Уникальная выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия» открылась в Крестовой палате Суздальского кремля. Одна из крупнейших за последние годы экспозиций включает работы из собственной коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника и 9 ведущих музеев России.
Работа над созданием выставки шла в течение всего 2024 года. Команде «Владимиро-Суздальского музея-заповедника» удалось объединить в единую архитектурную и смысловую концепцию коллекции художника из разных музеев. Выставка охватывает весь период жизни Бориса Кустодиева. Через знакомство с произведениями живописи гости смогут погрузиться в образ подлинной России с ее гуляньями, ярмарками, православными праздниками, прекрасной природой, архитектурой и желанием жить здесь и сейчас. Атмосфера новогоднего Суздаля придаст посещению экспозиции особое очарование, неразрывно связывая прошлое и настоящее нашей страны.
Жители Владимирской области и гости Суздаля смогут в одном месте познакомиться с творчеством великого русского художника из Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея при Академии художеств, Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства, Музея-заповедника «Петергоф», Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина, Нижегородского государственного музея, Саратовского государственного музея им. А. Н. Радищева и Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
В интервью каналу «Вести-Владимир» Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, отметила:
Это уникальная возможность окунуться в этот мир патриархального Суздаля XIX века, и не только посмотреть это на картинах Кустодиева, но и, выйдя за пределы музея, за пределы комплекса Кремля, — оказаться в этой среде и увидеть ту Россию патриархальную, которую описал наш великий художник.
Как считают искусствоведы, художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом. Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи. Такие тенденции во многом шли вразрез с авангардными течениями модернистского искусства начала ХХ в. Эстетика модерна ориентировалась на другие стандарты красоты: изысканная чувственность, рафинированный излом, декаданс и усталость. Купцы, купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. Благодаря работам Кустодиева мы можем сложить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.
Неслучайно поэтому нарицательным стало выражение «кустодиевские женщины», обозначающее особый тип женской красоты.
Борис Кустодиев был академиком АХ, известным портретистом, создавал костюмы и декорации в Мариинском театре и МХТ, а также иллюстрации к книгам, революционные плакаты. А еще на своих полотнах он сохранил тот мир, который навсегда перечеркнула революция. На них множество интересных деталей, достаточно точно передающих дух времени.
Комментариев пока нет