Идея сделать цветные фото посещала многих. Кое-кто даже добился успеха. Скажем, Адольф Мите. Или пионеры кинематографа братья Люмьер. Однако их опыты больше напоминали унылые чёрно-белые снимки, раскрашенные вручную, — цвета неестественные, то блёклые, то слишком яркие. В мастерской Адольфа Мите работал русский инженер и фотограф Сергей Прокудин-Горский. Именно он довёл до ума цветопередачу.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (30.08. 1863 – 27.09.1949) принадлежал к одному из старейших дворянских родов России, представители которого более пяти столетий верно служили своей стране. Как и большинство гениальных людей, Сергей Михайлович был разносторонним человеком — обожал точные науки, был талантливым химиком и учеником самого Менделеева. Русский фотограф, изобретатель, общественный деятель, педагог, член Русского Императорского географического, технического и фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Благодаря своим собственным оригинальным исследованиям получил патенты на способы создания цветных слайдов и проектирование цветных движущихся фильмов.
Родился в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии, учился в Александровском лицее, однако не закончил полного курса. В 1886-1888 гг. слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Изучал живопись в Императорской Академии художеств. В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.
В самом конце XIX века Прокудин-Горский начинает серьезно заниматься фотографией и в 1901 году открывает в Петербурге свою «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую». Более всего его интересует возможность получения фотографическим способом цветных изображений. И в конце 1902 года он делает первое сообщение о методе изготовления цветных фотодиапозитивов, основанном на трехкратном фотографировании одного и того же объекта через три различных светофильтра.
Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является факт, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года. С 1904 по 1908 г. Сергей Михайлович много путешествует и снимает цветные фотографии Дагестана, Черноморского побережья, Санкт-Петербургской губернии, Кавказа, Крыма, Украины. В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах.
Примерно в 1907 году Прокудин-Горский придумал и сформулировал план использования возникшего технологического прорыва в области цветной фотографии для систематического документирования Российской Империи. Несмотря на амбициозность самого проекта, его конечной целью было ознакомить учащихся России с обширной и разнообразной историей, культурой и развитием империи при помощи «оптического цветного проектирования». Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились.
В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Его грандиозная «Коллекция достопримечательностей Российской империи» — яркий пример подвижнического служения искусству и ценнейший памятник общекультурного масштаба.
Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Во время революции фотоархивы Прокудина-Горского частично погибли, частично были вывезены за границу. Сейчас значительная часть этих архивов находится в Библиотеке Конгресса США.
Также предлагаем нашему читателю подборку фотографий С.М. Прокудина-Горского, взятых из открытых источников сети интернет.
Комментариев пока нет