11 октября 2016 г. в Российской национальной библиотеке состоялись два заседания ежегодного международного научно–творческого симпозиума «Бражниковские чтения — 2016» на темы: «Воспетая святость: Гимнография святым в древнерусских певческих рукописях» и «Рукописные памятники: находки и открытия».
В 2016 году «Бражниковские чтения» посвящены празднованию 1000–летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон, которое широко отмечается в России. В этой связи в докладах были представлены темы, связанные с почитанием в Русской земле афонских святых и святынь, важной частью которого было церковно–певческое искусство. Кроме того, участники чтений представили научному сообществу свои наблюдения над рукописной певческой книжностью.
В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) состоялось открытие выставки, связанной с темой симпозиума: «Афонские певческие памятники и службы афонским святым в рукописных собраниях Российской национальной библиотеки», где были представлены рукописи Х–XVIII вв., привезенные из афонских монастырей, а также подаренные Библиотеке афонскими иноками.
В 1860 г. три нотированные греческие рукописи XIV–XV веков поступили в Императорскую Публичную библиотеку от князя Михаила Дмитриевича Волконского, увлекавшегося древними традициями церковного пения.
В рукописях сохранились записи о принесении списков певческих рукописных книг в дар в «Российско–Императорскую публичную библиотеку» от монахов Зографского монастыря, основанного в 919 г. тремя братьями, уроженцами города Охрид в Болгарии: Моисеем, Аароном и Иоанном.
При Михаиле Палеологе Зограф, как отказывающийся присоединиться к унии, был разорен. 740 лет назад, 10 октября 1276 года, в башне монастыря латинянами были сожжены 26 преподобномученика, воспротивившихся унии с Римом. Монастырь был возобновлен молдавским воеводой Стефаном III Великим только в 1502 году.
Эти рукописи являются уникальным источником для изучения византийской нотации, а также позволяют составить представление о работе над составлением и упорядочением церковных певческих книг, над которыми работал и известный музыкант и теоретик Иоанн Кукузель.
На выставке также были показаны и русские певческие рукописи XV–XVIII вв., в состав которых вошли песнопения, посвященные афонским святым — Григорию Паламе (1296 — 14 ноября 1359), Афанасию Афонскому (ок. 925 — 5 июля ок. 1000), Петру Афонскому (ум. в 734), Савве Сербскому (ок. 1169 — 14 января 1236), почитавшимся в России.
В одном из разделов выставки представлены певческие рукописи с образцами эфиопской системы нотной записи.
В Эфиопской церкви начиная с V в. стала складываться пустынническая монашеская традиция. Многие эфиопские монахи были высокообразованными людьми, и к VII в. перевели Библию с сирийского, коптского и греческого языков на язык геэз, который до сих пор используется в Эфиопской церкви. Несмотря на то, что в Эфиопской церкви священные песнопения практически полностью передаются по памяти, здесь существует совершенно уникальная система записи — своеобразные памятные знаки.
Разные виды нотаций, помещенные в таблицы, были составлены Николаем Федоровичем Финдейзеным — музыковедом, педагогом, издателем «Русской музыкальной газеты» для курсов музыкальной археологии и палеографии в Археологическом институте.
Во время открытия выставки прозвучали древнерусские и греческие песнопения в исполнении ансамбля Санкт–Петербургской консерватории «Знамение» (художественный руководитель — Татьяна Швец) и ансамбля «Ключ разумения» (художественный руководитель — Наталья Мосягина).
Чтения проводятся ежегодного в память о выдающемся исследователе древнерусского певческого искусства Максиме Викторовиче Бражникове, авторе расшифровок певческих рукописей XII–XIX веков.
Организаторы симпозиума — Российская национальная библиотека и Санкт–Петербургская консерватория.
Источник: nlr.ru
Комментариев пока нет