Выставка «Искусство книжного украшения»

В Лихудовом корпусе Новгородского кремля открылась экспозиция редких рукописных и старопечатных книг «Искусство книжного украшения». На выставке представлено более 60 предметов из фондов Новгородского музея-заповедника. Это берестяные грамоты; книжные памятники, связанные с историй развития книги; лицевые рукописи, а также рукописи и старопечатные издания с тератологическим, балканским, неовизантийским, старопечатным орнаментом, заставками и инициалами; переплеты и оклады книг из коллекции музея. Впервые на выставке в отдельной витрине будет экспонироваться богато иллюстрированный Апокалипсис конца XIX в.

Выставка «Искусство книжного украшения»

Выставка проводится в рамках подготовки экспозиции «Музей письменности» в Лихудовом корпусе кремля. На выставке древнерусская книга представлена как единое целое, в котором текст, заглавия, инициалы, заставки, миниатюры и другие виды орнаментального декора составляют смысловое, художественное и функциональное единство. Экспонаты выставки рассказывают о конструкции и процессе создания книжного кодекса, новгородских писцах и скрипториях, материалах и предметах для письма. На Руси материалом для книжного письма был пергамен, использовавшийся для изготовления книг до появления бумаги. Для повседневных записей применялась береста. Листами древнерусской книги «Новгородской Псалтыри» (XI в.) являются церы — восковые дощечки. С XIV века на Руси получает распространение бумага.

Чернильницы

Древний Новгород являлся одним из крупнейших центров производства рукописной книги. С XI века можно проследить существование новгородских скрипториев (мастерских по переписке рукописей). В XV веке складываются книгописные центры не только в самом Новгороде и пригородных монастырях, но и в отдаленных обителях. Треть древнерусских книг происходит из Новгородской земли. Куратор выставки Константин Десятсков отмечает: 

«Современному человеку достаточно сложно понять, учитывая, что книга, во многом, это был такой храм в миниатюре. То есть нам понять сознание средневекового новгородца в этом смысле довольно сложно, как они воспринимали рукописную книгу во всем ее богатстве и оформлении и текстового наполнения».

В новгородских скрипториях работали мастера разных специальностей. Рукописи часто сопровождались записями о времени их создания, о заказчике, «повелением», «строением», либо «благословением» которого переписана книга. Особо тщательно и роскошно украшались напрестольные Евангелия. На их драгоценных окладах было принято изображать «Распятие» и «Сошествие во ад» в качестве искупительной жертвы, а на углах четырех евангелистов.

Треть древнерусских книг происходит из Новгородской земли

Важными элементами внешнего украшения средневековых кодексов были конструктивные составляющие книг: переплеты, жуковины (блестящие камни), застежки разных типов, оклады из драгоценных металлов. Переплет состоял из деревянных крышек, покрытых кожей или тканью. После формирования книжного блока и соединения его с крышками к корешку сверху и снизу подшивались капталы (накладки), которые укрепляли блок. Переплет часто украшали тиснением по коже, гвоздиками с декоративными головками и узорными бляхами. Застежки разных типов фиксировали блок книги в закрытом состоянии. Мастера оформляли богатый оклад книги, который по желанию заказчика украшался драгоценными камнями, финифтью, жемчугом и тонкой филигранью. Внутренним декором рукописных книг являются особые типы письма, которыми владели древнерусские каллиграфы. Большинство рукописных книг написано уставом, полууставом или скорописью. Декоративным письмом, причудливой вязью выделяли заглавия и начала разделов в книге.

Экспозиция редких рукописных и старопечатных книг Новгородского кремля

В собрании Новгородского музея-заповедника имеются богато декорированные рукописные книги, оформленные в разных художественных стилях. Часть книг XV–XVI веков оформлены заставками балканского стиля. В неовизантийском стиле оформлено Евангелие 1596 года из Старорусского Преображенского монастыря. Примером оформления в старопечатном стиле является Синодик Иверского монастыря. Тератологический стиль характерен не только для рукописей XIII–XIV веков, но часто встречается в декоративно-прикладном искусстве и деревянной резьбе Новгорода. В древнерусской письменности глубина текста подчеркивалась оформлением книги — иллюстрациями-миниатюрами и орнаментом, которые обладали не только художественным, но и символическим содержанием. Рукописные книги с иллюстрациями принято называть «лицевыми». Именно новгородская книжная миниатюра была тесно связана с монументальной фресковой живописью, с иконописью.

Лихудов корпус Новгородского кремля

Экспозиция будет открыта для посещения до 31 марта в Новгородском музее-заповеднике по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, Кремль, 13 (Лихудов корпус). Телефон: +7 (8162) 77 36 08, е-mail: adm.novgorodmuseum@gmail.com.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля