На выставке «Иконы святителя Николы Мирликийского XVI–XX веков», открытой в Курганском областном художественном музее, помимо экспонатов из Музея русской иконы имени Михаила Абрамова и частного собрания Сергея Ходорковского представлены несколько образов из коллекции местного музея.
Икона «Никола Мирликийский со святыми Симеоном и Пелагией на полях» (вторая половина XIX века) — старообрядческая. Она происходит из деревни Обухово Притобольного округа Курганской области, где была Обуховская община, входившей в состав Курганского окружного духовного совета старообрядцев поморского согласия.
Одновременно с образованием поморской общины в Обухово был устроен и свой молитвенный дом в честь преподобного Савватия Соловецкого. В часовне имелись иконы и старопечатные книги.
Пелагия, изображенная на иконе, — византийская инокиня, жившая близ Иерусалима в середине V века. Симеон, скорее всего, Эмесский (монах, VI век). Он был изображен вместе с мучеником Киприаном и Иосифом Обручником на иконе «Знамение», которая была родовой у казака-воина Симеона. Казак Симеон и его братья защищали Иргенский острог в Забайкалье, где несколько лет пробыл протопоп Аввакум. Воевода Пашков, мучивший святого протопопа Аввакума в даурской экспедиции, мучил и его последователей в вере. Среди убиенных были Симеон и его братья-мученики.
Икона «Богоматерь Казанская, Воскресение, Никола Мирликийский; избранные святые: святые Зосима и Савватий, ангел-хранитель, святые Флор и Лавр; Димитрий, Георгий, Никита» выполняла роль небольшого семейного, сокращенного иконостаса. Избранные святые, возможно, соименные членам семейства. Этот образ в конце XIX — начале XX веков написан крестьянским мастером. Стиль — народный примитив. Фоном служит дешевая металлическая подкладка. Между тем, эта икона, как отмечают в художественном музее, являет почти совершенный образец народного (крестьянского) искусства.
Комментариев пока нет