Первая в России выставка старообрядческих икон Ветки и Стародубья из уникальной коллекции Светланы и Уго Риццо открылась в казенной палате Музея фресок Дионисия. Итальянцы Риццо впервые представили свою коллекцию общественности.
Светлана и Уго собирают иконы уже более 15 лет. Светлана Риццо рассказала:
Первый раз Уго принёс домой три иконы. Мы тогда в них ничего не понимали, ему сказали, что они достаточно редкие, а позже выяснилось, что их создает местный художник. После этой истории мы стали много читать о памятниках древнерусского искусства. Позднее появились в нашей коллекции иконы из Вологды, Великого Устюга, но особенные чувства мы испытываем к старообрядческим иконам Ветки и Стародубья.
Именно малоизученная до сих пор коллекция Ветки и Стародубья явилась миру в Ферапонтове.
На открытии выставки в Музее фресок Дионисия присутствовало российское научное сообщество, а также коллекционеры и антиквары из России, Латвии, Италии. Искусствовед, редактор журнала «Антиквариат» Михаил Чернов рассказал:
Со Светланой и Уго я познакомился очень давно на вернисаже. Они рассказали, что собирают коллекцию икон, и я предложил им делать акцент на определённом регионе, чтобы иконы имели не только духовную ценность, но ещё и научную. Уже тогда они сказали, что им нравится Ветка, и решили, что будут собирать именно её. Я их выбор одобрил и в течение всей жизни помогал советами. Теперь Уго и Риццо имеют в своей коллекции около 50 икон.
Ветка — небольшой остров на реке Сож (территория Речи Посполитой, ныне Гомельская область Белоруссии), называемый так по проливу, окружающему его и составляющему ветвь реки, и Стародубье (современные территории Брянской области в России и Черниговской области в Украине) являются одними из важнейших центров старообрядчества. Именно этот край в конце XVII-XVIII веков стал пристанищем для подвергавшихся жестоким преследованиям противников царской власти и нововведений патриарха Никона.
История этих мест — от заселения и появления там первых священников до времени борьбы с древлеправославием и строительства Покровской церкви, единственной церкви старообрядцев, а также её разбора, гонений насельников — собрана воедино и представлена на выставке в Музее фресок Дионисия. Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Ирина Бусева-Давыдова о коллекции Светланы и Уго Риццо сказала:
Ни в России, нигде в мире нет коллекции икон этой эпохи. А у наших друзей есть! Почему итальянцы собирают русские иконы? Наверное, потому, что они чувствительны вообще к любому искусству!
Искусствоведы отмечают:
До недавнего времени Ветка оставалась белым пятном. Огромное количество ветковских икон в силу близости границ оказались за рубежом. Они пополнили собрания Германии, Италии… Благодаря этой коллекции, представленной в Музее фресок Дионисия, мы можем не только увидеть, что такое Ветка и Стародубье, но и ознакомиться с информацией, которую собрали коллекционеры. Более подробного свода о коллекции старообрядческих икон юго-запада не предоставлял никто.
Ветковские мастера изготавливали иконные доски без ковчега, обычно из древесины мягких пород. Как правило, фон и поля покрывались золотом, по которому методом цировки наносились различные узоры, иногда применялось имитационное золочение. Использование цировки и других живописных приёмов на золоте: черневой росписи, проскребки и цветных лаков — говорит о знакомстве местных иконописцев с памятниками иконописи Оружейной палаты и подражании им. Выставка работает в Музее всё лето, а затем вернется в Италию.
Адрес Музея фресок Дионисия: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, Каргопольская улица, 8. Телефон: + 7 817 574 92 61, е-mail: ferapont-museum@mail.ru.
Дык, вроде, икона без ковчега и не икона вовсе? Коллизия, однако….
Перекличка со статьёй "Ипотека под ликами святых" — а стали ли оные ромеи древлеправославными християнами??!!