В новосибирском Музее Н. К. Рериха открылась выставка «Древнерусская и старообрядческая икона XVI — начала XX века».
Как рассказала пресс-секретарь Сибирского Рериховского общества Надежда Грипич, более пятидесяти произведений иконописи музею предоставил Центр искусств Москвы. Работы созданы в различных иконописных центрах — Москве, Мстере, Палехе, Гуслицах, Невьянске, Ветке, Поволжье (в Романове-Борисоглебске и Сызрани), Поморье и Причудье. В собрании есть иконы, которые, кроме художественной ценности, имеют и мемориальное значение: например, икона «Святой Никола Чудотворец с избранными святыми» принадлежала семье Рерихов.
Основатель Центра искусств — коллекционер, эксперт в области искусства и коллекционирования, галерист, член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Андриан Мельников.
— В экспозицию вошли работы, ранее не представленные широкой публике. Все они тщательно подбирались, мы их находили в разных местах — на аукционах, частных коллекциях, галереях. Первая выставка состоялась в этом году в селе Верхний Уймон Республики Алтай, туда с конца XVII века перебралось много старообрядцев с Дона, Сызрани, Москвы. У осевших на Алтае семей были иконы, но, к сожалению, многие из пропали в разные годы — в период революции, войн, репрессий. Сейчас они «всплывают» на аукционах и в частных галереях, — отметил Андриан Мельников.
Музей Рериха с трудом вместил всех желающих ознакомиться с экспозицией в день ее открытия. Эксперт по культурным ценностям минкультуры РФ, ведущий научный сотрудник художественного отдела музея «Новый Иерусалим» Наталья Мерзлютина провела экскурсию. По ее словам, определить, в каком центре (мастерской) была написана икона, порой очень сложно. Стилистические отличия старообрядческой иконописи от произведений, которые создавались мастерами, относившимися к официальному православию, вплоть до рубежа XVII-XVIII веков оставались практически незаметными.
Из самых ранних работ на выставке следует отметить «Троицу Ветхозаветную (Гостеприимство Авраама) с избранными святыми на полях». Создание образа относится к древнерусскому периоду. Он был выполнен профессиональным мастером, работавшим в конце XVI — первой четверти XVII столетия в костромских землях. Иконография восходит к повествованию Книги Бытия об явлении пожилой бездетной семейной паре — Аврааму и Сарре — трех странников, предрекших им рождение сына. Подобные древние образы Троицы Ветхозаветной, написанные до церковного раскола, бережно сохранялись в среде староверов и служили источниками для копирования.
— Меня часто спрашивают: «Можно ли икону хранить в музее, показывать на выставках?» Важно, какому делу она служит. Конечно, прежде всего икона — это образ для молитвы. Но она служит и делу просветительства, утешения. Возможно, человек, придя на выставку, просто утешится и уйдет в лучшем настроении и с надеждой на светлое будущее, — отметила искусствовед Наталья Мерзлютина.
Выставка «Древнерусская и старообрядческая икона XVI — начала XX века» проходит при поддержке Сибирского Рериховского общества и Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Ознакомиться с ней можно до марта 2023 года.
Комментариев пока нет