При Отделе религиозного образования и катехизации Симбирской епархии начинает действовать Центр древнерусской богослужебной традиции РПЦ МП. 29 декабря 2016 года, в аудитории Духовно-просветительского центра «Апостол» состоялась конференция, посвященная реализации уникального проекта, направленного на приобщение населения Ульяновской области к духовному наследию Древней Руси.
На вопросы журналистов, представителей общественности и людей, заинтересованных в сохранении существующих и возрождении утраченных духовных традиций, ответили настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира протоиерей Сергий Кичигин, председатель отдела религиозного образования и катехизации Симбирской епархии иерей Даниил Гасников и председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Симбирска Владимир Басенков, которые рассказали о приоритетных направлениях работы нового Центра и о перспективах его развития.
«В 2009 году указом патриарха Кирилла в Москве был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Теперь по благословению митрополита Анастасия в нашем городе начинает действовать аналогичный проект епархиального масштаба. Симбирский центр будет способствовать приобщению современников к духовному наследию Древней Руси, поможет нам перенять тот высокий дух церковности, которым насквозь был пропитан быт наших предков. У них была непрерывная традиция, была преемственность, которую нам сегодня предстоит возродить», — отметил Владимир Басенков.
Председатель приходского совета Успенской единоверческой общины выразил надежду, что при Центре начнут действовать иконописная мастерская, школа знаменного пения, будут проводиться занятия по изучению священного Писания, церковной истории, богослужебного устава и бытовых традиций, которые неразрывно связаны с богослужением. По мнению Владимира Басенкова, подобные вероучительные и творческие занятия могут стать площадкой для общения и взаимодействия прихожан симбирских храмов, единоверцев и старообрядцев.
«Мы обязательно будем знакомиться с историей святынь, изучать памятники древнерусской культуры, совершать экспедиции в старообрядческие поселения. Старообрядцам удалось сохранить многие благочестивые традиции, которые нам следует перенять и возродить. Общение со старообрядцами имеет определенные специфические особенности. Важно понимать психологию этих людей, понимать, как с ними следует вести диалог, что может их ранить и оттолкнуть. Если старообрядцы зайдут в православный храм, то они вряд ли там останутся. Но оказавшись на единоверческом приходе, они окунутся в привычную для себя атмосферу, увидят, что у нас те же традиции, та же иконопись, те же бытовые привычки. Все это может помочь им вернуться в лоно Матери Церкви», — рассказал Владимир Басенков.
Он также выразил надежду на то, что возвращение «в лоно Церкви» даже одного или нескольких верующих будет способствовать уврачеванию церковного раскола и установлению молитвенного единства, а в лице «возвращающихся в лоно Церкви чад» единоверческие храмы получат «очень активных и твердых в своих нравственных убеждениях» прихожан.
Распоряжением Даниила Гасникова — председателя епархиального Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, директором епархиального центра древнерусской богослужебной традиции назначен председатель общественной организации «Симбирская Губернская Община», помощник депутата Законодательного собрания Ульяновской Области, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Симбирской епархии — Владимир Басенков.
В настоящее время работа Центра осуществляется при Свято-Владимирском приходе РПЦ.
Высказать предложения и пожелания по работе проекта, задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 960 374 38 32.
Источник: mitropolia-simbirsk.ru
Объективно говоря, собственных ресурсов как финансовых так и административных, для успешной миссионерской работы в старообрядчестве нет. В этой ситуации возникновение таких центров, это по сути та работа которую по нашей скудности берет на себя РПЦ. РПЦ занимает ту нишу, которую старообрядцы сами не в состоянии занять. Плохо это или хорошо? для старообрядчества наверно плохо, но есть в этом и положительные нотки, во-первых, действительно ведется хоть какая-то проповедь древлеправославия среди никониан, во-вторых всегда остается возможность у будущих воспитанников центра присоединиться к старообрядчеству (к любому из согласий по личным предпочтениям). Примеры последних лет показывают, что увлекающиеся древлеправославием никониане, а так же выходцы из единоверия продолжают переходить в старообрядчество.
Так может, если нет своих сил на работу "в массах", есть смысл работать с такими центрами, приставить от каждого согласия по ревнителю, и научат они и лица не холить (си. ниже) и т.д. и т.п….
Умиляет кавалерийский напор. На голом (не при митр. Анастасии будет сказано) месте и уже иконописные мастерские с вековыми традициями, школа (хоть не академия) знаменного пения, и т.д.
"Все это может помочь им вернуться в лоно Матери Церкви" — то есть центра древнерусской богослужебной традиции создан не столько для популяризации таковой в среде новообрядцев, сколько для миссионерской деятельности среди староверов… Дело хозяйское, конечно же, но мне кажется, это утопия. Единоверие вполне показало свою неэффективность даже и в лучшие времена. Скорее биритуализм привлечет к РПЦ оторванных от исторических корней староверов нежели единоверие. Большинству таковых и новообрядные храмы вполне подходят, если в них не запрещают молиться крестом которым бабушка научила.
Я бы с Вами,о. Андрей, согласился, если бы не два обстоятельства.
1. С чего Вы взяли, что центр создается в о с н о в н о м для миссионерской деятельности среди староверов? И как вообще Вы себе эту миссионерскую деятельность сегодня представляете? Не допускаете мысли, что единоверцам просто нужно понятное сверху обоснование своего существования?
2. Что Вы вкладываете в понятие "эффективность единоверия"? Если миссионерскую деятельность, но она в "лучшие времена" как раз была, к сожалению, слишком эффективна. Сейчас эта эффективность, в нашем понимании, измеряется совсем иными параметрами. И показатели неплохие.
1. Я взял это из слов самого руководителя центра Владимир Басенков: "Если старообрядцы зайдут в православный храм, то они вряд ли там останутся. Но оказавшись на единоверческом приходе, они окунутся в привычную для себя атмосферу, увидят, что у нас те же традиции, та же иконопись, те же бытовые привычки. Все это может помочь им вернуться в лоно Матери Церкви".
2. Рост единоверия был связан не с успехами по линии проповеди, а с фактами насильственного обращения старообрядческих скитов, монастырей и храмов в единоверческие, и параллельным закрытием, и разгромом тех староверских общин, которые проявляли непреклонность. Почему, собственно, когда сами новообрядцы стали к вопросам традиции индифферентны, то и единоверие практически иссякло, ибо ни государственной, ни синодальной поддержки более не имело. Даже лидер единоверия вл. Симон Шлеев стал биритуалистом. А после его кончины единоверцы вообще создали практически свою автономию. После ВОВ единоверие совершенно утратило всякое значение. Лишь наши попы-перебежчики: Судаков, Архангельский и Нефедов немного продлили послевоенную жизнь московских единоверческих общин. Лишь в наше время есть у новообрядческих священников определенный интерес к единоверию, но привлекательность его мне видится более всего в экстерриториальном подчинении единоверческих приходов, минуя местных благочинных и преосвященных. С этой позиции единоверие может найти много сторонников. Есть, безусловно, и искренние любители древнерусской богослужебной традиции в РПЦ, но пока их влияния не хватает чтобы хотя бы перебороть устаревшие стереотипы своих же одноверцев. Не так давно в традиционно единоверческом храме на Рогожке мне с удивлением и некоторым укором ответили, что храм не единоверческий, а православный. Мне кажется, что об успехах единоверия можно будет говорить тогда, когда в официальном катехизисе РПЦ в разделе о крестном знамени будет сказано не лишь о троепертии, но и о двоеперстии тоже.
"экстерриториальном подчинении единоверческих приходов, минуя местных благочинных и преосвященных" — что- то новенькое, или я что-то проспал….
Отцу Андрею.
по п.1 Басенков всё правильно сказал. Но Вы же не могли не обратить внимание на то, что его слова относятся к тем старообрядцам, которые з а х о д я т в единоверческие храмы. Это уже иного рода миссионерская деятельность, от которой и старообрядцы никогда не отказывались.
по п.2 Единоверие в начале и середине 20 века "иссякло" ровно по той же причине, что и старообрядчество. По этой же причине вл. Симон, как и иные единоверческие архиереи, стал биритуалистом.
Об успехах единоверия можно будет говорить после того, как в Уставе РПЦ будет ясно прописано, что существуют такие приходы; когда появится их типовой устав; когда будет прописано их каноническое устройство, определена схема управления. Ничего этого нет. И это красноречиво говорит о том, что перед ними не ставится никаких задач, существуют они "сами по себе", на действительно возрастающем интересе к благочестию Святой Руси.
А вообще, должен заметить, что логику действий иной конфессии не просто понять. Я, например, сообщения о новом древлеправославном митрополите, каюсь, воспринял как "местечковый инфантилизм", прошу прощения за неполиткорректность. Но, подумав, допускаю какую-то внутреннюю логику и обоснованность действий. Ровно также непросто понять действия единоверцев. Заверяю, что миссионерский мотив стоит отнюдь не первым. Хотя в каждой уважающей себя конфессии есть и миссионерский вызов.
Отец Иоанн, а по какой причине "иссякли" единоверие и старообрядчество?
По какой причине можно стать биритуалистом?
Отец Иоанн, я не могу поверить, чтобы Вы не знали о том, что происходило в России в 20-е и 30-е годы прошлого столетия. Иссякли христиане или их иссякли?
Биритуалистом , теоретически говоря, можно стать по двум причинам: по идейным и по практическим. Биритуалистами были первохристиане (включая Апостолов): многие соблюдали иудейский закон, а отчасти и новоустанавливающийся христианский.
Биритуалистами (мне больше нравится русское — двуобрядными) стали единоверческие епископы (следует думать — и священники) в силу экстремальных обстоятельств времени. Им приходилось
окормлять в с е х православных христиан какой-то территории. И в этом сказалась сила единоверия! Если бы они под большевистскими винтовками сказали, что эти "не наши , не христиане, вообще еретики", то грош бы цена была единоверию. Не думаю, чтобы это было бы сложно понять, но понять это необходимо. В этом лежит вероучительный рубеж. Для "никониан" форма малозначительна, для единоверцев важна, но не должна доминировать. Для старообрядцев — уж как есть… А экстремальные ситуации и проверяют — кто чему верит и на чем стоит. И поэтому я — сознательный единоверец, хотя и не простые для нас сейчас времена.
Показалось, что надо немного добавить. "Иссякание" староверия , единоверия, и, страшно сказать, всего православия в 20 столетии произошло не только и не столько из-за сатанизма большевиков. Причину "иссякания" староверы называют обмирщением, ученые — секуляризацией. Учитель мой, Иван Никифорович Заволоко, в "благополучной" Латвии издавал перед 2-й Мировой войной журнал "Родная старина". В нем был не только яркий призыв к любви Преданию, но и грозное осуждение современному старообрядчеству: утеря корней , идеалов, сути христианской веры. Много десятков лет назад он говорил: " В европейской части России староверов больше практически нет, есть в ы х о д ц ы из староверов". А сейчас и выходцев заменяют зашедцы. Со своей "шкалой ценностей".
Христианство — не эзотерической учение. Оно открывается любому жаждущему. Открывается и староверие. Открывается и единоверие. Но уж не всем и не сразу.
Отче, так старообрядцы всегда относились к новообрядцам лишь с позиции миссионерской деятельности. То что в РПЦ возрастает интерес к благочестию Святой Руси можно лишь приветствовать. Древлеправославие не талмудизм, который существует исключительно за счет противопоставления себя христианству. Мы себя новообрядчеству не противопоставляем, но напротив будем рады если новообрядцы вернутся к своим историческим корням, это можно лишь приветствовать. Возвращение РПЦ к благочестию Святой Руси разрушит средостение и предоставит всем нам реальную возможность для преодоления раскола.
"Мы себя новообрядчеству не противопоставляем" — Рожество Твое/ Христе Боже наш/, восия мирови/ Свет Разумныи! О преславного чудесе!!!!!
А что Вас так удивило? Талмудизм существует лишь на непрестанной борьбе с христианством. Без христианства и талмудизма нет. Мы же и помимо новообрядцев существуем. Нам с ними нет интереса копья ломать. У нас нет психологической от них зависимости и маниакального желания постоянно им что-то доказывать. У них своя свадьба, у нас своя. Все позиции уже давно обеими сторонами озвучены. Если же новообрядцы реально захотят вернуться к старому, то ясно, что мы будем рады, а если не захотят, то и как хотят. И помимо них миллионы людей не охвачены проповедью и ничего не знают о Древлеправославии.
Меня весьма радует информационная поддержка сайта "Русская вера", позиционирующего себя как "старообрядческий", епархиальной и приходской жизни братьев наших из РПЦ. Это весьма важно знать каждому старообрядцу. Однако хотел внести предложение. Мне видится, что политика сайта, мудрая и выверенная, все же несколько односторонняя. Старообрядческому порталу надо освящать так же и жизнь иных наших братьев 1-го чина, всенепременно разсказать о внутренней жизни хлыстов, скопцов, молокан. Наряду с отчетами о благих начинаниях епископата и прихожан РПЦ стоит коснуться и многогранного духовного мира июдейских и магометанских батюшек. Об их традиции пения, служения и вклада в общее дело единства и процветания нашей страны.
Эти холенные лица с гладко подстриженными усами и бородами лучше слов говорят о псевдоправославности это "центра"
Ну, наконец-то (последние 3 реплики), а то я думал и правда чудеса начались! Кстати, про скопцов и хлыстов я последний раз по поводу Распутина слышал, неужели до сих пор имеются? Feodosie, просветите!
Уважаемые читатели, и до 1917 года на страницах старообрядческих изданий рассказывалось о жизни иных конфессий. Так, в журнале "Церковь" существовала целая рубрика "Новости господствующего и иных исповеданий"
Не думаю, что здесь вообще уместны "Новости господствующего и иных исповеданий", но уж сколь иные из них имеют прямое отношение к старой русской вере и старому обряду, то, разумеется, очень уместны.
А вот от мазохистов, заходящих на сайт в поисках новых ощущений, надо бы как-то защищаться. Они сами не уйдут, им нужна "духовная пища" и возможность показать, что они "не такие как этот мытарь". А ведь так бы было просто: раздражаешься — и иди лесом, на сайты своего упования. Нет ведь, душа ищет раздражения и возможности кого-то унизить.
протоиерей Иоанн Миролюбов "А ведь так бы было просто: раздражаешься — и иди лесом, на сайты своего упования."
А просветите, протоиерей Иоанн, этот сайт какого упования?
А это, Игорь Львович, сайт ВСЕХ старообрядческих упований. Иль не знал? И рассчитан он на тех, кто способен терпимо относиться к иному упованию. Иль и это не понятно?
А единоверие это тоже старообрядчество?
Для вас, могу предположить, что нет.
Для меня — несомненно, да.
Смотря что понимать под старообрядчеством? Ненависть к РПЦ или соблюдение старых обрядов в любви к идеалам и традициям Святой Руси?
Думается, мое мнение вам и так понятно, без вопросов. Гораздо важнее в данном случае знать мнение создателей и администраторов сайта.
Единоверие — это и есть старообрядчество, так об оном мыслил староверский Иргизский Собор 1805 года. Если сайт посвящен старому обряду, то единоверие однозначно имеет к сайту отношение, а вот если Древлеправославию, то единоверие, увы, выпадает из контекста с любой точки зрения: хоть с древлеправославной, хоть с единоверческой.
о. Андрей, это игра терминов, а по сути вы подтвердили, что единоверие это не старообрядчество (древлеправославие) к коим относится РДЦ, РПСЦ, ДПЦ, ДКЦфсс. Да простят меня за аббревиатуры.
Осталось понять — здешний сайт как мнить себя?
И мне осталось понять: ДПЦ и ДКЦфсс — Это Древлеправославие? Это мне особенно интересно услышать от о. Андрея.
Еще о. Андрею: что Вы вкладываете в понятие Древлеправославие? Почему все же единоверцы не древлеправославны? Древлеправославна ли, например, РПСЦ?
о. Андрей конечно же ответит.
Но я уверен, что РПСЦ древлеправослана, а единоверие даже рядом не стояла.
Единоверие это эрзац православия, сиречь древлеправославия.
Конечно же мне интересно, что он ответит. Особенно про древлеправославие беспоповцев. И особенно после последнего Петербургского собора, где доктринально было зафиксировано абсолютно неправославное учение от отсутствии на земле благодати священства.
Мне просто интересно знать его мнение. Человека, с которым далеко не всегда согласен, но которого очень уважаю.
А вот Игоря Львовича я не знаю, как и не понимаю, на каком основании он считает себя экспертом в православии. Поскольку в его словах слишком много пафоса и дилетантизма, позволю себе усомниться, что Ангелы Божии, разделяющие людей пред Судом Божиим на православных и неправославных, будут с ним советоваться.
А я до сих пор наивно полагаю, что на Страшном Суде людей разделят на праведников и грешников…. выходит я ошибаюсь…
Да Вы что? На древлеправосланых истинного упования и происхождения, на древлеправославных сортом пожиже, на сомнительно древлеправославных разного вида и качества, на просто православных разных изводов и племен, на новоправославных разной степени отступничества от чистоты веры, ну и ,конечно, на еретиков всех чинов и безчиний, к коим принадлежит абсолютное большинство христиан. А если Ангелы запутаются, то древлеправославные эксперты им подскажут. И всё будет правильно!
Заметьте, протоиерей Иоанн Миролюбов, я на личности не переходил, а Вы почему то это себе позволяете. Может Вы не миролюбов?
Как же я могу переходить на личности, если мне про вас известно только то, что вы — Игорь, и, прошу пардону, Львович.? Может, во мне ясновидение какое проявилось?
А вот вы беретесь классифицировать старообрядческие упования, ничего о себе не сообщая. А это в данном случае интересно: откуда такое дерзновение?
А те оценки, которые вы "от ветра главы своея" даете единоверию, это уже не дерзновение. Это — дерзость.
Как говорит классик думского юмора: "отвечаю!" )))
В вопросах религии есть две точки зрения субъективная (верующих конкретной конфессии) и религиоведческая (неверующих ни в кого, кроме себя, специалистов-исследователей). Так вот субъективно, с точки зрения РДЦ, старообрядцами являются все, кто служит по старопечатным книгам первых 5 московских патриархов и содержит другие древлецерковные предания и обычаи, бывшие до раскола 17 века. А древлеправославными с нашей субъективной точки зрения в строгом смысле этого слова являются лишь чада Русской и Грузинской Древлеправославных Церквей. Поскольку Древлеправославие — это не лишь богослужение, но вероисповедание. Старообрядцем может быть кто угодно, пожелавший служить по-старому. А древлеправославным — лишь член Древлеправославной Церкви, соединенный с ней посредством правильного, законного крещения, освящающий себя и прочими таинства Древлеправославной Церкви. С определенной оговоркой мы можем отнести к древлеправославным (в смысле вероучения) и христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию, поскольку в вопросах вероучения у нас с ними нет разногласий. Наши разногласия скорее канонического порядка. И они могли бы были быть давно уже преодолены, если бы с обеих сторон была к этому добрая воля и решимость. Отнести к древлеправославным беспоповцев мы не можем, поскольку считаем, что Бескровная Жертва будет приноситься до Второго пришествия, а они считают Жертву утраченной. С нашей точки зрения, никто из святых древней Церкви не учил о том, что священство исчезнет, а Причастие иссякнет…
При это вполне естественно, что каждое религиозное общество, содержащее «старый обряд», может совершенно свободно усваивать лично себе наименование «древлеправославный». А уж человек ищущий сам определит, какое общество сему наименованию соответствует.
Что же касается сайта, то он создан для всех, кто любит и интересуется «старым обрядом», а коль так, то, наверное, и участвовать в работе сайта могут все таковые без ограничений по конфессиональной принадлежности. Почему, если можно давать возможность высказываться по старообрядческим вопросам новообрядцам Б.Кутузову и Е.Агеевой, нужно запрещать высказываться единоверцам? Дореволюционная старообрядческая печать, безусловно, с фильтрацией, но трибуну предоставляла всем.
Помните в Евангелии на похожую тему? – «При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Исус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лук.9:49-51). Единоверцы проводят значительную работу по популяризации староверия в новообрядческой среде. Мы на такое абсолютно неспособны. Ибо уши новообрядцев сразу же затворятся, узнав, что рассказик не почитает Матронушку. А вот, когда новообрядцы видят, что по-старому служит их член Синода митр. Ювеналий, крестится двумя перстами дипломат митр. Илларион и благосклонно о староверии рассуждает патр. Кирилл, то позиция начинает меняться. А это в свою очередь дает возможность и староверам собирать там, где не сеяли :)
"…ибо кто не против вас, тот за вас» (Лук.9:49-51) Увы!!! Никто эти слова, как и слова о любви к ближнему (и даже врагу), не воспринимает как руководство к действию. Против ли никониане старообрядцев всех согласий? Отнюдь. Против ли старообрядцы никониан? Отнюдь. Потому что, если отбросить властолюбие князей церковных и укорененную неосведомленность о жизни других, то делить русским православным христианам, по большому счету, нечего. Все неувязки и противоречия МОЖНО и реально решить при наличии любви и доброй воли.
Своим незрелым умишком могу предположить, что главное опасение старообрядцев при приближении к РПЦ — боязни ассимиляции. Т.е. неверие в свою духовную стойкость, способность оздоровить (столь необходимо) атмосферу в Русской Церкви (подразумеваю не РПЦ, а все сообщество православных христиан).
…. и полетели в него тазики и мочалки….
А названия…. ну, вот это — точно от лукавого….