В Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева действует выставка «Икона из Лальска. „Богоматерь Владимирская“ — итоги реставрации». На ней представлена икона, которая была привезена в музей в марте 1963 года научными сотрудниками Г. В. Поповым и В. В. Кириченко.
Владимирский образ Пресвятой Богородицы — один из наиболее почитаемых на Руси богородичных образов, который был привезен из Константинополя в Киев около 1137 года. В 1155 году князь Андрей Боголюбский поставил образ в Успенском соборе во Владимире. Для защиты Москвы от врагов икону в 1395 году принесли в московский Успенский собор, и там для нее в 1410 году был сделан драгоценный оклад, на полях которого в клеймах с килевидным завершением были представлены главные церковные праздники. В 1514 году был выполнен список с образа, на полях которого, как и на драгоценном окладе святыни были изображены праздники. Икона из Лальска своими пропорциями и расположением клейм повторяет именно этот список, хранящийся в московском Уcпенском соборе.
Приемы письма ликов на иконе ориентированы на традиции столичного искусства конца XVII — начала XVIII века, а живопись в клеймах несет в себе влияние стиля барокко, иконография же клейм восходит к западноевропейским образцам.
Памятник еще до проведения реставрации привлекал внимание специалистов и участвовал в выставках, но на момент экспонирования не был полностью раскрыт от поздней записи.
В этом году реставрация иконы, которая продолжалась в нашем музее в течении пяти лет, закончена. Были удалены старые ржавые гвозди от несохранившегося позднего басменного оклада, плотная масляная запись, утончено и выравнено авторское покрытие. Также были восполнены утраты левкаса, выполнены тонировки, нанесено новое защитное покрытие. Все описанные процессы задокументированы, поэтапно сфотографированы и подробно будут представлены на выставке, демонстрируя работу отдела научной реставрации Музея имени Андрея Рублева.
Икона представляет собой замечательное по уровню исполнения произведение устюжских мастеров второй половины XVIII века. Приемы письма ликов ориентированы на традиции столичного искусства второй половины XVII — начала XVIII века. Живопись клейм, с чертами стиля барокко и рококо, восходит к западноевропейским образцам.
Куратор выставки — заместитель заведующего отделом научной реставрации Музея имени Андрея Рублева В. Ю. Родионова.
Выставка приурочена к 75-летнему юбилею музея, который будет праздноваться в 2022 году.
Комментариев пока нет