Андриан (Четвергов), митрополит Московский и всея Руси

Митрополит Андриан (Александр Геннадьевич Четвергов; 14 февраля 1951 — 10 августа 2005).

Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ; 2004—2005) с титулом Митрополит Московский и всея Руси.

Родился в старообрядческой семье, принадлежащей к известному роду казанских купцов Четверговых.

В 1974 году закончил Казанский авиационный институт, получил также начальное художественное образование. Работал в должности инженера-конструктора сначала в ЦКБ Оптико-механического завода, а затем в СКБ спортивной авиации.

В 1980 году сочетался браком с Натальей Александровной Штринёвой, происходившей из рода нижегородских старообрядцев.

В 1986 году оставил светскую работу и начал трудиться при казанском старообрядческом храме. Принимал самое деятельное участие в реставрации храма, проектировании и изготовлении иконостаса. Также освоил ряд рабочих специальностей: водителя и сварщика, плотника и кровельщика. Изучил церковные искусства и ремёсла: уставщика и головщика, реставратора икон, переплётчика книг. Позднее был избран председателем церковной общины.

С 1995 года трудился также в качестве иконописца. Написал иконостас для храма Екатеринбургской старообрядческой общины и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного Кафедрального собора Новосибирской и всея Сибири епархии в городе Новосибирске, написал для него часть икон.

В 1998 году овдовел, имея на попечении сына и двух дочерей.

17 октября 1999 года был рукоположён в сан диакона к Казанскому храму. Тогда же на Освященном Соборе был избран в кандидаты во епископы. 14 мая 2000 был рукоположён в сан священноиерея. В 2001 году принял иноческий (монашеский) постриг.

29 апреля 2001 года был рукоположён в сан епископа Казанско-Вятского, став на тот момент самым молодым старообрядческим архиереем. Обращал внимание на развитие издательской деятельности. При его участии были изданы такие книги как «Житие святого Павла Коломенского», «Житие святого Венедикта Нурсийского», сборник исторических очерков «Соль земли».

На Освященном Соборе 9 февраля 2004 года был избран митрополитом Московским и всея Руси. Настолование вновь избранного митрополита состоялось 12 февраля 2004 года в старообрядческом Покровском кафедральном соборе Москвы (на Рогожском кладбище).

Проявил себя сторонником открытости по отношению к внешнему миру. Так, на Освященном Соборе РПСЦ 2004 года он говорил:

Для того, чтобы вести миссионерскую деятельность, сегодня вовсе не требуется пускаться в дальние путешествия, пробираться в глухие места, где живут люди, непросвещённые Евангелием. Таких людей сегодня в избытке вокруг нас…Необходимо отметить важность нашей внешней активности.

Старообрядцы пока ещё не привыкли проявлять свою духовную активность во внешнем мире, удовлетворяясь тем, что государство, наконец-то, оставило их в покое и предоставило возможность заниматься своими проблемами. Однако очевидно, что такие настроения ведут к самоизоляции, ослаблению и вырождению. Это положение нужно решительно менять.

Владыка был сторонником диалога старообрядцев с Московским Патриархатом при сохранении полной независимости РПСЦ. В ходе своих поездок по российским регионам встречался с архиереями Русской православной церкви. Был первым предстоятелем РПСЦ, посетившим единоверческий храм (находящийся в юрисдикции Московского Патриархата).

Событием, нашедшим отражение в СМИ, стало выступление владыки Андриана на Всемирном русском народном соборе в марте 2005 года. Издание «Газета» отмечало в некрологе, что «речь митрополита Андриана поразила тогда многих чистотой и незатёртостью смысла его слов».

В своём выступлении владыка, в частности, сказал:

Как всякое испытание, грозящее смертельной опасностью, Великая Отечественная война пробудила чувство национального единства. Победа стала «иконой» народного единства, благодаря которому наша страна нашла в себе силы вынести немыслимые испытания. И в этом обретенном единстве, безусловно, сказалось вмешательство десницы Божией. Это настолько очевидная правда, что трудно было даже представить, что могут возникнуть ещё какие-то недоуменные вопросы.

Но сегодня, когда мы знаем несравненно больше о нашей истории, мы можем уже спросить себя: было ли это незыблемое единство народов СССР тем подлинным единством, которое как историческая заслуга приписывается Советской власти? Нам не следует забывать, что в скрытых глубинах общества ещё продолжалась неоконченная Гражданская война, неисчислимая часть народа сидела в лагерях по надуманным обвинениям, целые общественные слои, так называемые «бывшие», не имели возможности полноценно участвовать в жизни страны, а крестьяне были попросту лишены и документов, и элементарных человеческих прав.

Несмотря на болезни (страдал ишемической болезнью сердца, перенёс два инфаркта миокарда, операцию на сердце) проявлял большую пастырскую активность: совершил 7 архипастырских поездок, посетив 23 региона России, в том числе находящиеся в азиатской части страны, побывал на Украине и в Молдавии.

Сумел установить тесные связи с Московским правительством, благодаря чему в распоряжение Церкви были переданы два храма, была переименована улица Войтовича в Старообрядческую, предоставлено финансирование для восстановления духовно-административного центра в Рогожской слободе.

При нём епископат РПСЦ пополнился двумя епископами, он лично рукоположил 5 священников, 8 диаконов, 7 чтецов, 3 свещеносца.

В Рогожской слободе при его непосредственном участии 1 сентября 2004 года возобновило свою деятельность Духовное училище, закрытое в 1918 году, был создан информационно-издательский отдел и возобновлено издание «Вестника Митрополии». При содействии Русской Православной Старообрядческой Церкви прошел ряд научных и культурных мероприятий.

В 2005 под его руководством прошло празднование 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища.

10 августа 2005 года скоропостижно скончался в Кировской области в результате сердечного приступа, который произошёл во время традиционного старообрядческого Великорецкого крестного хода, который возглавлял митрополит. Это произошло на берегу реки Грядовица в 40–50 километрах от города Кирова. В сентябре 2005 года на месте кончины митрополита Андриана был установлен памятный поклонный крест.

14 августа 2005 года в Покровском соборе Рогожского посёлка в Москве погребальное богослужение возглавил духовный отец покойного главы Старообрядческой церкви, епископ Киевский и всея Украины Саватий (Козко) в сослужении местоблюстителя Московского престола архиепископа Иоанна (Витушкина), епископов Силуяна (Килина) и Корнилия (Титова). Похоронен на Рогожском кладбище города Москвы.

В 2006 году вышла в свет книга «546 дней старообрядчества в XXI веке», посвящённая деятельности митрополита Андриана в качестве предстоятеля РПСЦ.

22 июля 2016 года был заложен камень на месте будущего памятника митрополиту Андриану, а 6 декабря 2016 года в Казани открыли памятник.

Памятник в Казани

Торжественная церемония состоялась в сквере перед кафедральным собором Казанско-Вятской епархии РПсЦ. В церемонии открытия памятника приняли участие Президент Татарстана Рустам Минниханов, митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий (Титов), руководитель Исполнительного комитета Казани Денис Калинкин, представители Казанско-Вятской епархии РПсЦ и других традиционных религиозных конфессий, органов государственной власти.

 

Статьи и другие материалы о митрополите Андриане:

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля