В Москве открылась выставка Пермской художественной галереи. Экспозиция «От иконы к авангарду» представлена в «Новой Третьяковке», она посвящена 100-летию Пермской галереи и 300-летию Перми.
Проект знаменует две важные даты — 300-летие города Пермь, широко отмечаемое в этом году, и 100-летие Пермской галереи, которое музей праздновал в 2022.
Пермская художественная галерея — один из крупнейших и ярких региональных музеев нашей страны. Выставка в Третьяковской галерее включает работы из нескольких наиболее значительных частей собрания, составляющих гордость и славу пермского музея.
Открывает выставку искусное лицевое шитье и иконы XVII века.
Среди икон стоит выделить образ великомученицы Варвары с непростой судьбой. Икона была написана по заказу Строгановых для церкви Благовещения в Сольвычегодске. Со временем храм начал ветшать, и, чтобы собрать деньги на ремонт, Синод принял решение о продаже 200 икон. Так они оказались у купца и старообрядца Николая Папулина, который выкупил их для молельни в Судиславле. Через несколько лет в ходе кампании по борьбе со старообрядчеством Папулина сослали в монастырь, а его состояние и иконы конфисковали. Узнав об этом, граф Сергей Строганов подал прошение о возвращении ему «памятников христианского благочиния предков»: ему удалось вернуть икону и поместить в новый храм при Очерском заводе. После революции образ мученицы Варвары попал музей, а позже, в ходе реставрации, открылось, что средняя часть иконы написала в ХV веке (Ростовская школа), а живопись на полях датировали ХIХ веком.
Обширное собрание иконописи Пермской галереи представлено лишь пятью образами, среди которых два — работы мастера Оружейной палаты Семена Хромого. Известно всего пять икон его письма, четыре из них хранятся в Перми. Еще есть потрясающая ветхозаветная «Троица» иконописца Ильи Филиппова, также числившегося в Оружейной палате. Это единственная сохранившая его работа.
Нижний этаж выставки представляет не менее прекрасные и настрадавшиеся «иконы» русского авангарда. Здесь работы Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька «Пейзаж», Любови Поповой, Ивана Клюна, Александра Родченко, Василия Каменского и Давида Бурлюка. Некоторые из них появились в Перми в годы передвижных выставок авангардистов, другие были переданы во время перераспределения музейных фондов. Поразительно, но когда на авангардное искусство начались гонения за «формализм», сотрудникам музея удалось не только уберечь эти шедевры, но оставить в постоянной экспозиции галереи, которой теперь пришлось покинуть привычные стены Спасо-Преображенского собора.