«Сказочные образы в русской керамике»

В Историческом музее открыта выставка о произведениях знаменитого рязанского керамического производства в городе Скопине. Более 80 произведений старинного промысла рязанской губернии будут впервые представлены широкому кругу зрителей — Государственный исторический музей располагает крупнейшей коллекцией скопинской керамики XIX века в стране.

До середины XIX столетия производство гончарных изделий в Скопине ограничивалось посудой — горшками, крынками, мисками. В 1860-е гг. здесь возник уникальный центр художественной керамики, просуществовавший до 1917 года. Местные керамисты, соревнуясь друг с другом в мастерстве лепки, изготавливали необычные скульптурные сосуды, покрытые желтой, коричневой и зеленой глазурью.

Декоративные фигурные сосуды скопинских гончаров — яркий пример того, как народный мастер воспринимает и объединяет мир реальный и мир фантазийный. Керамисты Скопина черпали свое вдохновение из народных сказаний и фольклора, переносили любимые образы в пластические формы кувшинов, подсвечников и скульптур, где сказочные персонажи — Полкан, Дракон, Сирин — соседствуют с животными и людьми. В ряде случаев один сосуд объединяет несколько персонажей, и такие произведения можно прочитать как сказочное или поэтическое повествование, близкое литературному жанру.

Экспозиция состоит из трех разделов. В первом зале рассказывается об истоках образного мышления, о графических и художественных источниках, вдохновивших гончаров на создание декоративных фигурных сосудов. Посетители увидят рукописные книги VII века и народные картинки середины XIX века. Такое соседство позволяет показать трансформацию героического эпоса в лубочную сказку.

Во втором зале представлены знаменитые фигурные сосуды и скульптура города Скопина: «Скопа и Орел — символ рязанской керамики», «Лев — царь зверей», «Двуглавый орел — царская птица», «Медведь — хозяин рязанских лесов», «Полкан — любимый былинный герой», «Человек — центр мира», «Домашние животные и птицы — прочтение окружающего мира», «Экзотические животные и птицы» — отражение мира неведомого, неизвестного.

Третий раздел дополнен расписными изразцами XVIII века с изображениями животных и людей. Печная керамика имеет развитый образный язык, основанный в том числе на народном фольклоре. Сопоставление двух видов керамического искусства позволит проследить преемственность мифологического и образного мышления в народном искусстве.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля