Управление Министерства культуры России по Северо-Западному Федеральному округу передало иконы, оклад к иконе, а также мезенскую прялку с росписью и вологодскую прялку, покрытую краской, на постоянное хранение в Российский этнографический музей. Редкие вещи станут частью экспозиции музея, и уже в скором времени петербуржцы и гости города смогут их увидеть.
Все эти ценности, на первый взгляд, находятся в довольно хорошем состоянии. Однако, по словам директора музея Владимира Грусмана, прежде чем попасть в фонд музея, иконы отдадут в руки профессиональных реставраторов.
Мы должны убедиться в том, что на иконах нет жучков, различных бактерий или других поражающих элементов. Оклады (ризы) икон нужно почистить от грязи, пыли, а также осмотреть на предмет паразитов, — рассказывает Владимир Грусман. — Над ценностями будут трудиться реставраторы нашего музея. Во время осмотра вещей я лишний раз убедился, что это вполне по силам нашим специалистам, они владеют необходимой техникой реставрации подобных вещей.
Реставрация — это, безусловно, интересная для научных сотрудников сфера, однако для музея иконы интересны, в первую очередь, с этнографической точки зрения, а не с художественной. Коллекцию музея дополнили пять икон с одним сюжетом «Господь Вседержитель», киотный медный старообрядческий крест «Распятие», а также иконы Богоматери Ярославской, Богоматери «Всех Скорбящих Радость», «Святой Никола Чудотворец», а также икона в киоте с киотной рамой «Святой Петр Митрополит Киевский».
Интересна с этнографической точки зрения и икона «Святой Георгий Победоносец». Она выполнена не в канонической манере письма и представляет крестьянскую местную школу живописи. На ее примере можно наглядно проследить представление крестьян о летающем змии.
Пока трудно сказать, где конкретно были сделаны иконы. Думаю, что это смогут определить специалисты из Русского музея, которые изучат стиль письма и архивные материалы. Пока могу сказать, что, скорее всего, иконы делали в сельской местности, возможно, даже в Украине или в Белоруссии. Интересно, что лик иконы «Святой Никола Чудотворец» написан на доске, к которой приделали еще одну. Насколько известно, вторая использовалась как разделочная, что позволяет предположить, что вряд ли икону писали в Петербурге или Москве, — рассказал научный сотрудник Русского этнографического музея, доктор исторических наук Александр Островский.
По словам исполняющего обязанности руководителя Министерства культуры России по Северо-Западному Федеральному округу Андрея Ермакова, для специалистов различных музеев региона в хранилище ведомства находится еще много ценностей, которые еще предстоит передать.
К нам вещи, которые мы сегодня передаем музею, попали по решению суда. Они были изъяты специалистами Выборгской, Пулковской таможни и таможни Морского порта, а один из предметов обнаружили в Кингисеппе при попытке незаконного пересечения границы. По решению суда предметы передали в собственность государства, а затем — в наше хранилище, — рассказал Андрей Ермаков.
Как правило, хранители музея вправе сами выбрать те предметы, которые изымают у контрабандистов на границе. Ведь у каждого музея свое направление и специфика.
На позапрошлой неделе мы передавали вещи в один из музеев города Ломоносов, а в эту пятницу будем передавать ценности в Выборгский музей. Все музеи региона имеют доступ к нашему хранилищу и всегда в курсе, что там лежит, — добавил Андрей Ермаков.
К сожалению, пока специалисты затрудняются сказать, когда точно горожане смогут увидеть новые находки. По словам Владимира Грусмана, многое зависит от реставраторов, но спешить в такой работе точно нельзя, да и не зачем.
Наши реставраторы не сидят в ожидании работы. Есть план реставрации экспонатов, которые должны уехать на выставки по России и за границу. Эти ценности не пропадут, просто дождутся своей очереди. Главное, что они уже в музее, — отметил директор музея.
Комментариев пока нет