23 мая (13 мая по старому стилю) 1666 года протопоп Аввакум был незаконно расстрижен и предан анафеме. Окончательный раскол Русской церкви стал неизбежным.
Патриарх Никон начал церковную реформу в 1653 году, что вызвало протесты протопопа Аввакума и его единомышленников. Но церковное единство было еще возможным. После ссоры патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем возникла надежда, что нововведения будут отменены. Впоследствии оказалось, что реформа имела для царя большое политическое значение и была продолжена.
9 мая 1666 года царь призвал участников Большого московского собора поддержать продолжение реформы. Через несколько дней на собор привезли протопопа Аввакума, попытались его переубедить: «Ты упрям; вся-де наша Палестина, и Серби, и Албансы, и Валахи, и Римляне, и Ляхи, все-де тремя персты крестятся; один-де ты стоишь на своем упорстве и крестишься двема персты; так не подобает». Но все уговоры были напрасны:
«Вселенсии учителие! Рим давно упал и лежит невосклонно и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам, а у вас православие пестро; от насилия Турского Магмета немощни есте стали; и впредь приезжайте к нам учиться», «побранил их сколько мог» и, наконец, «последнее слово рек: Чисть есмь аз и прах, прилепший от ног своих отрясаю пред вами, по писанному: лучше един, творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных».
13 мая протопопа Аввакума расстригли (лишили сана), подвергли анафеме за обедней в Успенском соборе и увезли в Пафнутьев монастырь, в котором «заперши в темную палатку, скованна, держали год без мала». После этого исповедника сослали в Пустозерский острог, где он провел 14 лет в земляной тюрьме.
Комментариев пока нет