Синод Православной церкви Украины (ПЦУ) утвердил переход на новоюлианский (григорианский) календарь с 1 сентября 2023 года. Об этом сообщил митрополит Киевский и всея Украины Епифаний (Думенко) на брифинге по результатам Поместного собора, передает агентство «Укринформ».
«С 1 сентября этого года ПЦУ официально переходит на новый юлианский календарь. Календарная комиссия нашей церкви уже подготовила соответствующий календарь, чтобы с практической стороны не было никаких препятствий», — сказал митрополит.
Митрополит Епифаний отметил, что вопрос перехода на новый календарь ПЦУ обсуждала на протяжении последних пяти лет. «Сейчас мы увидели, почувствовали и поняли, что верующие готовы к смене календаря»,— сказал он. Митрополит напомнил, что решение о переходе на новый юлианский календарь было принято на Архиерейском соборе в мае.
Также президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, в соответствии с которым Рождество на Украине теперь празднуется 25 декабря, сообщается на сайте Верховной рады. Этот день в стране будет выходным. Зеленский назвал празднование Рождества 7 декабря «реликтом российской идеологии» и поддержал решение ПЦУ о переходе на григорианский календарь. 7 января (прежняя дата праздника) исключили из перечня праздничных и выходных дней.
Остальные христианские Церкви восточного обряда отрицательно отреагировали на подобное решение.
Украинская Православная Церковь (под омофором митрополита Онуфрия (Березовского)) будет отмечать Рождество 7 января, несмотря на указ президента Украины о переносе христианского праздника на 25 декабря. Об этом заявил председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря).
Отрицательно к инициативе перехода на григорианский календарь отнеслись и в Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
На состоявшемся 27 июля 2023 г. заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата указано:
«Поспешное решение соборов ПЦУ о переходе на новоюлианский календарь в нынешних сложных условиях разобщенности Украинского Православия ставит под угрозу объединение всех православных юрисдикций в единую Украинскую Православную Церковь. и продиктовано в большей степени нецерковной составляющей общества.
Переход на новый юлианский календарь несет угрозу для сохранения украинских богослужебных и церковных традиций. Использование старого стиля, который сейчас действует во всех православных общинах Украины, не является русской церковной традицией, как отмечает Архиерейский собор ПЦУ в своих постановлениях, ведь им пользуются и другие поместные Православные Церкви, такие как: Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Польская, Македонская , а также все монастыри горы Афон. Кроме того, юлианский календарь в украинской истории играл большую роль как признак самоидентификации украинского народа против попыток насильственной латинизации».
Наши источники также сообщили, что Древлеправославная Церковь Украины (под омофором архиепископа Никодима (Ковалева)) также будет продолжать молиться по старому стилю. Юлианского календаря будут придерживаться и другие старообрядческие согласия этой страны.
В экспертном сообществе подтвердили, что переход на новый стиль ни в коем разе не будет способствовать умиротворению и консолидации в конфессиональных сообществах. Подобная календарная реформа, проведенная в Греции в 1924 году, привела к церковному расколу, существующему до сих пор. Предостерегающие голоса греческих историков Церкви, указывавшие на русский опыт XVII века, услышаны не были. По такому же пути календарной реформы, закончившейся раздорами и расколами, прошли церкви Болгарии, Сербии и Румынии. Наиболее ожесточенное противостояние новостильников и старостильников произошло в Румынии. По приказу новостильного патриарха Мирона у старостильников отнимались храмы и монастыри. В Куковском монастыре пятеро мирян были сброшены в монастырский колодец, где утонули.
Репрессии коснулись и староверов, проживавших на территории Румынии. Некоторые представители духовенства Белокриницкой митрополии были помещены в концентрационные лагеря, где власти принуждали их принять календарную реформу. Старообрядческому митрополиту Тихону (Качалкину) было предложено, чтобы он издал распоряжение совершать в старообрядческих приходах праздничные богослужения «по новому стилю». Владыка Тихон отказался, был арестован и заключен в монастырь, где находился до вступления в Румынию частей советской армии.
Окончательно гонения на старостильников в Румынии были прекращены, когда к власти пришло прокоммунистическое правительство, представители которого выказывали относительное равнодушие к церковным вопросам. Сегодня, по оценками специалистов, старостильная церковь Румынии насчитывает от 2 до 3 миллионов приверженцев.
Комментариев пока нет