В Музее Фаберже открылась выставка икон в драгоценных окладах

Более трехсот икон в драгоценных «одеждах» представили в петербургском Музее Фаберже на выставке «Красота святости и святость красоты». Золото и серебро, жемчуг, эмаль, руками самых известных русских ювелиров XVIII — начала XX века превращенные в уникальные произведения искусства, имеют несомненную духовную, материальную и художественную стоимость. 

Икону одевали в драгоценный убор в знак благодарности, по обету или в память о некоей божественной помощи. Хотя в исторической перспективе это одновременно и «вариант для бедных», и попытка сбережения святынь.

— В Византии иконы были цельнолитыми из золота и серебра, поэтому во время многочисленных войн к ним относились в первую очередь как к драгоценной добыче и до нашего времени они практически не дошли, — поясняет куратор выставки. — Оклады — это попытка воспроизвести изначально драгоценные иконы.

Для публики наибольший интерес представляют так называемые многодельные оклады — с применением самых разнообразных материалов и техник. К примеру, икона «Архангел Михаил», написанная между 1908 и 1917 годом на доске 35×31 см, украшена расписной эмалью по скани, чеканкой, гравировкой, гильошировкой, золочением, в убранстве фигуры архангела использованы жемчуг, бархат, шитье. Ее создали на московской фабрике Курлюкова, и этот богатый купеческий стиль очень импонирует зрителю. Его можно также увидеть в работах мастеров, трудившихся на фабриках Павла Акимовича Овчинникова, открывшего для Западной Европы русский стиль, а также мастеров Хлебникова, Сазикова, живописца по эмали Рюкерта.

На рубеже XIX-XX веков петербургские оклады и вовсе могли выглядеть как тонкая рамка. Кстати, узнать иконы из Северной столицы можно также по сюжету. Здесь особо почитались образ Спаса Нерукотворного из домика Петра I, который в Москве знали не особо, и образ Казанской Божьей матери.

В отдельной витрине представлены иконы, принадлежавшие членам Императорского дома Романовых. Например, старообрядцы Рогожской общины преподнесли в дар императору Николаю II икону «Святитель Николай Чудотворец»: блеск золота и серебра, яркие краски эмали, скань, жемчуг… Согласно датировке, икона была создана в 1894 году, но подношение старообрядцев, вполне вероятно, произошло позднее — в районе 1905 года, когда была объявлена веротерпимость, а старообрядцам дозволено открыто исповедовать свою веру и строить собственные храмы.

Как отметил председатель правления Культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже Владимир Воронченко, основная заслуга в организации выставки принадлежит коллекционеру и меценату Михаилу Карисалову. Большая часть экспонатов, 180 единиц, — из собрания его семьи, остальные — из коллекции музея. Учитывая, что иконы являются не только произведениями искусства, но и предметами личного благочестия, они никогда не выставлялись ранее одновременно в таком объеме.


Источник: rg.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля