14 мая в Доме причта духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском, открылась выставка, посвященная уникальному историко-культурному феномену — казакам-некрасовцам. Можно даже сказать, что это была не одна, а две выставки: «Некрасовцы — путь на Родину» и «Эхо времени. Кто такие казаки-некрасовцы». Накануне в Министерстве культуры прошло торжественное открытие «Дней казаков-некрасовцев в Москве».
Это мероприятие совпало по времени с отчётно-выборным собранием на нашем приходе. Оно проходило с участием благочинного и несколько затянулось. Тем не менее я рискнул поехать, стремясь попасть хотя бы к концу. Когда подъехали к зданию Министерства, раздался звонок: «Все уже закончилось, участники расходятся». Водитель на обратном пути: «Как жаль, что мы не успели!» Я: «Слава Богу, что мы удержались, не пошли только для того, чтобы отметиться и встретить кого-либо из знакомых, уже выходящих с мероприятия».
Делегацию некрасовцев встречали хлебом-солью у входа в Покровский кафедральный собор (в нём они пропели пасхальный тропарь). После официальных приветствий и выступлений в Доме причта началась экскурсия. Приехав пораньше, я уже всё осмотрел. Отмечу то, что наиболее запомнилось. «Они обрели Родину» — название одной из нескольких статей, посвящённых вернувшимся из Турции соотечественникам. Кандалы и пара книг, направленных против ревнителей древнего благочестия (Феофилакта Лопатинского и Димитрия Туптало), — как свидетельства гонений, подвигших покинуть Родину (первая книга из Библиотеки редких книг и рукописей РПсЦ, вторая — из Собрания Рогожской казачьей станицы; обе книги написаны в 1745 году). Известная гравюра со сравнительным изображением предметов литургического обихода и формы перстосложения до реформы и после нее. Над гравюрой небольшая скульптура под названием «Дума казака» — как, мол, поступить, как определиться — очень наглядно. Неожиданное фото «Некрасовцы во главе с атаманом на первой демонстрации в Советском Союзе 7 ноября 1962 года». Первыми священниками некрасовцев, когда они уже поселились в Ставропольском крае, были о. Трифон и о. Феофан. Последний был рукоположен Константинопольским Патриархом Афинагором и служил сначала в Русской Православной Церкви в Стамбуле. Письмо Хрущеву с ходатайством об открытии церкви (от 21 апреля 1963 года). Церковь была открыта только в ноябре 1964 года, через месяц после снятия генсека.
Турки после выезда старообрядцев из Турции оставшийся храм опечатали и не позволяли ничего вывозить (позднее за деньги часть храмовых принадлежностей вывести всё-таки удалось). Поразила фотография храма некрасовцев в Турции — уж больно он был ветхим и неказистым. Если бы не крест на нём, можно было подумать, что это хозяйственная постройка.
Далее на выставке наблюдаю стенд с текстом заветов атамана Игната (запомнилось: «В земле какого царя живем, тому царю и служим»). В Оттоманской империи старообрядцы получили право поселяться, где захотят (в основном они жили около озера Майнос). В 1739 султан издал фирман (указ) о привилегиях для некрасовцев. Атаману была вручена золотая булава как знак власти. Вначале старообрядцы платили только военный налог, но с введением в 1908 году всеобщей воинской повинности старообрядцев стали призывать в турецкую армию (на выставке было немало фотографий молодых некрасовцев в турецкой военной форме).
Картина, на которой на фоне Босфорского залива изображены инок Павел Белокриницкий и митрополит Амвросий. Фотография с обретения мощей митрополита Амвросия (кисть его руки сохранилась нетленной). Большого объема схема об апостольском преемстве от Апостола Андрея через митрополита Амвросия и до наших дней (составлена по трудам свт. Арсения Уральского). Много предметов быта некрасовцев и информации на эту тему. Запомнилось о чистоте и удобстве их жилищ. Из кухни: о «пышечках» — лакомстве из печёного теста в сахарном сиропе с арахисом. «Обязательны на поминальном столе баранина, курятина, несколько видов рыбы» — странно.
По старинному обычаю на службах у некрасовцев поют только мужчины. Здесь же под руководством нынешнего священника некрасовцев о. Евлампия пели и женщины. Пели бодро, зычно и отчётливо. Ближайший помощник батюшки пропел по-гречески «Святыи Боже» (по окончании пения митрополит заметил: «Святитель Амвросий радуется, слыша пение на родном языке»). Сундуки, казаны, образцы посуды и одежды (женская одежда мне показалась слишком вычурной и «накрученной» — наверное, сказалось турецкое влияние; низкий стол, перед которым можно сидеть только на коленях, тоже, по-видимому, от турок).
Осматривая предметы быта, митрополит Корнилий указывал посохом на заинтересовавшиеся его вещи, прося рассказать об их назначении. «У меня в деревне домик, и это мне бы подошло», — сказал он о скромном домотканом коврике и деревянных сандалиях («ходули» «по-некрасовски»). По отношению ко мне Владыка как всегда был приветлив и благожелателен: «Отец Кирилл, а Вы у некрасовцев не были? По-моему, Вы весь мир объехали». К сожалению, как поведал экскурсовод, нынешние некрасовцы практически не занимаются ремеслами, главные их усилия направлены на возделывание огородов.
После окончания экскурсии вниманию присутствующих был предложен видеоматериал о первом круглом столе старообрядцев разных согласий.
Комментариев пока нет