134 года назад был испытан первый русский самолет

20 июля 1882 года был испытан самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским. Это был первый в России и один из первых в мире самолётов, предназначавшихся для подъёма человека. 

Идея создания летательного аппарата возникла у А.Ф. Можайского, по словам его сына, в 1856 году. Однако активную работу над проектом изобретатель начал только в конце 1860-х годов. Замысел аппарата сложился к 1873 году. Опыты Можайского над большим воздушным винтом, приводимым в движение паровой машиной, были первыми в мире опытами такого порядка. В результате проведенных исследований Можайский пришел к выводу, что можно использовать сопротивление воздуха для создания подъемной силы.

В январе 1877 года особой комиссией Главного инженерного управления Военного министерства была рассмотрена просьба А. Ф. Можайского о предоставлении ему денежных средств (в размере 3000 рублей) на проведение научных исследований, с целью получения данных, необходимых для постройки летательного аппарата тяжелее воздуха.

Программа опытов над моделями летательного аппарата, представленная Можайским Главному инженерному управлению, предусматривала исследование воздушных винтов, определение размеров и форм рулевых и несущих поверхностей, удельной нагрузки на крыло, разрешение вопроса управляемости и прочности самолета. В одном из пунктов программы говорилось об испытании действий «маленьких площадей на задней части крыльев, на повороты аппарата», т.е. предусматривалось испытание элеронов или, иначе говоря, органов поперечной устойчивости и управляемости самолета. Колоссальное значение этих испытаний станет ясным, если вспомнить, что Можайский исследовал действия элеронов за 31 год до француза Фармана, который якобы их изобрел в 1908 г., а братья Райт, построившие свой первый аэроплан в 1903 г., не имели о них никакого представления.

Предполагаемые расходы на разработку (включая экспериментальные работы), постройку и испытания аппарата, составляли 18895 руб. 45 коп.  Согласно проекту, самолёт должен был иметь два двигателя внутреннего сгорания системы Брайтона общей мощностью 30 л.с., расчётную скорость полета до 40 км/час, полётный вес около 820 кг (50 пудов), размах крыла 24 м и длину фюзеляжа 15 м. Предложение Можайского было рассмотрено комиссией под председательством профессора механики Инженерной академии генерал-лейтенанта Г. Е. Паукера. Комиссия отказала Можайскому в финансировании. Самолёт был построен на собственные средства А. Ф. Можайского.

Наземные испытания самолёта Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года. Документов, непосредственно зафиксировавших эти попытки, не сохранилось. Однако имеется ряд сообщений, появившихся уже после смерти А. Ф. Можайского — в конце XIX — начале XX века, многие из которых можно рассматривать как воспоминания очевидцев. Все они свидетельствуют, что во время одной из таких попыток самолёт потерпел аварию с повреждением крыла и, возможно, шасси. По одному из свидетельств «механик, управлявший машиной, потерпел увечье». Ряд из этих документов указывает, что имел место отрыв самолёта от земли.

Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран.

Модель самолета А.Ф. Можайского в Центральном доме авиации и космонавтики

Характеризуя историческое значение самолёта Можайского, В. Б. Шавров в 1969 году написал в своей книге «История конструкций самолётов в СССР до 1938 года», что самолёт Можайского был «первым в мире самолётом, построенным в натуральную величину, проходившим испытания и отделившимся от земли с человеком на борту». При этом Шавров признавал, что первый успешный полёт на самолёте был выполнен в декабре 1903 года братьями Райт. В 1974 году в Большой советской энциклопедии Шавров ограничился указанием, что «летательный аппарат [Можайского] представляет интерес как одна из первых практических попыток построить самолёт, пилотируемый человеком».

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля