Покровский древлеправославный девичий монастырь, что во граде Боровске у часовни боярыни Морозовой, был основан в 2005 году. Насельницами обители стали бывшие инокини РПЦ: в начале 2004 года в старообрядчество перешли игумения и почти все монахини Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря, недалеко от г. Ступино Московской области.
Древний Белопесоцкий мужской монастырь был основан в конце XIV в. В 1918 году он был закрыт большевиками. Его чуть было не сравняли с землей, но верующим удалось спасти здания через Комитет бедноты. Позднее в обители располагались музей и разные организации, в келиях жили семьи железнодорожных рабочих, а храмы и собор превратили в клубы… Позднее в бывшем монастыре располагались автоколонна и различные учреждения. 15 октября 1991 г. Ступинский городской совет народных депутатов передал комплекс Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в собственность Московского Епархиального управления РПЦ.
Монастырь возрождался уже как женский. В 1993 году сюда были переведены 5 монахинь из коломенского Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. Настоятельницей была назначена матушка Мария (Баранова). Инокини не только восстанавливали из руин здания древней обители, но занимались также изучением истории монастыря. Приходилось ездить по архивам, музеям и библиотекам. Монашеская община постепенно увеличивалась, приходили новые единодушные сестры. Все были молоды, около 20-30 лет. Так, игумении Марии было 26 лет, когда она отправилась осваивать полуразрушенные здания Белопесоцкого монастыря.
Изучая историю обители, инокини заинтересовались старообрядчеством. Сначала они общались с единоверцами, а в середине июля 2003 г. старшие сестры впервые посетили храм Русской Православной старообрядческой Церкви. Переход в старообрядчество был осмысленным. Перед монахинями встал непростой выбор: истинная вера или расставание с Белопесоцким монастырем, на восстановление которого было потрачено столько времени и сил. 15 января 2004 года, в канун памяти святых мучеников и исповедников Прохора, Вавилы, Леонида, Иакова и иже с ними, в Вязниках за древлее благочестие пострадавших, прошло монастырское собрание, на котором сестры окончательно решили перейти в старообрядчество — присоединиться к РПсЦ.
Чиноприем игумении и 12 инокинь совершил протоиерей Леонид Гусев. Поскольку они были крещены обливательно, о. Леонид крестил их в три погружения. Вновь был совершен иноческий постриг. Поэтому изменились имена матушек: настоятельница была инокиней Марией, а стала Олимпиадой. Первое время инокини жили в Москве на Рогожском, затем переехали в с. Рытово Владимирской области. Весной 2005 года о. Леонид принял иноческий постриг с именем Ливерий и через несколько дней скончался. Вскоре после этого инокини по благословению митрополита Андриана (Четвергова) переехали в Боровск Калужской области. Новый монастырь был основан при часовне боярыни Морозовой и переданного старообрядцам Покровского собора.
Некогда Боровск считался «цитаделью подмосковного старообрядчества». Тут томился в заточении протопоп Аввакум, были замучены боярыня Морозова и ее сподвижницы. Могила мучениц за древнее благочестие издавна почиталась в народе. После дарования свободы вероисповедания в 1905 г. старообрядцы предприняли несколько безуспешных попыток поставить здесь памятник. Сначала запрещала полиция, потом началась 1-я мировая война, революция, годы Советской власти. Крест на месте погребения мучениц удалось установить только в 1996 году, когда администрация Боровска выделила старообрядческой общине участок земли на Городище. 17-18 мая 2000 года на I (XIX) Учредительном Всероссийском съезде старообрядцев Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившем в Москве, был создан Комитет по строительству памятника-часовни боярыне Морозовой и княгине Урусовой в г. Боровске. Был проведен конкурс эскизных проектов часовни, на котором выбрали вариант новосибирского архитектора А. П. Долнакова. Внутри часовня делится на две части. Из верхней крутые ступени ведут вниз — как бы в земляную яму, где томились мученицы. Здесь находится надгробная плита с могилы страдалиц за древнее благочестие.
Строительство часовни было закончено в 2005 году. По словам В. И. Осипова, директора музея истории и культуры старообрядчества в г. Боровске, «к счастью, нашлись монашествующие, которые согласились в Боровске создать женский монастырь и взять под свое крыло эту часовню. Было бы страшно, если б она стояла пустая». Инокини Боровского монастыря дежурят в часовне-памятнике боярыне Морозовой, встречают экскурсии, рассказывая о старой вере, занимаются активной просветительской деятельностью, издают брошюры и буклеты по истории старообрядчества. И вновь занимаются восстановлением храма: величественный Покровский собор постепенно обретает былую красоту. 23 апреля 2014 года был установлен крест на центральном куполе собора.
Отвечаю всем сразу.
Как мне известно, Покровский собор был передан местной общине, но не оформлен, ещё где-то в конце 1990-х годов, если только мне не изменяет память. А в 2006-м я помогал матушкам в оформлении земельного участка, выделенного для обслуживания этого храма, в бессрочное безвозмездное пользование. Соответствующий договор со стороны Церкви был подписан игуменьей Олимпиадой. Процитирую выдержку из «Акта приёма-передачи в безвозмездное пользование Покровского собора»: «Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области … с одной стороны, и Пользователь, местная религиозная организация «Боровская православная старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы», в лице игумении Олимпиады (Барановой), действующей на основании Благословения Митрополита Московского и всея Руси Корнилия, с другой стороны, на основании договора о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в безвозмездное пользование местной религиозной организации «Боровская православная старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы» составили настоящий Акт о том, что Теруправление передает, а Пользователь принял в безвозмездное пользование Покровский собор…»
Таким образом, Покровский собор, прежде, чем был передан Путиным в собственность 2008 году, уже в конце 1990-х он находился в ведении местной старообрядческой общины, но тогда ещё не был оформлен надлежащим образом. Этим как раз и занялись матушки по благословению митрополита Корнилия (Титова). Цитирую этот документ за номером 473, от 30 декабря 2005 г. н. ст.: «Благословение. Благоговейная игумения Олимпиада! Благословляю Вас нести попечение о восстановлении храма Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Боровске и вести деятельность по организации на территории храма женского монастыря. Смиренный Корнилий (подпись, печать) Митрополит Московский и всея Руси». Думаю, «Русская вера» удовлетворится этим документальным подтверждением действительности создания монастыря в Боровске.
А теперь по поводу передачи в 2008 г. Путиным Покровского собора в собственность.
Насколько я осведомлён, то основанием получения права собственности общиной послужили два документа:
1. Акт приёма-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего имущество казны Российской Федерации, передаваемого в собственность местной религиозной организации «Боровская православная старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы» от 03.10.2008 г., подписанный от лица Церкви также игуменией Олимпиадой.
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 1321-р, подписанное Путиным В. В.
Что же касается оформления в собственность земельного участка вокруг собора, то это была отдельная песня. И весьма сложная, и долгоиграющая. Думаю, прихожане местной Введенской общины даже не подозревают о тех трудностях, которые пришлось пройти иноческой общине в отстаивании церковных интересов в сохранении целостности данного земельного участка.
Также был вопрос от Сергия, что сейчас происходит с реставрацией собора.
Лето и осень матушки занимались двумя малыми куполами, всего которых четыре. Но из-за долгов работа пока приостановлена. Вообще-то думается, почему бы местной «мирянской» общине несколько материально не помочь инокиням в этом деле? Чтобы закончить эти два купола, всего-то надо порядка 10 тысяч долларов. Хотя договор на реставрацию в настоящее время заключён на несколько миллионов. Так что Бог в помощь матушкам!
В общем, подключайтесь, кто может.
Да, ещё вопрос был о внутренней жизни этого монастыря.
Поскольку я иногда помогаю боровским матушкам в юридическом и финансовом плане, то во внутреннюю жизнь их обители носа не сую. Я их давно знаю, а потому уважаю и доверяю.
Огромная благодарность Вам, Евгений, за такие интереснейшие сведения об уникальном старообрядческом монастыре. И за ответ о ходе реставрации Покровского собора. Хоть я не старообрядец, но искренне желаю, чтобы вам всем удалось полностью восстановить этот красивейший храм.
как они могут оперировать благословением митрополита Корнилия не признавая его. и что за статус такой непонятный избегать молитвенного общения с христианами РПСЦ… Евгений, если вы с ними держите связь то узнайте ради любопытсва какого они точно упования. потому что судя по всему это похоже на случай с отколовшимися где-то за байкалом такимиже деятелями. может это их филиал?
Евгений, простите, не знаете ли Вы, что за конфликт упоминается в последнем Постановлении Собора Митрополии (см. http://rpsc.ru/news/itogi-zasedaniya-soveta-mitropolii-2/), из-за которого общину отстранили от попечения о часовне? Что случилось?
Михаил, отвечаю Вам.
Конфликта как такового нет, а была попытка городских властей рейдерского захвата часовни. Матушки сказали "нет" и не прогнулись. Власти подняли против них общину и обратились к Корнилию с просьбой убрать их из Боровска, что и было сделано.
Что-то похожее есть и в житии боярыни Морозовой: "враг позавидовал … власти восстали…", а попы предали.
И вот еще одна статья о Боровске, опубликованная в 2012 г. в газете "Культура", а перепечатанная в "Татьянином дне". Статья так себе, но там есть небольшое и весьма любопытное упоминание о боровском женском монастыре (или монашеской общине, если уж он действительно не зарегистрирован официально):
http://www.taday.ru/text/1663742.html
Благодарим Вас за предоставленную информацию, будем собирать материал для полноценной статьи в раздел "Общины и храмы".
Для полноты картины по всем вопросам затронутых в обсуждаемом материале приглашаем в Боровск для общения как с общиной,так и с администрацией города.
Спаси Христос! С общиной поддерживаем контакт.
Божией помощи вам. Фактическую и юридическую стороны дела выяснить можно, труднее будет узнать о духовной и молитвенной жизни обители, если инокини действительно принципиально отказываются общаться. Но вдруг у вас получится? Удачи!
Еще нашел в сети в одном из ЖЖ фото Покровского собора в Боровске, сделанные одним из паломников в апреле 2015 г. Не совсем свежие, но все же наиболее близкие по времени к нам.
http://rpsc.livejournal.com/91264.html
Вообще, конечно, собор действительно получается красавец. Купол очень хорошо восстановлен — прямо циклопическая мощь, залюбуешься.
Весной надо будет съездить в Боровск — самому посмотреть.
Обращение к иерею- буду благодарен за личный контакт starie1997@gmail.com
И уже в догонку к обсуждению, поскольку здесь набрался достаточно серьезный материал по истории боровских инокинь, для тех, кто заинтересуется этой темой в будущем. Нашел в книге старосты боровской старообрядческой общины В.Осипова такой текст о строительстве памятной часовни:
"В мае 2005 г. работы по часовне были продолжены. В течение лета и
сентября были завершены штукатурные и покрасочные работы внутри
и снаружи часовни, закончен стилобат. 4 декабря 2005 г. в боровском
храме Введения Пресвятой Богородицы состоялось праздничное бо-
гослужение, которое возглавил Митрополит Московский и всея Руси
Корнилий. После праздничного богослужения владыка Корнилий по-
сетил часовню. 19 декабря 2005 г. Митрополит Московский и всея Руси
Корнилий дал распоряжение о том, что «Боровской иноческой общине
во главе с игуменьей Олимпиадой поручается попечение за мемори-
альной Часовней боярыне Ф.П. Морозовой, княгине Е.П. Урусовой и
иже с ними в XVII веке за правоверие пострадавших». Боровские ино-
кини с усердием и упованием на Бога приступили к благоукрашению
часовни.
Осипов В.И. «…В Боровеск на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. Калуга, 2007.
Ссылкка вот: http://www.borovskold.ru/content.php?page=ihxwleib_rus&id=31&sid=2
Там же есть и фото, озаглавленное:
"У надгробной плиты мучениц
Феодоры и Евдокии. Митрополит
Корнилий, о. Артемон Шендригай-
лов, игуменья Олимпиада
(в центре) с сестрами".
о.Артемом — местный старообрядческий священник Введенского храма.
Возможно, что закавыченый текст и есть цитата из того отдельного распоряжения № 459 от того же 2005 года, о котором упоминает Евгений.
В Боровске только одна старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы которой в 2008 году распоряжение правительства России был передан Покровский Собор,поэтому как можно в 2005 году передавать на попечения то чего нет..Такое чувство что под именем Евгений прячутся сами "Монахини" ведь именно они говорят что все документы у них есть но их Общине не показывают,Митрополита не признают,избегают совместного молитвенного и духовного общения. Всем кто сомневается что монастыря в Боровске нет рекомендую обратиться к юристу Митрополии который подтвердит отсутствие решения о его создании.
"избегают совместного молитвенного и духовного общения".
А кто же тогда у них литургию служит? И вообще, все монастырское богослужение ведет? Разве не ваш местный священник?
"как можно в 2005 году передавать на попечения то чего нет"
В 2008 г. собор окончательно юридически оформлен в собственность общины, но в ведение ее он передан уже в 2006 г.
Покровский Собор после передачи не был освящен, алтаря нет,т.е.службы не проводятсяя в храм Введения где служит священник они не ходят.Кто их исповедует и причищает и бывает ли это одному Богу известно.ВВЫВОД кто они-делайте сами.
Если так, честно говоря, не знаю даже, что тут и думать… Может, они только в последнее время так? Потому что в сети есть, например, такая информация 5-летней давности о праздненстве в Боровске: http://samstar.ucoz.ru/forum/3-31-1 Упоминаются всенощное бдение, часы, обедница, праздничный молебен.
Несколько лет назад одна моя знакомая (старообрядка, белокриницкая) ездила туда в паломничество, ее хорошо встретили, впечатления она передавала именно как о "Боровском монастыре", но не помню точно, когда это было.
."………..По моей просьбе боровские матушки позволили разместить свою заметку о празднике в их обители:……….. Накануне в нашей обители монастырским чином было отслужено всенощное бдение…..", а теперь сами решите можно ли это совершать в неосвященном Соборе в котором нет алтаря.Крестный ход Верея-Боровк и в самом Боровске, служба у Часовни проводится ежегодно стараниями настоятелей Боровский и Верейской общин,казачества и активных прихожан с Рогожки, "монахини " ни какого отношения к этому не имеют,хотя и приглашают отдельных паломников на трапезу, при этом совместно с паломники не молятся и в трапезе участия не принимают.Сам крестный ход и службку у памятника-Часовни не посещают.
Теперь понятно, почему в материалах о крестном ходе Верея — Боровск в последние годы боровские инокини не упоминаются совершенно ни одним словом. Да, ситуация…
Насчет того, что Покровский собор и часовня являются собственностью Боровской старообрядческой общины храма Введения, и насчёт того, что эта община в Боровске «одна» и она «никому и ничего не передавала».
Не секрет, что в этом городе не одна, а две старообрядческие общины РПСЦ: одна, скажем так, мирянская, и другая – иноческая. Согласно Уставу РПСЦ, местные общины не могут распоряжаться своим имуществом без Священноначалия, то есть не могут ни чего-то взять, ни чего-то дать кому-либо самочинно. Такие «штучки» наказываются так, что поп и председатель, учинившие подобное самодурство, могут «полететь» согласно архиерейскому решению.
В данном случае история такова, как мне известно, что общине храма Введения, кроме, собственно, самого храма Введения на улице Циолковского в Боровске, были приписаны также старообрядческий Покровский собор и часовня Боярыни Морозовой в том же городе. Это было сделано ради удобства юридического оформления на тот момент, так как община храма Введения была очень малочисленна, а потому, чтобы зарегистрировать отдельную общину при соборе Покрова, в городе просто не хватало старообрядцев. Также и местный поп Артемон просто был против создания второй общины. В результате, как Покровский собор, так и новопостроенная часовня, будучи приписанными к общине храма Введения, попросту оставались брошенными во всех смыслах, а собор был в полном запустении.
Это обстоятельство сильно тревожило ныне покойного митрополита Андриана (Четвергова). Тогда как раз уже в РПСЦ появилась новая иноческая община бывших белопесоцких насельниц, которая при митрополите Андриане официально получила статус полноправного монастыря РПСЦ. У меня есть копия соответствующего постановления м. Андриана № 166 от июня 2005 г., первый пункт которого гласит: «Изначально сестричество Белопесоцкого монастыря было признано митрополией как женский общежительный монастырь …, исходя из чего на упомянутую общину распространяются все монастырские канонические правила».
Изначально митрополит Андриан намеревался послать общину в Николо-Улеймский монастырь, чтобы влить в него новые силы, тем самым укрепив его и обеспечив его дальнейшую жизнь и развитие. Ведь известно, что тамошние матушки, в основном, в очень преклонных годах. Однако, насколько я в курсе, новая монашеская община, с благословения м. Андриана, избрала самостоятельный путь. Ведь, как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Да и наверное, две игумении – это как два медведя в одной берлоге. А впрочем, это лучше спросить у них самих, вернее будет.
Тогда м. Андриан и послал их в Боровск, потому что его именно заботила судьба Покровского собора.
Потом митрополит Андриан умер, и уже митр. Корнилий (Титов) своим распоряжением поручил инокиням собор и часовню в Боровске. Спросите документы у матушек, они, может, вам покажут. Не могу взять на себя смелость без разрешения инокинь цитировать данное распоряжение митр. Корнилия дословно, но там чётко сказано, что данная иноческая община направляется именно в общину г. Боровска. Причём настоятелю Введенского храма и председателю общины вменяется в обязанность помогать инокиням в их обустройстве конкретно на территории переданного Покровского собора. Также сказано однозначно, что восстановление Покровского собора будет проводиться попечением инокинь, с последующей регистрацией восстановленных строений под монастырские нужды. То есть, естественно, зарегистрировать свой монастырь и свою отдельную общину, они смогут только тогда, когда будут отстроены и восстановлены подходящие для размещения монастыря помещения. Что неясно?
Отдельным распоряжением № 459 от того же 2005 года, Боровской иноческой общине поручено митрополитом Корнилием осуществлять попечение за Часовней боярыни Ф. П. Морозовой, княгини Е. П. Урусовой и иже с ними в XVII веке за правоверие пострадавших.
Так что, насколько я понимаю, сомнения о существовании в Боровске женского монастыря совершенно излишни. Тем более, что, благодаря своей довольно активной деятельности и уже существующим публикациям, этот старообрядческий монастырь с уникальной, хотелось бы так выразиться, историей, не может оставаться незаметным.
Как, впрочем, следует из вышесказанного и то, что всякая претензия кого бы то ни было на имущество, которое содержит боровская иноческая община, может быть направлена только на разорение именно уже существующего монастыря. Это надо понимать. А монастырей в старообрядчестве и так, мягко говоря, немного. За 10 лет после смерти митрополита Андриана до сих пор не слышно о создании ещё хоть одного монастыря, хотя отдельные иноки и переходят из никониян в РПСЦ, а бывает, что и обратно.
Даже среди архиереев РПСЦ нет ни одного, кто бы прошёл путь простого инока в монастыре.
В общем, монастыри надо беречь.
Евгений, а вам что-нибудь известно относительно особенностей вероучений инокинь о которых упоминалось ниже? Ну там что не все старопечатные книги признают и т.п.?
Евгений, спасибо за подробные пояснения. Что называется — четко, ясно и по делу. Скажите, а в какой стадии сейчас реставрация Покровского собора? С тех времен, которые описаны здесь, что-нибудь изменилось? http://ruvera.ru/articles/na_borovskom_monastyre_vozdvijen_krest
События указанные " Евгением" действительно имели место, однако документального подтверждения их, к сожалению, не имеется. Как уже было сказано, насельницы обители не идут на контакт, не говоря уже о том, чтобы представить документы подтверждающие изложенные факты.
Да, из всех приведенных здесь за последние дни сведений и фактов примерно такая картина и складывается. Ясно, что инокини и при часовне и при соборе оказались не просто так. А то, что они там все эти годы были — тому в сети множество свидетельств, можно было бы здесь привести хоть два десятка ссылок на посты паломников и туристов, бывавших в Боровске в 2006-2015 гг., но это в данном случае излишне. Не могли же они сами в этих храмах разместиться, понятно, что только решениями священноначалия.
С другой стороны, Ваши слова о том, что они не идут на контакт, подтверждают и правоту утверждений Владимира, что они избегают духовного и молитвенного общения с местной общиной. Что, по крайней мере, объясняет, то настороженное или даже негативное отношение к ним, которое здесь, в комментариях, звучало.
Вот эта информация об их невзаимодействии с местной общиной и со старообрядческой прессой, честно сказать, была для меня большой неожиданностью. Ну о том, что они "непоминающие" митрополита, это было известно, но то, что они сторонятся и простых своих единоверцев-старообрядцев — вот это очень странно. Потому что все материалы в сети и та же брошюра о соборе, изданная в 2013 г. показывали другое. И староста местной общины В.Осипов о них в своих публикациях хорошо отзывался. В статье, которую мы обсуждаем, приведены слова из его интервью. И вдруг, оказывается, такое.
Мое дело, конечно, в данном случае, сторона, но даже с исторической точки зрения трудно их понять.
> В 2005 году, по благословению митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова), инокини переехали
> в Боровск, где поселились в разоренных зданиях Покровского старообрядческого монастыря, до революции
> принадлежавшего старообрядцам Белокриницкого согласия неокружнического упования.
> С тех пор игумения Олимпиада и насельницы ведут восстановление святой обители. Также они присматривают
> за часовней во имя святой преподобномученицы и исповедницы Феодоры (боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой)
> и мучениц сестры ея княгини Евдокии, Иустины и Марьи, иже во граде Боровске за древлее благочестие пострадавших.
> (отсюда http://ruvera.ru/articles/na_borovskom_monastyre_vozdvijen_krest)
Так кому в итоге принадлежит Покровский собор Боровска? Выходит путаница. С одной стороны, собор вроде как принадлежит РПсЦ. Но восстановительные работы ведут инокини о которых РПсЦ даже не в курсе? Но работы по восстановлению идут. Но инокинь нет.
В любом случае, это история. И часть истории РПЦ, и часть истории РПсЦ, и часть истории русского монашества. А замалчивать эти события — ну какой смысл? История не замалчивает, история правильно осмысливает и дает оценку. Непростая это тема, многое в этой истории не ясно, а чем она кончится, вообще не понятно. Поэтому очень хорошо, что появился такой материал о боровских инокинях и произошло такое обсуждение.
Конечно, для РПсЦ это было бы большим приобретением. Ведь это настоящие инокини, выбравшие с юности именно монашеский путь, имеющие иноческую традицию и опыт. Причем, как мне говорили, изначально у них был упор именно на молитвенное, духовное делание. И даже простое перечисление их дел уже в старообрядчестве показывает, что они могли дать новое дыхание развитию монашества в РПсЦ. И ведь многое сделали. Почитайте даже эту брошюру о Покровском соборе в Боровске, они писали ее или не они, не важно. То, что там упомянуто — это действительно монашеское делание — и в смысле богослужения, и в смысле монашеских послушаний. Но, как тут в комментария было остроумно замечено, у них, видимо, сорвало "раскольный тормоз", и они уже остановиться в этих конфликтах не могли. Когда они яростно нападали на РПЦ, где начали свой христианский и иноческий путь — "никонияне", "еретики" и т.п. — так это на старообрядческих форумах часто встречается. А вот когда "еретиками" у них оказались чуть ли не все — тут и РПсЦ уже зачесала в затылке.
> тут и РПсЦ уже зачесала в затылке
Зачесала ли? Или отвернулись и завесили вопрос в воздухе?
И вот ещё. Епископ Алимпий (Вербицкий) — сейчас он в раздоре с московской митрополией, но до раздора был членом канонической комиссии и по некоторым мнениям самый авторитетный инок в РПсЦ. Так вот есть информация, что Алимпий говорил этим боровским инокиням примерно следующее в начале их старообрядческого пути: "Не лезте в город. Берите домики в заброшеной деревне и там стройте скит. А то каменные развалины в камень на шее превратятся."
"Не лезте в город. Берите домики в заброшеной деревне"
Любопытно. Если это действительно так, то первоначально они по этому пути, получается, и шли, когда жили в с.Рытово под г.Вязники.
И, кстати, интересно — не потому ли они там жили, что в последний год своей жизни там служил тот самый о.Леонид Гусев, который их присоединил к старообрядчеству? В статье об этом как-то неявно сказано, а ведь он там и погребен.
Об обстоятельствах же переезда в Боровск говорится в брошюре о Покровском соборе, которая продавалась на Рогожском — что это было горячее желание и настойчивая просьба митрополита Андриана, который мечтал основать при Покровском соборе женскую обитель. Но а так ли это было на самом деле — видите, в комментариях высказываются и другие мнения.
Ну а те, кто был в курсе, конечно, с печалью к этому отнеслись. Впервые об их уходе в старообрядчество я услышал в году 2006-м от священника, который некогда служил поблизости от них в Ступинском районе и знал их. Он так грустно сказал: Думается, здесь была проблема в неправильно выбранном духовнике. А что и кого он имел в виду — кто ж его знает?
А последняя монахиня из всего монастыря, которая в старообрядчества не перешла, у нее аж слезы на глазах выступили, когда я у нее спросил об игумении Марии. "Это было связано с большим искушением", так она сказала.
Так что, как в той песне — "кто-то теряет, а кто-то находит". Вот РПсЦ, можно сказать, в этой ситуации нашла, да только сама уже, судя по всему, не рада, уж простите за грустную иронию.
Еще к материалу статьи можно добавить такой момент — а как прореагировала Русская Православная Церковь на переход монахинь в старообрядчество? Не довелось пока прочесть их книгу "Белопесоцкий монастырь", может там и что-нибудь есть. Но о внешней реакции можно сказать одним словом — на эту тему наложено табу. О происшедшем не было и нет вообще никакой официальной информации — хотя бы осуждающей и т.п. Например, игумения Мария (Баранова) от должности настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря была отрешена постановлением Св. Синода от 25.03.2004 г. с таким объяснением — "в связи с тяжелым заболеванием". И неофициальной тоже информации тоже нет. Они не вычеркнуты из истории Белопесоцкого монастыря, но из его истории вычеркнут их уход. Нигде в публикациях о нем, в интервью новой настоятельницы, не упоминается, что вот, мол, было так, и пришлось восстанавливать духовую жизнь монастыря заново. Ничего! Очевидно, для нашей Церкви факт ухода целого женского монастыря в старообрядчество был серьезной раной. И, конечно, лично для митрополита Ювеналия это, наверняка, тоже было нелегко.
Кстати, не исключено, что это одна из причин, почему единоверию пока не дают епископа — возможно, опасаются таких вот случаев.
А кто-нибудь в курсе — само восстановление Покровского собора в Боровске сейчас в какой стадии? Крест на восстановленном главном куполе установили больше полутора лет назад. С тех пор как-то это дело продвинулось?
Думаю, что местная община все вопросы связанные с несуществующим монастырем,собором и памятником-часовней решит в терпимости к мнению всех,справедливости и с соблюдением норм и правил как внутрицерковных так и государственных.Конечно же при желании и стремлении к этому монахинь и безусловном, с их стороны, почитании Высокопреосвященннейшего Митрополита Корнилия
Справка: Покровский Собор и памятник- Часовня являются исключительно собственностью местной общины храма Введения Пресвятыя Богородицы
Вообще-то, да. В 2008 году были сообщения: "Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин подписал распоряжение № 1321-р, которое удовлетворяет предложение местной религиозной организации "Боровская православная старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы" Русской Православной Старообрядческой Церкви и Минэкономразвития России о безвозмездной передаче в собственность указанной религиозной организации для использования в функциональных целях находящегося в федеральной собственности объекта религиозного назначения — здания Покровского собора, расположенного в г. Боровске (Калужская область), по ул. Коммунистическая, д. 63"
Но тогда вообще ничего не понятно. Но в любом случае, значит, храмы были уступлены общиной храма Введения Пресвятой Богородицы инокиням. И ведь действительно староста общины В.Осипов очень нормально к ним относится, и приведенные в статье его слова — это из его интервью.
И Покровский собор они реально восстанавливают. И ведь какой красавец-храм будет. Даже мне, человеку со стороны, это видно. Настоящее украшение старообрядчества, что же в этом для староверов плохого?
Повторно: Покровский Собор и памятник- Часовня являются исключительно собственностью местной общины храма Введения Пресвятыя Богородицы.В Боровске только одна вышеуказанную старообрядческая община которая ни кому и ни чего не передавали.
Странно все это. Теперь понятно, почему такое молчание о них и на местном уровне.
Речь идет о юридической принадлежности. Раз монастырь не принял ИНН, то он не может образовать юридического лица, владельца собственности.
Справедливости ради надо отметить, что и до революции большинство старообрядческих храмов и монастырей не имели статуса юридического лица и здания принадлежали частным лицам.
Благодарю за четкое объяснение, вот теперь все действительно становится на свои места.
Согласно Федерального Закона от 26.09.1998 125- ФЗс изменениями и дополнениями религиозная организация существующая в формах указанных в законе должна быть зарегистрирована путем заявления или уведомления.Скорее всего причина указана правильно.Поэтому если религиозная организация не зарегистрирована то её и не существует.
По федеральным законам старообрядчества не существовало до 1905 года.
Сейчас РПсЦ всеми признана,гонения нет,живём в обществе законы которого признаем и которым обязаны подчиняться,даже и том случае если они кому либо не нравятся.
Освященный Собор РПсЦ и Совет Митрополии ни когда не принимали решения о создании в Боровске женского монастыря,приведенное название присвоено самочинно этими "монахинями",они же сами написали вышеуказанную статью."Монахини" избегают совместного молитвенного и духовного общения с местной общиной,хотя везде представляется её членами,ведут по сути дела раскольническую деятельность.
Есть такая брошюра "Покровский собор, что во граде Боровске. 1912-2012". Боровск, 2013. Издана центром истории и культуры старообрядчества имени боярыни Морозовой. Продавалась в книжной лавке старообрядцев на Рогожском. И там говорится следующее: "Специальным Постановлением Предстоятеля Церкви митрополита Андриана, в июне 2005 г. община официально была признана монастырем РПСЦ. А в конце того же года, в соответствии с благословением и Распоряжением митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова), Покровский собор был поручен попечению инокинь этой общины для возрождения в Боровске древлеправославного девичьего монастыря… Также попечению инокинь была поручена построенная в 2005 г. на древнемГородище Часовня боярыни Морозовой".
> Вскоре после этого инокини по благословению митрополита Андриана (Четвергова) переехали в
> Боровск Калужской области. Новый монастырь был основан при часовне боярыни Морозовой и
> переданного старообрядцам Покровского собора.
Я так понимаю разрыв произошёл где-то здесь? То есть монахини всё же они законные, крещенные и постриженные в РПСЦ?
Эту брошюру они сами и написали ( входят в состав учредителей центра).Документов о создании монастыря нет. Кстати.Совершение построила может производить только иерей-монах с благославления Правящего Архиерея,но ни как священник.
Если с точки зрения старообрядчества — они, судя по всему, законные старообрядческие инокини.
На сайте "Современное древлеправославие" был когда-то материал о них, там сообщалось:
"Деятельность Боровского монастыря осуществлялась строго по церковным правилам и по благословению священноначалия РПСЦ. 22 марта 2005 года м. Андриан в Покровском кафедральном соборе на Рогожской поставил игуменьей Олимпиаду (Баранову). Делегация Покровского девичьего монастыря участвовала в работе Освященного Собора РПСЦ 18-22 октября 2005 г., на котором был избран м. Корнилий (Титов). Вскоре после своего избрания, 4-5 декабря 2005 года Боровск посетил м. Корнилий, и в ходе своего визита встречался с боровскими инокинями, вместе с ними посетил районную администрацию".
Потом у них начался конфликт, о последствиях которого в том же материале говорится следующее:
"4 декабря 2008 года, в день праздника Введения в Церковь Пресвятыя Богородицы митрополит Московский и всея Руси Корнилий и возглавили архиерейскую Литургию во Введенском храме г. Боровска Калужской области. После службы м. Корнилий хотел встретиться с боровскими инокинями, но они сказали, что согласны на встречу только в приходском Введенском храме, в присутствии свидетелей – прихожан. Прямой, открытый и откровенный разговор о сути взаимных разногласий почему–то митрополита не устроил, и встреча не состоялась…
Боровские инокини ныне придерживаются позиции, что в связи с сохраняющейся неясностью личного исповедания м. Корнилия (его упорным нежеланием анафематствовать никонианство), они отказываются поминать его за молитвой. Официальных методов воздействия на них у митрополии почти нет. Из иночества извергнуть невозможно, разрушенные храмы и строения они получили у местных властей и восстанавливают их безо всякой помощи митрополии".
"Документов о создании монастыря нет".
А как же все эти решения митрополитов, с указанием дат, обстоятельств? Это же имело место?
Все мной написанное основано на документах,а не на ссылки ссылок,тем более наразмещенных материалы в интернете,которые всегда требуют многократных проверок на правильность.
> Совершение построила может производить только иерей-монах с благославления Правящего Архиерея,но ни как священник.
Так в сухом остатке: священник Леонид Гусев производил крещение и постриг этих монахинь в рамках присоединения или нет? И если производил, то признал ли этот постриг в дальнейшим действующий митрополит?
Все это только слова, не подтвержденные документами.Монастыря в Боровске нет и никогда он не создавался,поэтому везде и упоминается что в РПСЦ только один женский монастырь.
В том и вопрос, что прошение о приеме в в лоно Церкви новообрядцев,чин приема, поручение кому совершить чин приема,определение места совершения послушание и времени пострижения ни Освященный Собор ни Совет Митрополии не принимали (см.документы на сайте Митрополии)
Разве приём новообрядцев в лоно церкви и чин пострига требуют соборных решений и документируются?
см.п.7 постановления Совета Митрополии от 23-24 июля 2098 года {рассмотрение прошения о приеме новообрядцев инока Иоанна и иеродиакона ССавватия}
Конечно от 23-24 июня 2008 года
Такой порядок касается только монахов или и мирян тоже? Неужели каждый случай присоединения в РПсЦ рассматривается на уровне митрополии?
Если такой порядок не был соблюден в отношении белопесоцких монахинь, то что это значит? Их присоединение от этого становится незаконным? Или вы ставите под сомнение сам факт присоединения? Но ведь приезжал же к ним в Боровск митрополит Корнилий — есть фото его с ними.
Посмотрел постановления советов митрополии на сайте РПсЦ. Действительно, вопросы о присоединении иноков и клириков рассматриваются именно там.
Как известно из истории Церкви пострижение во иночество практиковалось еще до появления официального сайт РПСЦ в 2004 году, еще позже была образована комиссия по чиноприему инославных клириков. Поэтому трудно даже предполагать, что информация о всех пострижениях совершенных с появления иночества и до 2004 года может находится на сайте РПСЦ. Это относится и к истории с вышеуказанными инокинями.
Что касается решения о присоединении иноков и клириков, то никаких церковных правил об обязательном рассмотрении их на Советах Митрополии не существует. Это происходит благодаря тому, что большинство инославных клириков и иноков сами обращаются в Московскую Митрополию, а также в сложных случаях когда правящий архиерей епархии не берет на себя ответственность за чиноприем.
Поэтому такие случаи и обсуждаются коллегиально.
Тем не менее, практика епархиального чиноприема клириков и иноков продолжает сохраняться и поныне, не говоря уже о прошлых временах или древней Церкви.
Новые детали. Боровский женский монастырь обозначен именно так на официальном сайте РПсЦ: http://rpsc.ru/contacts/kaluzhskaya-oblast/borovskij-zhenskij-monasty-r/
Так же в программе празднование жен-мироносиц в 2006 году запланировано посещение женского монастыря в Боровске: http://rpsc.ru/news/programma-torzhestv-na-den-zhenmironosits-2006-g/
Значит, женский монастырь в Боровске для РПсЦ всё же официально существует. Или существовал.
Монастырь как монастырь ни когда не регистрировался,решения Митрополии о его создании не принималось.В Митрополии не могут дать вразумительных комментариев почему такая информация имеет место быть,в т.ч. и на сайте Митрополии.Эту информацию распространяли и продолжают распростронять сами т.н. "монахини".В своих последних опусах, где все еретики, а только они самые настоящие приверженцы старообрядчества называют уже себя инокинями Покровского собора,вывеска с другим названием ипомянутым в статье-снята.
"Как известно из истории Церкви пострижение во иночество практиковалось еще до появления официального сайт РПСЦ в 2004 году"
Теперь понятно. Это и есть четкий научный подход. Просто немного смутили недоброжелательные мнения о них со стороны самих староверов.
"Значит, женский монастырь в Боровске для РПсЦ всё же официально существует. Или существовал".
Да, конечно, существует. Они реально дежурят при часовне, тому много свидетельств. И Покровский собор восстанавливают. И митрополиты к ним ездили (до конфликта).
К Вашим ссылкам добавлю еще одну: на Совете Митрополии РПСЦ 3-4 февраля 2009 года в повестку дня входили в том числе и такие вопросы: 5. О деятельности Улеймского монастыря и 6. О деятельности Боровского монастыря (но в связи с отсутствием на том совете игумении Олимпиады этот вопрос был снят с повестки дня). Как видим, священноначалие РПсЦ вполне официально считает его своим монастырем, как и Улейминский. http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=337 Кстати, это одна из немногих старообрядческих публикаций, где можно найти хоть какие-то внятные сведения о боровских инокинях.
И там же фото поставления митрополитом Андрианом игумении Олимпиады 22 марта 2005 г. в Покровском храме на Рогожском. Ну если уж это фото не доказательство…))
"Или существовал"
Другое дело, что в самые последние годы о них фактически пропали все упоминания. Даже после конфликта с митрополией отрывочные сведения о них были, а в 2014-2015 гг. как корова языком слизала. Что самое удивительное — о них перестали упоминать в связи с ежегодным крестным ходом Верея-Боровск и в самом в Боровске в честь боярыни Морозовой и с ней пострадавших — 24 сентября. В 2008-2010 гг. участники праздненств в своих ЖЖ упоминали о них, а в постах 2014-2015 гг. — НИЧЕГО! Это свидетельствует о серьезных проблемах. И судя по тому, какие здесь были комментарии, там имеется какой-то конфликт. Но это только предположение.
Как может существовать то чего юридически нет,как можно назначить игуменьи монастыря которого юридически нет и решения о создании которого Митрополия не принимала.Фантон.Всем хотелось иметь монастырь.Если у кого есть ссылки, только подтвержденные, и покрепленные документарно,об образовании монастыря в Боровске буду благодарен.Только не надо ссылок на ссылки, на литературные писания,только на документы.
"Только не надо ссылок на ссылки, на литературные писания,только на документы".
Да никто же и не спорит с этим. Просто материалов о них мало, какие есть о них публикации в сети или печатные, на них и ссылаемся. Тем более эти материалы от самих староверов и исходят. Для того и идет здесь обсуждение, чтобы выяснить правду.
Со стороны сайта "Русская вера" прозвучало вполне логическое объяснение, почему они не зарегистрированы юридически как монастырь. А Вы говорите полунамеками. Ну не сами же они в этих храмах оказались.
> Как может существовать то чего юридически нет,как можно назначить игуменьи монастыря
> которого юридически нет и решения о создании которого Митрополия не принимала.
Это вопросы в первую очередь к митрополии: как так вышло, что монастырь упоминается до сих пор и на официальном сайте, и на прочих сайтах, вопросы о монастыре обсуждались на соборах, и есть ряд доказательств поставления монахинь действующим руководством митрополии, а в результате монастыря как бы нет.
Если монастыря нет, то получается, что лжет официальный сайт, непойми чем занимались священники и митрополит, если свидетельства о крещении и постриге в виде фото и т.п. есть, а самого крещения и пострига вроде и нет. Как ни крути, но бардак именно на стороне митрополии — либо тех времен, либо этих, либо во все времена :)
Насчет их повторного крещения. Я еще такое слышал от знающего ситуацию человека, что дело тут не в обливательном крещении, а в том, что протоиерей Леонид Гусев был в этом смысле очень суровый священник, и он мог переходящего из РПЦ крестить заново, независимо от того, погружательно или обливательно тот был крещен в РПЦ.
Огромная благодарность за статью. История этого монастыря, без сомнения, один из интереснейших моментов в истории современного старообрядчества.
Спаси Христос, интереснейшая статья.
Остаётся лишь вопрос почему факт существования этого монастыря почти не озвучивается, всегда говорится об Николо-Улейминском женском монастыре как фактически о единственном оставшемся монастыре РПсЦ.
Улейминский монастырь более известен, ведь существует дольше, чем Боровский. Тем более, что в Улейме древний монастырский комплекс, есть место для паломников, которым всегда рады. А в Боровске, насколько я понимаю, только восстанавливаемый Покровский собор + часовня, в которой инокини дежурят. Просто так туда приехать "на богомолье" не получится. Да и насельницы, как я слышала, не очень любят рассказывать о себе. Наверное, этим объясняется "молчание" о Боровской монашеской общине.
Так ценность рассказа о монастыре это же не реклама для потенциальных паломников, а свидетельство о наличии иноческой жизни в церкви. Я думаю это даже важнее.
"Наверное, этим объясняется "молчание" о Боровской монашеской общине".
Скорее всего, молчание официальной РПсЦ о Боровском монастыре объясняется тем, что боровские инокини, не успев перейти в старообрядчество, почти сразу вошли в конфликт со священноначалием РПСЦ, а именно с новым митрополитом Корнилием. Причиной стало то, что он, по их мнению, недостаточно тверд по отношению к «никониянам». В общем, классический случай "младостарообрядчества". В 2006-2007 гг. боровские инокини выступили с рядом открытых писем в адрес священноначалия в которых выступили против любых контактов с «еретиками» (кажется, было 4 или 5 писем, тексты их есть в сети). А где-то в конце 2008 года они отказались поминать своего митрополита за молитвой. Но с РПсЦ они все же не рвут, хотя и относятся к «непоминающим». Храм восстанавливают без помощи митрополии. Руководство РПСЦ не предпринимает против никаких репрессий, но, понятное дело, и не помогает. И разумеется, официальные источники РПсЦ о них молчат.
Ну это больше похоже на правду.
Кстати, интересное наблюдение: наибольшая жажда радикализма и изоляции наблюдается от неофитов, особенно которые так или иначе сбежали в старообрядчество от РПЦ. То есть для них ценность именно "не в РПЦ" значительно выше, чем может у коренных староверов, поэтому они наиболее ревностно следят, чтобы эта дистанция не сокращалась. По-моему, это и по форумам видно где обычные люди сидят.
"наибольшая жажда радикализма и изоляции наблюдается от неофитов… они наиболее ревностно следят, чтобы эта дистанция не сокращалась"
А подумайте, через чего им пришлось пройти. Ведь новое крещение! И кого — инокинь! С десятилетним стажем! И новое пострижение! Ведь всю свою предыдущую духовную жизнь, получается, зачеркнули. А их духовный путь был достаточно серьезен, насколько мне известно. И достижения в нем были. Например, при них в лике местночтимых святых был прославлен первый игумен Белопесоцкого монастыря — преп. Владимир Белопесоцкий, составлен тропать, акафист, икона написана. А теперь, выходит, они его не почитают как святого — он же в старообрядчестве не прославлен. Игумения их (Мария, теперь Олимпиада) любила Данилов монастырь, монахини особо почитали благоверного Даниила Московского. И тут такое — все отброшено. Не удивительно, что у них такой душевный срыв и младостарообрядческая ярость — "никонияне", "еретики" и т.п.
Да, это действительно трудность перехода в старообрядчество: что вместе с позитивной составляющей идёт целый паровоз очень непростых и спорных решений, в т.ч. отречение о тех кого прежде почитал святым. Особенно, если никаких причин для отречения кроме "свой-чужой" реально и нет. То есть осталось почтение, сформированное убеждениями, изучением житий, возможно даже более глубоким, духовным опытом, а тут появляется новая причина которая требует признать еретиком вчерашнего святого. Не объясняя, зачастую, почему — просто не из нашей песочницы. А раз не из нашей песочницы, то еретик.
Остаётся вопрос — чем так обидели их в РПЦ, что они решились на переход с перечеркиванием стольких прежних ценностей.
"новая причина которая требует признать еретиком вчерашнего святого"
Ну не то, что еретиком, преподобный Владимир Белопесоцкий из дораскольного времени — 15-16 вв. Но в старообрядчестве-то его нет, поэтому, конечно, получается, что как святой он именно РПЦ.
"Остаётся вопрос — чем так обидели их в РПЦ, что они решились на переход с перечеркиванием стольких прежних ценностей".
Судя по всему изначальной причиной конфликта с митрополитом Ювеналием (с которым до этого у них были очень хорошие отношения, он несколько раз приезжал к ним в Белопесоцкий монастрырь) было их нежелание принимать ИНН. Об этом есть кое какие упоминания в интернете (не у старообрядцев, понятно)) ). Ну и знающие люди тоже это говорили.
Это было начало 2000-х, когда монастырям РПЦ нужно было принимать ИНН, многие были против, было целое брожение в монастырской среде.
Вот на этом они, очевидно, и сломались. И так получилось, что именно в этот момент, будучи в душевном смятении, они пересеклись со старообрядческой средой. Имеется в виду именно старообрядцы РПсЦ.
Потому что до этого они контактировали и со старообрядным приходом РПЦ, а именно с игуменом Кириллом (Сахаровым). Но это было просто такое узнавание старого обряда, первое ознакомление с ним, они до этого этот обряд и не знали. Причем, насколько можно понять, инокини сначала пересеклись с игуменом Кириллом по другим церковным делам, а там уже в ходе общения заинтересовались старым богослужением.
А вот потом уже, будучи в кризисе в связи с ИНН, они пересеклись с РПсЦ. Возможно это и было в июле 2003 года, как говорится в статье. Сначала с храмом Николы на Белорусской, а потом — с о. Леонидом Гусевым. Ну а он уже их, так сказать, взял в оборот, и не выпустил.
Игумен Кирилл (Сахаров) вроде сам из тех, кто против ИНН и не принимал его. И если они с ним общались, то неужто не нашли с его помощью способа избежать ИНН без ухода.
А вообще может и логично получается. Единожды оторвавшись от РПЦ и уйдя в РПсЦ, сорвали некий "раскольный тормоз", так что уже и дальше не встало проблемы порвать и с РПсЦ (пусть и частично) при возникновении первых разногласий. Но это уже мои додумки.
И старообрядец протоиерей Леонид Гусев тоже был один из самых принципиальных отрицателей ИНН. Скорее всего, они и с тем и с тем сближались именно по этому вопросу.
Ну а дальше, может они действительно уже по настоящему заинтересовались старым обрядом и староверием. В этой истории много не ясного. Но изначальной причиной, без сомнения, был ИНН.
Они ещё и не все старопечатные церковные книги приемлют, письменно (в своей книжке "Белопесоцкий монастырь") порицают издания времён патриарха Филарета, например … Короче, учение их отличается от общестарообрядческого и представляет собою нечто сектообразное:(
И тем не менее на официальном сайте РПсЦ обозначен женский монастырь в Боровске. Что за ситуация?
Как-то совсем с монастырём по Винни-Пуху выходит: он вроде есть, но его вроде нет.
"учение их отличается от общестарообрядческого и представляет собою нечто сектообразное"
Ну вот это и называется "младостарообрядчество".
Но, с другой стороны, их монастырь, конечно, яркий момент в современном староверии. Ведь реально же они у староверов иночество развивают, и традицию иночества с собой принесли. Потому что Николо-Улейминский — он по числу монахинь не большой, и нигде не звучит. А эти вон какую деятельность развили, книги о староверии издают.
Нет монастыря.В Митрополии знают об этом,скорее всего не знают как выйти из этого положения,Характер у этих "монахинь" склочный,письма писать любят,согласен с комментарием Иерея
>порицают издания времён патриарха Филарета, например
Ну это еще не повод. В старообрядчестве не раз были дискуссии об эталонных изданиях книг. И сегодня встречается критика как филаретовских, так и наоборот иосифовских книг. Какие другие заблуждения имеются у этих инокинь это вопрос который никем, к сожалению, не исследуется. Кстати, стоит исследовать разные обычая и поверия на приходах РПСЦ, тоже секты могут обнаружиться и секточки.
"скорее всего не знают как выйти из этого положения"
Есть такая шутка: "бачили очи шо купували, теперь ешьте хоть повылазьте"))
> "скорее всего не знают как выйти из этого положения"
Да, это часто бывает. Сперва примут кого-нибудь с громкими овациями, а потом не знают, как избавиться и как задвинуть.
Был епископ Амвросий из Германии святитель Немецкой, Петербургской и всея Прибалтики епархии, потом епископ Герман из РДЦ святитель Дальневосточный, потом еле избавились от них.
Теперь на очереди Боровский монастырь, на подходе история с Угандой.
На очереди не Боровский монастырь,а фантом Боровского монастыря
А почему задвинуть, а не решить проблему? Какие попытки были по уврачеванию этого микрораскола? Почему не заслать туда переговорщиков от митрополии, не провести переговоры и не найти какое-то компромиссное решение, чтобы инокини оставались в РПсЦ, не бузили, но и как-то учесть их пожелания?
Ведь отсекать и выталкивать это последнее дело, надо же до последнего искать варианты удержать, тем более в РПсЦ где монастырей почти нет да и монашествующие в красной книге.
"Теперь на очереди Боровский монастырь"
Хотя меня они интересует лишь в историческом смысле (уж очень яркая, привлекающая внимание история), но мне их почему-то очень жалко.
Вся проблема исходит от "Монахинь" и их не желания вести конструктивный диалог,по своему менталитет и психологии они заточены на конфликт,возможная причина в комментариях.
То есть неоднократные попытки примирения с монахинями были?
И всё же вопрос: почему монахини в скобках? Ведь многочисленные свидетельства в сети показывают, что ещё до ссоры с РПсЦ они уж были инокинями в РПсЦ. Можно ставить под сомнение существование монастыря, но почему сомнения в том, что они монахини? Это сомнение ставит под сомнение решения предыдущих иерархов, включая м.Андриана, которые вполне их монахинями считали.
См.мой комментарий вчера 19.34
"См.мой комментарий вчера 19.34"
На него дал убедительный ответ сайт "Русская вера" сегодня в 10:10 ))