не менее 1000 прихожан. В одной только деревне Рымки проживало 415 человек. Сначала римковская община была федосеевской, переход же к поморскому брачному согласию произошёл в период между 1820-1830-ми годами и концом XIX века. Около 1900 года при помощи помещика Коссаковского римковская община построила новый каменный храм во имя Рождества Богородицы. В 1901 году наставник Никифор Иванович Анкудинов был участником местного съезда наставников в Вильне; прихожане Фотий Кильбуков и Иван Петров представляли римковскую общину на съезде старообрядцев северо-западного. края в Вильне (1906). В начале 1910-х годов служил наставник Михаил Жемчугов, председатель совета римковской общины – С. Ефремов.

В период 1-й мировой войны часть прихожан римковской общины, как и часть жителей Литвы, бежали от немцев на восток. Через четыре или пять лет многие вернулись в родные места. В 1918-1940 годах римковская община была одним из самых крупных приходов Старообрядческой Церкви в Литве. В 1937 году она насчитывала около 2140 прихожан. В 1920-х годах наставниками служили Пимон Панкратьев и Никон Колпаков, в 1930-х – Ф. Жемчугов и И. И. Поляков, бывший головщик храма. С 1932 года в совет римковской общины входили: Захарий Ефремов, Фома Соловьёв, Лукьян Скоробогатов, Филипп Голубев, Сергий Панкратьев. Во время 2-й мировой войны служение продолжали наставник Ф. Жемчугов и наставник И. Поляков, входивший с 1942 года в Духовный Совет при Центральном Старообрядческом Совете в Литовской генеральной области. Председателем совета римковской общины был А. Ефремов.

После 2-й мировой войны, с установлением коммунистического режима, для римковской общины наступили тяжелые времена. Наставник, видимо, не спешил с регистрацией римковской общины, поэтому уполномоченный СДРК прибегнул к административному давлению, в результате которого римковская община была зарегистрирована через три недели, в июле 1948 года. По устным рассказам, в советское время местные власти, а иногда и сами местные жители деревни Римкай – «комсомольцы-безбожники», ругали верующих за то, что они ходили в храм, даже выводили детей из храма во время богослужения. В послевоенные годы (до 1970) продолжал служение наставник И. И. Поляков. После него в римковской общине служил Пимен Петрович Панкратов, участник собора СПЦ 1974 года, позже – и. о. наставника Артем Блинов. С 1993 года в римковской общине своего наставника нет; некоторое время её обслуживал П. С. Скоробогатов из Каунаса, с 1996 года и до ныне – и. о. духовного наставника Феодор Феодорович Колосов.

В конце 1980-х годов римковская община пришла в упадок, поскольку (начиная с 1950-х) резко сократилась численность прихожан, оскудел церковный причт, опустел храм, лишившийся после неоднократных краж большинства икон. Основными причинами резкого сокращения численности римковской общины были коллективизация и переезд в города – в Йонаву, Каунас и другие. В начале 1990-х годов активизировалась небольшая группа прихожан во главе с председателем совета римковской общины Петром Лукошявичюсом. В 1994-1997 годах на средства общины и при поддержке самоуправления Йонавы храм был отремонтирован.

Подъёму римковской общины препятствует её малочисленность, отсутствие постоянного наставника. В середине 1990-х было около 100 исповедников; ныне римковская община насчитывает от 200 до 300 прихожан, многие из которых не являются постоянными жителями деревни Римкай. Согласно переписи населения Литвы 2001 года, в Йонавском районе было 1548 старообрядцев. В настоящее время богослужения и церковные требы в храме совершаются изредка, преимущественно во время погребений, исповеди. 28 февраля 2002 года прихожане П. Лукошявичюс и Т. Панкратов участвовали в соборе ДПЦ в Вильнюсе.

За последних 5 лет в храме был  отремонтирован пол, сделаны новые купола над колокольней. Сейчас храм нуждается в ремонте крыши и новых дверях.

Источник Древлеправославная Поморская Церковь в Литве

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля