Нынешний 2012 год богат различными юбилеями, среди которых отмечается 330-летие мученической кончины огнепального протопопа Аввакума и его единомышленников – иерея Лазаря, дьякона Феодора, инока Епифания.
Житие священномученика и исповедника Аввакума, увенчанного Христом за свои страдания и мученическую кончину небесным венцом, поражает неимоверным терпением, стойкостью, выдержкой, с которой он переносил выпавшие на его долю лишения и невзгоды.
Он пронес этот свой крест исповедника веры, не отступая перед испытаниями и не сгибаясь под его тяжестью. После церковного раскола в 1667 г. протопоп Аввакум был приговорен вместе со своими соратниками к ссылке в город Пустозерск, что находится на крайнем Севере, вблизи Ледовитого океана, в краю вечной мерзлоты, по слову Аввакума это место: «тундреное, студеное, безлесное».
Здесь последовало пятнадцатилетнее «сидение» его в земляной яме-тюрьме, о котором он писал: «Я сижу под спудом, засыпан землей. Несть на мне ни нитки, токмо крест с гайтаном, да четки в руке, чем от бесов боронюсь. Да что Бог пришлет, и я то съем, а коли нет, ино и так добро. О Христе Исусе питайся наш брат, живой мертвец, воздыханиями слезами, донеле же душа в теле, а егда разлучится, ино и так добро, жив – погребен». Но зарытый в землю и лишенный самого необходимого Аввакум продолжал свою проповедь в защиту старой веры, рассылал по всей Руси письма, послания, поучения, писал царям челобитные.
В Пустозерске им было написано знаменитое «Житие». Внимая призывам Аввакума мужественно хранить благоверие, все большее число русских людей вставало на защиту попираемого православия. В ответ на эту горячую проповедь последовал царский указ «сжечь пустозерских узников». 14 апреля 1682 года, в пятницу страстной недели Аввакум и его соузники были сожжены за «на царский дом хулы».
Сегодня, по прошествии 330 лет со дня мученической кончины священномученика Аввакума – борца за правду, богослова, писателя, исповедника и мученика, мы видим, что его дело не погибло, его духовные проповеди и наставления насущны и несут спасительную силу и подкрепление нам, его потомкам, которым он завещал нереформированную истинную Церковь, которую не одолеют врата адовы до скончания века.
Православные старообрядцы после кончины священномученика Аввакума свято хранят память о том святом месте, где он был сожжен, хотя города Пустозерска ныне не существует – в прошлом веке он был покинут последними жителями и исполнилось пророчество протопопа Аввакума: город был полностью занесен песком. Только намогильные кресты напоминают сегодня о предполагаемом месте сожжения святых мучеников, борцов за веру.
В этом юбилейном году наша Церковь, согласно решению Освященного Собора, по инициативе Костромской и Ярославской епархии наметили мероприятия по празднованию 330-летия кончины святаго священномученика Аввакума. В рамках этих мероприятий в Костроме состоялась Всероссийская научная конференция.
В сентябре сего года делегации Русской Православной старообрядческой Церкви во главе с митрополитом Московским и всея Руси Корнилием и епископом Ярославским и Костромским Викентием посетила святое место мученической кончины пустозерских страдальцев. В составе делегации из 16-ти человек были представители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калуги, Костромы и других. Делегация РПСЦ 10-го сентября прилетела в город Нарьян-Мар столицу Ненецкого автономного округа и была встречена на аэродроме заместителем руководителя аппарата Администрации округа Фериным Михаилом Михайловичем. Участники делегации были тепло встречены и размещены в обители святаго священномученика Аввакума, построенной совсем недавно старанием общины поморцев во главе с наставником Александром Ивановичем Ляпуновым.
11-го сентября была совершена служба Усекновению главы Иоанна Крестителя в помещении воскресной школы при Поморской общине. Наставник общины А.И.Ляпунов ознакомил гостей с музеем истории общины, где подробно рассказал о тех, кто хранит память о святом мученике Аввакуме и истории этой святой земли. Отец Леонтий Пименов подарил этой общине икону святаго священномученика Аввакума. Затем была совершена ознакомительная экскурсия по городу, которую провел сотрудник пустозерского музея Андрей Сергеевич Николаев, а также были посещены краеведческий музей и музей истории Пустозерска. Интересно, что музей Пустозерска ныне распложен в деревянном доме, некогда находившемся в Пустозерске и после его запустения перевезенном в Нарьян-Мар.
12-го сентября паломники на двух судах на воздушной подушке, предоставленных администрацией округа, прибыли в Пустозерск, где у поклонного Креста был отслужен молебен в память великих страдальцев за веру. Делегацию сопровождал представитель Администрации округа М. М. Ферин. Молебен состоялся под открытым небом при тихой безветренной и бездождливой погоде, хотя накануне было очень холодно, весь день шел дождь с сильными порывами ветра.
По окончании молебна участники поездки посетили часовни во имя святаго Аввакума и Анастасии Марковны, которые в этом году были построены старообрядцами при поддержке и помощи главы администрации округа И. Г. Федорова. Представитель Администрации Михаил Михайлович рассказал о перспективах развития Пустозерска как мемориального и музейного центра. Помимо прочего, на его территории пройдут археологические раскопки.
Все участники поездки были приглашены на трапезу, где были приготовлены дары северной земли. За столом беседовали об историческом событии – посещения Пустозерска и планах по его возрождению. Были пропеты духовные стихи, в которых воспевается подвиг великого страдальца за веру протопопа Аввакума.
13-го сентября делегация старообрядцев во главе с митрополитом Корнилием и епископом Викентием была принята главой администрации Ненецкого автономного округа Игорем Геннадьевичем Федоровым. Участники встречи поблагодарили главу округа за внимание и проявленную заботу и помощь в совершении поездки в Пустозерск и пожелали процветания Ненецкой северной земле и возрождения святых мест Пустозерска.
Комментариев пока нет