10-летие Боровского женского монастыря

Покровский древлеправославный девичий монастырь, что во граде Боровске у часовни боярыни Морозовой, был основан в 2005 году. Насельницами обители стали бывшие инокини РПЦ: в начале 2004 года в старообрядчество перешли игумения и почти все монахини Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря, недалеко от г. Ступино Московской области.

Белопесоцкий монастырь РПЦ

Древний Белопесоцкий мужской монастырь был основан в конце XIV в. В 1918 году он был закрыт большевиками. Его чуть было не сравняли с землей, но верующим удалось спасти здания через Комитет бедноты. Позднее в обители располагались музей и разные организации, в келиях жили семьи железнодорожных рабочих, а храмы и собор превратили в клубы… Позднее в бывшем монастыре располагались автоколонна и различные учреждения. 15 октября 1991 г. Ступинский городской совет народных депутатов передал комплекс Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в собственность Московского Епархиального управления РПЦ.

Полуразрушенный Покровский собор в Боровске

Монастырь возрождался уже как женский. В 1993 году сюда были переведены 5 монахинь из коломенского Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. Настоятельницей была назначена матушка Мария (Баранова). Инокини не только восстанавливали из руин здания древней обители, но занимались также изучением истории монастыря. Приходилось ездить по архивам, музеям и библиотекам. Монашеская община постепенно увеличивалась, приходили новые единодушные сестры. Все были молоды, около 20-30 лет. Так, игумении Марии было 26 лет, когда она отправилась осваивать полуразрушенные здания Белопесоцкого монастыря.

В соборе располагалась автоколонна

Изучая историю обители, инокини заинтересовались старообрядчеством. Сначала они общались с единоверцами, а в середине июля 2003 г. старшие сестры впервые посетили храм Русской Православной старообрядческой Церкви. Переход в старообрядчество был осмысленным. Перед монахинями встал непростой выбор: истинная вера или расставание с Белопесоцким монастырем, на восстановление которого было потрачено столько времени и сил. 15 января 2004 года, в канун памяти святых мучеников и исповедников Прохора, Вавилы, Леонида, Иакова и иже с ними, в Вязниках за древлее благочестие пострадавших, прошло монастырское собрание, на котором сестры окончательно решили перейти в старообрядчество — присоединиться к РПсЦ.

Архитектурные замеры на месте будущей часовни-памятника боярыни Морозовой

Чиноприем игумении и 12 инокинь совершил протоиерей Леонид Гусев. Поскольку они были крещены обливательно, о. Леонид крестил их в три погружения. Вновь был совершен иноческий постриг. Поэтому изменились имена матушек: настоятельница была инокиней Марией, а стала Олимпиадой. Первое время инокини жили в Москве на Рогожском, затем переехали в с. Рытово Владимирской области. Весной 2005 года о. Леонид принял иноческий постриг с именем Ливерий и через несколько дней скончался. Вскоре после этого инокини по благословению митрополита Андриана (Четвергова) переехали в Боровск Калужской области. Новый монастырь был основан при часовне боярыни Морозовой и переданного старообрядцам Покровского собора.

К часовне совершаются крестные ходы и приезжает множество паломников

Некогда Боровск считался «цитаделью подмосковного старообрядчества». Тут томился в заточении протопоп Аввакум, были замучены боярыня Морозова и ее сподвижницы. Могила мучениц за древнее благочестие издавна почиталась в народе. После дарования свободы вероисповедания в 1905 г. старообрядцы предприняли несколько безуспешных попыток поставить здесь памятник. Сначала запрещала полиция, потом началась 1-я мировая война, революция, годы Советской власти. Крест на месте погребения мучениц удалось установить только в 1996 году, когда администрация Боровска выделила старообрядческой общине участок земли на Городище. 17-18 мая 2000 года на I (XIX) Учредительном Всероссийском съезде старообрядцев Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившем в Москве, был создан Комитет по строительству памятника-часовни боярыне Морозовой и княгине Урусовой в г. Боровске. Был проведен конкурс эскизных проектов часовни, на котором выбрали вариант новосибирского архитектора А. П. Долнакова. Внутри часовня делится на две части. Из верхней крутые ступени ведут вниз — как бы в земляную яму, где томились мученицы. Здесь находится надгробная плита с могилы страдалиц за древнее благочестие.

В подземную часть, где находится надгробная плита, ведут крутые ступени

Строительство часовни было закончено в 2005 году. По словам В. И. Осипова, директора музея истории и культуры старообрядчества в г. Боровске, «к счастью, нашлись монашествующие, которые согласились в Боровске создать женский монастырь и взять под свое крыло эту часовню. Было бы страшно, если б она стояла пустая». Инокини Боровского монастыря дежурят в часовне-памятнике боярыне Морозовой, встречают экскурсии, рассказывая о старой вере, занимаются активной просветительской деятельностью, издают брошюры и буклеты по истории старообрядчества. И вновь занимаются восстановлением храма: величественный Покровский собор постепенно обретает былую красоту. 23 апреля 2014 года был установлен крест на центральном куполе собора.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (96)

  1. Евгений Буров

    Отвечаю всем сразу.
    Как мне известно, Покровский собор был передан местной общине, но не оформлен, ещё где-то в конце 1990-х годов, если только мне не изменяет память. А в 2006-м я помогал матушкам в оформлении земельного участка, выделенного для обслуживания этого храма, в бессрочное безвозмездное пользование. Соответствующий договор со стороны Церкви был подписан игуменьей Олимпиадой. Процитирую выдержку из «Акта приёма-передачи в безвозмездное пользование Покровского собора»: «Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области … с одной стороны, и Пользователь, местная религиозная организация «Боровская православная старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы», в лице игумении Олимпиады (Барановой), действующей на основании Благословения Митрополита Московского и всея Руси Корнилия, с другой стороны, на основании договора о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в безвозмездное пользование местной религиозной организации «Боровская православная старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы» составили настоящий Акт о том, что Теруправление передает, а Пользователь принял в безвозмездное пользование Покровский собор…»
    Таким образом, Покровский собор, прежде, чем был передан Путиным в собственность 2008 году, уже в конце 1990-х он находился в ведении местной старообрядческой общины, но тогда ещё не был оформлен надлежащим образом. Этим как раз и занялись матушки по благословению митрополита Корнилия (Титова). Цитирую этот документ за номером 473, от 30 декабря 2005 г. н. ст.: «Благословение. Благоговейная игумения Олимпиада! Благословляю Вас нести попечение о восстановлении храма Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Боровске и вести деятельность по организации на территории храма женского монастыря. Смиренный Корнилий (подпись, печать) Митрополит Московский и всея Руси». Думаю, «Русская вера» удовлетворится этим документальным подтверждением действительности создания монастыря в Боровске.

    А теперь по поводу передачи в 2008 г. Путиным Покровского собора в собственность.
    Насколько я осведомлён, то основанием получения права собственности общиной послужили два документа:
    1. Акт приёма-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего имущество казны Российской Федерации, передаваемого в собственность местной религиозной организации «Боровская православная старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы» от 03.10.2008 г., подписанный от лица Церкви также игуменией Олимпиадой.
    2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 1321-р, подписанное Путиным В. В.

    Что же касается оформления в собственность земельного участка вокруг собора, то это была отдельная песня. И весьма сложная, и долгоиграющая. Думаю, прихожане местной Введенской общины даже не подозревают о тех трудностях, которые пришлось пройти иноческой общине в отстаивании церковных интересов в сохранении целостности данного земельного участка.

    Также был вопрос от Сергия, что сейчас происходит с реставрацией собора.
    Лето и осень матушки занимались двумя малыми куполами, всего которых четыре. Но из-за долгов работа пока приостановлена. Вообще-то думается, почему бы местной «мирянской» общине несколько материально не помочь инокиням в этом деле? Чтобы закончить эти два купола, всего-то надо порядка 10 тысяч долларов. Хотя договор на реставрацию в настоящее время заключён на несколько миллионов. Так что Бог в помощь матушкам!
    В общем, подключайтесь, кто может.

    Да, ещё вопрос был о внутренней жизни этого монастыря.
    Поскольку я иногда помогаю боровским матушкам в юридическом и финансовом плане, то во внутреннюю жизнь их обители носа не сую. Я их давно знаю, а потому уважаю и доверяю.

    • Сергей Агеев

      Огромная благодарность Вам, Евгений, за такие интереснейшие сведения об уникальном старообрядческом монастыре. И за ответ о ходе реставрации Покровского собора. Хоть я не старообрядец, но искренне желаю, чтобы вам всем удалось полностью восстановить этот красивейший храм.

    • как они могут оперировать благословением митрополита Корнилия не признавая его. и что за статус такой непонятный избегать молитвенного общения с христианами РПСЦ… Евгений, если вы с ними держите связь то узнайте ради любопытсва какого они точно упования. потому что судя по всему это похоже на случай с отколовшимися где-то за байкалом такимиже деятелями. может это их филиал?

    • Михаил Моисеев

      Евгений, простите, не знаете ли Вы, что за конфликт упоминается в последнем Постановлении Собора Митрополии (см. http://rpsc.ru/news/itogi-zasedaniya-soveta-mitropolii-2/), из-за которого общину отстранили от попечения о часовне? Что случилось?

    • Евгений Буров

      Михаил, отвечаю Вам.
      Конфликта как такового нет, а была попытка городских властей рейдерского захвата часовни. Матушки сказали "нет" и не прогнулись. Власти подняли против них общину и обратились к Корнилию с просьбой убрать их из Боровска, что и было сделано.
      Что-то похожее есть и в житии боярыни Морозовой: "враг позавидовал … власти восстали…", а попы предали.

  2. Сергей Агеев

    И вот еще одна статья о Боровске, опубликованная в 2012 г. в газете "Культура", а перепечатанная в "Татьянином дне". Статья так себе, но там есть небольшое и весьма любопытное упоминание о боровском женском монастыре (или монашеской общине, если уж он действительно не зарегистрирован официально):

    http://www.taday.ru/text/1663742.html

    • Русская вера

      Благодарим Вас за предоставленную информацию, будем собирать материал для полноценной статьи в раздел "Общины и храмы".

    • Vladimir Keturov

      Для полноты картины по всем вопросам затронутых в обсуждаемом материале приглашаем в Боровск для общения как с общиной,так и с администрацией города.

    • Сергей Агеев

      Божией помощи вам. Фактическую и юридическую стороны дела выяснить можно, труднее будет узнать о духовной и молитвенной жизни обители, если инокини действительно принципиально отказываются общаться. Но вдруг у вас получится? Удачи!

  3. Сергей Агеев

    Еще нашел в сети в одном из ЖЖ фото Покровского собора в Боровске, сделанные одним из паломников в апреле 2015 г. Не совсем свежие, но все же наиболее близкие по времени к нам.

    http://rpsc.livejournal.com/91264.html

    Вообще, конечно, собор действительно получается красавец. Купол очень хорошо восстановлен — прямо циклопическая мощь, залюбуешься.

    Весной надо будет съездить в Боровск — самому посмотреть.

  4. Сергей Агеев

    И уже в догонку к обсуждению, поскольку здесь набрался достаточно серьезный материал по истории боровских инокинь, для тех, кто заинтересуется этой темой в будущем. Нашел в книге старосты боровской старообрядческой общины В.Осипова такой текст о строительстве памятной часовни:

    "В мае 2005 г. работы по часовне были продолжены. В течение лета и
    сентября были завершены штукатурные и покрасочные работы внутри
    и снаружи часовни, закончен стилобат. 4 декабря 2005 г. в боровском
    храме Введения Пресвятой Богородицы состоялось праздничное бо-
    гослужение, которое возглавил Митрополит Московский и всея Руси
    Корнилий. После праздничного богослужения владыка Корнилий по-
    сетил часовню. 19 декабря 2005 г. Митрополит Московский и всея Руси
    Корнилий дал распоряжение о том, что «Боровской иноческой общине
    во главе с игуменьей Олимпиадой поручается попечение за мемори-
    альной Часовней боярыне Ф.П. Морозовой, княгине Е.П. Урусовой и
    иже с ними в XVII веке за правоверие пострадавших». Боровские ино-
    кини с усердием и упованием на Бога приступили к благоукрашению
    часовни.

    Осипов В.И. «…В Боровеск на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. Калуга, 2007.

    Ссылкка вот: http://www.borovskold.ru/content.php?page=ihxwleib_rus&id=31&sid=2

    Там же есть и фото, озаглавленное:
    "У надгробной плиты мучениц
    Феодоры и Евдокии. Митрополит
    Корнилий, о. Артемон Шендригай-
    лов, игуменья Олимпиада
    (в центре) с сестрами".

    о.Артемом — местный старообрядческий священник Введенского храма.

    Возможно, что закавыченый текст и есть цитата из того отдельного распоряжения № 459 от того же 2005 года, о котором упоминает Евгений.

  5. Vladimir Keturov

    В Боровске только одна старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы которой в 2008 году распоряжение правительства России был передан Покровский Собор,поэтому как можно в 2005 году передавать на попечения то чего нет..Такое чувство что под именем Евгений прячутся сами "Монахини" ведь именно они говорят что все документы у них есть но их Общине не показывают,Митрополита не признают,избегают совместного молитвенного и духовного общения. Всем кто сомневается что монастыря в Боровске нет рекомендую обратиться к юристу Митрополии который подтвердит отсутствие решения о его создании.

    • Сергей Агеев

      "избегают совместного молитвенного и духовного общения".

      А кто же тогда у них литургию служит? И вообще, все монастырское богослужение ведет? Разве не ваш местный священник?

    • Сергей Агеев

      "как можно в 2005 году передавать на попечения то чего нет"

      В 2008 г. собор окончательно юридически оформлен в собственность общины, но в ведение ее он передан уже в 2006 г.

    • Vladimir Keturov

      Покровский Собор после передачи не был освящен, алтаря нет,т.е.службы не проводятсяя в храм Введения где служит священник они не ходят.Кто их исповедует и причищает и бывает ли это одному Богу известно.ВВЫВОД кто они-делайте сами.

    • Сергей Агеев

      Если так, честно говоря, не знаю даже, что тут и думать… Может, они только в последнее время так? Потому что в сети есть, например, такая информация 5-летней давности о праздненстве в Боровске: http://samstar.ucoz.ru/forum/3-31-1 Упоминаются всенощное бдение, часы, обедница, праздничный молебен.

    • Инокиня Ливия

      Несколько лет назад одна моя знакомая (старообрядка, белокриницкая) ездила туда в паломничество, ее хорошо встретили, впечатления она передавала именно как о "Боровском монастыре", но не помню точно, когда это было.

    • Vladimir Keturov

      ."………..По моей просьбе боровские матушки позволили разместить свою заметку о празднике в их обители:……….. Накануне в нашей обители монастырским чином было отслужено всенощное бдение…..", а теперь сами решите можно ли это совершать в неосвященном Соборе в котором нет алтаря.Крестный ход Верея-Боровк и в самом Боровске, служба у Часовни проводится ежегодно стараниями настоятелей Боровский и Верейской общин,казачества и активных прихожан с Рогожки, "монахини " ни какого отношения к этому не имеют,хотя и приглашают отдельных паломников на трапезу, при этом совместно с паломники не молятся и в трапезе участия не принимают.Сам крестный ход и службку у памятника-Часовни не посещают.

    • Сергей Агеев

      Теперь понятно, почему в материалах о крестном ходе Верея — Боровск в последние годы боровские инокини не упоминаются совершенно ни одним словом. Да, ситуация…

  6. Евгений Буров

    Насчет того, что Покровский собор и часовня являются собственностью Боровской старообрядческой общины храма Введения, и насчёт того, что эта община в Боровске «одна» и она «никому и ничего не передавала».
    Не секрет, что в этом городе не одна, а две старообрядческие общины РПСЦ: одна, скажем так, мирянская, и другая – иноческая. Согласно Уставу РПСЦ, местные общины не могут распоряжаться своим имуществом без Священноначалия, то есть не могут ни чего-то взять, ни чего-то дать кому-либо самочинно. Такие «штучки» наказываются так, что поп и председатель, учинившие подобное самодурство, могут «полететь» согласно архиерейскому решению.
    В данном случае история такова, как мне известно, что общине храма Введения, кроме, собственно, самого храма Введения на улице Циолковского в Боровске, были приписаны также старообрядческий Покровский собор и часовня Боярыни Морозовой в том же городе. Это было сделано ради удобства юридического оформления на тот момент, так как община храма Введения была очень малочисленна, а потому, чтобы зарегистрировать отдельную общину при соборе Покрова, в городе просто не хватало старообрядцев. Также и местный поп Артемон просто был против создания второй общины. В результате, как Покровский собор, так и новопостроенная часовня, будучи приписанными к общине храма Введения, попросту оставались брошенными во всех смыслах, а собор был в полном запустении.
    Это обстоятельство сильно тревожило ныне покойного митрополита Андриана (Четвергова). Тогда как раз уже в РПСЦ появилась новая иноческая община бывших белопесоцких насельниц, которая при митрополите Андриане официально получила статус полноправного монастыря РПСЦ. У меня есть копия соответствующего постановления м. Андриана № 166 от июня 2005 г., первый пункт которого гласит: «Изначально сестричество Белопесоцкого монастыря было признано митрополией как женский общежительный монастырь …, исходя из чего на упомянутую общину распространяются все монастырские канонические правила».
    Изначально митрополит Андриан намеревался послать общину в Николо-Улеймский монастырь, чтобы влить в него новые силы, тем самым укрепив его и обеспечив его дальнейшую жизнь и развитие. Ведь известно, что тамошние матушки, в основном, в очень преклонных годах. Однако, насколько я в курсе, новая монашеская община, с благословения м. Андриана, избрала самостоятельный путь. Ведь, как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Да и наверное, две игумении – это как два медведя в одной берлоге. А впрочем, это лучше спросить у них самих, вернее будет.
    Тогда м. Андриан и послал их в Боровск, потому что его именно заботила судьба Покровского собора.
    Потом митрополит Андриан умер, и уже митр. Корнилий (Титов) своим распоряжением поручил инокиням собор и часовню в Боровске. Спросите документы у матушек, они, может, вам покажут. Не могу взять на себя смелость без разрешения инокинь цитировать данное распоряжение митр. Корнилия дословно, но там чётко сказано, что данная иноческая община направляется именно в общину г. Боровска. Причём настоятелю Введенского храма и председателю общины вменяется в обязанность помогать инокиням в их обустройстве конкретно на территории переданного Покровского собора. Также сказано однозначно, что восстановление Покровского собора будет проводиться попечением инокинь, с последующей регистрацией восстановленных строений под монастырские нужды. То есть, естественно, зарегистрировать свой монастырь и свою отдельную общину, они смогут только тогда, когда будут отстроены и восстановлены подходящие для размещения монастыря помещения. Что неясно?
    Отдельным распоряжением № 459 от того же 2005 года, Боровской иноческой общине поручено митрополитом Корнилием осуществлять попечение за Часовней боярыни Ф. П. Морозовой, княгини Е. П. Урусовой и иже с ними в XVII веке за правоверие пострадавших.
    Так что, насколько я понимаю, сомнения о существовании в Боровске женского монастыря совершенно излишни. Тем более, что, благодаря своей довольно активной деятельности и уже существующим публикациям, этот старообрядческий монастырь с уникальной, хотелось бы так выразиться, историей, не может оставаться незаметным.
    Как, впрочем, следует из вышесказанного и то, что всякая претензия кого бы то ни было на имущество, которое содержит боровская иноческая община, может быть направлена только на разорение именно уже существующего монастыря. Это надо понимать. А монастырей в старообрядчестве и так, мягко говоря, немного. За 10 лет после смерти митрополита Андриана до сих пор не слышно о создании ещё хоть одного монастыря, хотя отдельные иноки и переходят из никониян в РПСЦ, а бывает, что и обратно.
    Даже среди архиереев РПСЦ нет ни одного, кто бы прошёл путь простого инока в монастыре.
    В общем, монастыри надо беречь.

    • Сергий 985

      Евгений, а вам что-нибудь известно относительно особенностей вероучений инокинь о которых упоминалось ниже? Ну там что не все старопечатные книги признают и т.п.?

    • Сергей Агеев

      Евгений, спасибо за подробные пояснения. Что называется — четко, ясно и по делу. Скажите, а в какой стадии сейчас реставрация Покровского собора? С тех времен, которые описаны здесь, что-нибудь изменилось? http://ruvera.ru/articles/na_borovskom_monastyre_vozdvijen_krest

    • Русская вера

      События указанные " Евгением" действительно имели место, однако документального подтверждения их, к сожалению, не имеется. Как уже было сказано, насельницы обители не идут на контакт, не говоря уже о том, чтобы представить документы подтверждающие изложенные факты.

    • Сергей Агеев

      Да, из всех приведенных здесь за последние дни сведений и фактов примерно такая картина и складывается. Ясно, что инокини и при часовне и при соборе оказались не просто так. А то, что они там все эти годы были — тому в сети множество свидетельств, можно было бы здесь привести хоть два десятка ссылок на посты паломников и туристов, бывавших в Боровске в 2006-2015 гг., но это в данном случае излишне. Не могли же они сами в этих храмах разместиться, понятно, что только решениями священноначалия.
      С другой стороны, Ваши слова о том, что они не идут на контакт, подтверждают и правоту утверждений Владимира, что они избегают духовного и молитвенного общения с местной общиной. Что, по крайней мере, объясняет, то настороженное или даже негативное отношение к ним, которое здесь, в комментариях, звучало.
      Вот эта информация об их невзаимодействии с местной общиной и со старообрядческой прессой, честно сказать, была для меня большой неожиданностью. Ну о том, что они "непоминающие" митрополита, это было известно, но то, что они сторонятся и простых своих единоверцев-старообрядцев — вот это очень странно. Потому что все материалы в сети и та же брошюра о соборе, изданная в 2013 г. показывали другое. И староста местной общины В.Осипов о них в своих публикациях хорошо отзывался. В статье, которую мы обсуждаем, приведены слова из его интервью. И вдруг, оказывается, такое.
      Мое дело, конечно, в данном случае, сторона, но даже с исторической точки зрения трудно их понять.

  7. Сергий 985

    > В 2005 году, по благословению митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова), инокини переехали
    > в Боровск, где поселились в разоренных зданиях Покровского старообрядческого монастыря, до революции
    > принадлежавшего старообрядцам Белокриницкого согласия неокружнического упования.
    > С тех пор игумения Олимпиада и насельницы ведут восстановление святой обители. Также они присматривают
    > за часовней во имя святой преподобномученицы и исповедницы Феодоры (боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой)
    > и мучениц сестры ея княгини Евдокии, Иустины и Марьи, иже во граде Боровске за древлее благочестие пострадавших.
    > (отсюда http://ruvera.ru/articles/na_borovskom_monastyre_vozdvijen_krest)

    Так кому в итоге принадлежит Покровский собор Боровска? Выходит путаница. С одной стороны, собор вроде как принадлежит РПсЦ. Но восстановительные работы ведут инокини о которых РПсЦ даже не в курсе? Но работы по восстановлению идут. Но инокинь нет.

  8. Сергей Агеев

    В любом случае, это история. И часть истории РПЦ, и часть истории РПсЦ, и часть истории русского монашества. А замалчивать эти события — ну какой смысл? История не замалчивает, история правильно осмысливает и дает оценку. Непростая это тема, многое в этой истории не ясно, а чем она кончится, вообще не понятно. Поэтому очень хорошо, что появился такой материал о боровских инокинях и произошло такое обсуждение.

  9. Сергей Агеев

    Конечно, для РПсЦ это было бы большим приобретением. Ведь это настоящие инокини, выбравшие с юности именно монашеский путь, имеющие иноческую традицию и опыт. Причем, как мне говорили, изначально у них был упор именно на молитвенное, духовное делание. И даже простое перечисление их дел уже в старообрядчестве показывает, что они могли дать новое дыхание развитию монашества в РПсЦ. И ведь многое сделали. Почитайте даже эту брошюру о Покровском соборе в Боровске, они писали ее или не они, не важно. То, что там упомянуто — это действительно монашеское делание — и в смысле богослужения, и в смысле монашеских послушаний. Но, как тут в комментария было остроумно замечено, у них, видимо, сорвало "раскольный тормоз", и они уже остановиться в этих конфликтах не могли. Когда они яростно нападали на РПЦ, где начали свой христианский и иноческий путь — "никонияне", "еретики" и т.п. — так это на старообрядческих форумах часто встречается. А вот когда "еретиками" у них оказались чуть ли не все — тут и РПсЦ уже зачесала в затылке.

    • Сергий 985

      > тут и РПсЦ уже зачесала в затылке

      Зачесала ли? Или отвернулись и завесили вопрос в воздухе?

      И вот ещё. Епископ Алимпий (Вербицкий) — сейчас он в раздоре с московской митрополией, но до раздора был членом канонической комиссии и по некоторым мнениям самый авторитетный инок в РПсЦ. Так вот есть информация, что Алимпий говорил этим боровским инокиням примерно следующее в начале их старообрядческого пути: "Не лезте в город. Берите домики в заброшеной деревне и там стройте скит. А то каменные развалины в камень на шее превратятся."

    • Сергей Агеев

      "Не лезте в город. Берите домики в заброшеной деревне"

      Любопытно. Если это действительно так, то первоначально они по этому пути, получается, и шли, когда жили в с.Рытово под г.Вязники.
      И, кстати, интересно — не потому ли они там жили, что в последний год своей жизни там служил тот самый о.Леонид Гусев, который их присоединил к старообрядчеству? В статье об этом как-то неявно сказано, а ведь он там и погребен.
      Об обстоятельствах же переезда в Боровск говорится в брошюре о Покровском соборе, которая продавалась на Рогожском — что это было горячее желание и настойчивая просьба митрополита Андриана, который мечтал основать при Покровском соборе женскую обитель. Но а так ли это было на самом деле — видите, в комментариях высказываются и другие мнения.

  10. Сергей Агеев

    Ну а те, кто был в курсе, конечно, с печалью к этому отнеслись. Впервые об их уходе в старообрядчество я услышал в году 2006-м от священника, который некогда служил поблизости от них в Ступинском районе и знал их. Он так грустно сказал: Думается, здесь была проблема в неправильно выбранном духовнике. А что и кого он имел в виду — кто ж его знает?
    А последняя монахиня из всего монастыря, которая в старообрядчества не перешла, у нее аж слезы на глазах выступили, когда я у нее спросил об игумении Марии. "Это было связано с большим искушением", так она сказала.
    Так что, как в той песне — "кто-то теряет, а кто-то находит". Вот РПсЦ, можно сказать, в этой ситуации нашла, да только сама уже, судя по всему, не рада, уж простите за грустную иронию.

  11. Сергей Агеев

    Еще к материалу статьи можно добавить такой момент — а как прореагировала Русская Православная Церковь на переход монахинь в старообрядчество? Не довелось пока прочесть их книгу "Белопесоцкий монастырь", может там и что-нибудь есть. Но о внешней реакции можно сказать одним словом — на эту тему наложено табу. О происшедшем не было и нет вообще никакой официальной информации — хотя бы осуждающей и т.п. Например, игумения Мария (Баранова) от должности настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря была отрешена постановлением Св. Синода от 25.03.2004 г. с таким объяснением — "в связи с тяжелым заболеванием". И неофициальной тоже информации тоже нет. Они не вычеркнуты из истории Белопесоцкого монастыря, но из его истории вычеркнут их уход. Нигде в публикациях о нем, в интервью новой настоятельницы, не упоминается, что вот, мол, было так, и пришлось восстанавливать духовую жизнь монастыря заново. Ничего! Очевидно, для нашей Церкви факт ухода целого женского монастыря в старообрядчество был серьезной раной. И, конечно, лично для митрополита Ювеналия это, наверняка, тоже было нелегко.
    Кстати, не исключено, что это одна из причин, почему единоверию пока не дают епископа — возможно, опасаются таких вот случаев.

  12. Сергей Агеев

    А кто-нибудь в курсе — само восстановление Покровского собора в Боровске сейчас в какой стадии? Крест на восстановленном главном куполе установили больше полутора лет назад. С тех пор как-то это дело продвинулось?

  13. Vladimir Keturov

    Думаю, что местная община все вопросы связанные с несуществующим монастырем,собором и памятником-часовней решит в терпимости к мнению всех,справедливости и с соблюдением норм и правил как внутрицерковных так и государственных.Конечно же при желании и стремлении к этому монахинь и безусловном, с их стороны, почитании Высокопреосвященннейшего Митрополита Корнилия

  14. Vladimir Keturov

    Справка: Покровский Собор и памятник- Часовня являются исключительно собственностью местной общины храма Введения Пресвятыя Богородицы

    • Сергей Агеев

      Вообще-то, да. В 2008 году были сообщения: "Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин подписал распоряжение № 1321-р, которое удовлетворяет предложение местной религиозной организации "Боровская православная старообрядческая община храма Введения Пресвятыя Богородицы" Русской Православной Старообрядческой Церкви и Минэкономразвития России о безвозмездной передаче в собственность указанной религиозной организации для использования в функциональных целях находящегося в федеральной собственности объекта религиозного назначения — здания Покровского собора, расположенного в г. Боровске (Калужская область), по ул. Коммунистическая, д. 63"

      Но тогда вообще ничего не понятно. Но в любом случае, значит, храмы были уступлены общиной храма Введения Пресвятой Богородицы инокиням. И ведь действительно староста общины В.Осипов очень нормально к ним относится, и приведенные в статье его слова — это из его интервью.

    • Сергей Агеев

      И Покровский собор они реально восстанавливают. И ведь какой красавец-храм будет. Даже мне, человеку со стороны, это видно. Настоящее украшение старообрядчества, что же в этом для староверов плохого?

    • Vladimir Keturov

      Повторно: Покровский Собор и памятник- Часовня являются исключительно собственностью местной общины храма Введения Пресвятыя Богородицы.В Боровске только одна вышеуказанную старообрядческая община которая ни кому и ни чего не передавали.

    • Сергей Агеев

      Странно все это. Теперь понятно, почему такое молчание о них и на местном уровне.

    • Русская вера

      Речь идет о юридической принадлежности. Раз монастырь не принял ИНН, то он не может образовать юридического лица, владельца собственности.

      Справедливости ради надо отметить, что и до революции большинство старообрядческих храмов и монастырей не имели статуса юридического лица и здания принадлежали частным лицам.

    • Сергей Агеев

      Благодарю за четкое объяснение, вот теперь все действительно становится на свои места.

    • Vladimir Keturov

      Согласно Федерального Закона от 26.09.1998 125- ФЗс изменениями и дополнениями религиозная организация существующая в формах указанных в законе должна быть зарегистрирована путем заявления или уведомления.Скорее всего причина указана правильно.Поэтому если религиозная организация не зарегистрирована то её и не существует.

    • Vladimir Keturov

      Сейчас РПсЦ всеми признана,гонения нет,живём в обществе законы которого признаем и которым обязаны подчиняться,даже и том случае если они кому либо не нравятся.

  15. Vladimir Keturov

    Освященный Собор РПсЦ и Совет Митрополии ни когда не принимали решения о создании в Боровске женского монастыря,приведенное название присвоено самочинно этими "монахинями",они же сами написали вышеуказанную статью."Монахини" избегают совместного молитвенного и духовного общения с местной общиной,хотя везде представляется её членами,ведут по сути дела раскольническую деятельность.

    • Сергей Агеев

      Есть такая брошюра "Покровский собор, что во граде Боровске. 1912-2012". Боровск, 2013. Издана центром истории и культуры старообрядчества имени боярыни Морозовой. Продавалась в книжной лавке старообрядцев на Рогожском. И там говорится следующее: "Специальным Постановлением Предстоятеля Церкви митрополита Андриана, в июне 2005 г. община официально была признана монастырем РПСЦ. А в конце того же года, в соответствии с благословением и Распоряжением митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова), Покровский собор был поручен попечению инокинь этой общины для возрождения в Боровске древлеправославного девичьего монастыря… Также попечению инокинь была поручена построенная в 2005 г. на древнемГородище Часовня боярыни Морозовой".

    • Сергий 985

      > Вскоре после этого инокини по благословению митрополита Андриана (Четвергова) переехали в
      > Боровск Калужской области. Новый монастырь был основан при часовне боярыни Морозовой и
      > переданного старообрядцам Покровского собора.

      Я так понимаю разрыв произошёл где-то здесь? То есть монахини всё же они законные, крещенные и постриженные в РПСЦ?

    • Vladimir Keturov

      Эту брошюру они сами и написали ( входят в состав учредителей центра).Документов о создании монастыря нет. Кстати.Совершение построила может производить только иерей-монах с благославления Правящего Архиерея,но ни как священник.

    • Сергей Агеев

      Если с точки зрения старообрядчества — они, судя по всему, законные старообрядческие инокини.

      На сайте "Современное древлеправославие" был когда-то материал о них, там сообщалось:
      "Деятельность Боровского монастыря осуществлялась строго по церковным правилам и по благословению священноначалия РПСЦ. 22 марта 2005 года м. Андриан в Покровском кафедральном соборе на Рогожской поставил игуменьей Олимпиаду (Баранову). Делегация Покровского девичьего монастыря участвовала в работе Освященного Собора РПСЦ 18-22 октября 2005 г., на котором был избран м. Корнилий (Титов). Вскоре после своего избрания, 4-5 декабря 2005 года Боровск посетил м. Корнилий, и в ходе своего визита встречался с боровскими инокинями, вместе с ними посетил районную администрацию".

      Потом у них начался конфликт, о последствиях которого в том же материале говорится следующее:
      "4 декабря 2008 года, в день праздника Введения в Церковь Пресвятыя Богородицы митрополит Московский и всея Руси Корнилий и возглавили архиерейскую Литургию во Введенском храме г. Боровска Калужской области. После службы м. Корнилий хотел встретиться с боровскими инокинями, но они сказали, что согласны на встречу только в приходском Введенском храме, в присутствии свидетелей – прихожан. Прямой, открытый и откровенный разговор о сути взаимных разногласий почему–то митрополита не устроил, и встреча не состоялась…
      Боровские инокини ныне придерживаются позиции, что в связи с сохраняющейся неясностью личного исповедания м. Корнилия (его упорным нежеланием анафематствовать никонианство), они отказываются поминать его за молитвой. Официальных методов воздействия на них у митрополии почти нет. Из иночества извергнуть невозможно, разрушенные храмы и строения они получили у местных властей и восстанавливают их безо всякой помощи митрополии".

    • Сергей Агеев

      "Документов о создании монастыря нет".

      А как же все эти решения митрополитов, с указанием дат, обстоятельств? Это же имело место?

    • Vladimir Keturov

      Все мной написанное основано на документах,а не на ссылки ссылок,тем более наразмещенных материалы в интернете,которые всегда требуют многократных проверок на правильность.

    • Сергий 985

      > Совершение построила может производить только иерей-монах с благославления Правящего Архиерея,но ни как священник.

      Так в сухом остатке: священник Леонид Гусев производил крещение и постриг этих монахинь в рамках присоединения или нет? И если производил, то признал ли этот постриг в дальнейшим действующий митрополит?

    • Vladimir Keturov

      Все это только слова, не подтвержденные документами.Монастыря в Боровске нет и никогда он не создавался,поэтому везде и упоминается что в РПСЦ только один женский монастырь.

    • Vladimir Keturov

      В том и вопрос, что прошение о приеме в в лоно Церкви новообрядцев,чин приема, поручение кому совершить чин приема,определение места совершения послушание и времени пострижения ни Освященный Собор ни Совет Митрополии не принимали (см.документы на сайте Митрополии)

    • Сергий 985

      Разве приём новообрядцев в лоно церкви и чин пострига требуют соборных решений и документируются?

    • Vladimir Keturov

      см.п.7 постановления Совета Митрополии от 23-24 июля 2098 года {рассмотрение прошения о приеме новообрядцев инока Иоанна и иеродиакона ССавватия}

    • Сергей Агеев

      Такой порядок касается только монахов или и мирян тоже? Неужели каждый случай присоединения в РПсЦ рассматривается на уровне митрополии?

      Если такой порядок не был соблюден в отношении белопесоцких монахинь, то что это значит? Их присоединение от этого становится незаконным? Или вы ставите под сомнение сам факт присоединения? Но ведь приезжал же к ним в Боровск митрополит Корнилий — есть фото его с ними.

    • Сергей Агеев

      Посмотрел постановления советов митрополии на сайте РПсЦ. Действительно, вопросы о присоединении иноков и клириков рассматриваются именно там.

    • Русская вера

      Как известно из истории Церкви пострижение во иночество практиковалось еще до появления официального сайт РПСЦ в 2004 году, еще позже была образована комиссия по чиноприему инославных клириков. Поэтому трудно даже предполагать, что информация о всех пострижениях совершенных с появления иночества и до 2004 года может находится на сайте РПСЦ. Это относится и к истории с вышеуказанными инокинями.

      Что касается решения о присоединении иноков и клириков, то никаких церковных правил об обязательном рассмотрении их на Советах Митрополии не существует. Это происходит благодаря тому, что большинство инославных клириков и иноков сами обращаются в Московскую Митрополию, а также в сложных случаях когда правящий архиерей епархии не берет на себя ответственность за чиноприем.
      Поэтому такие случаи и обсуждаются коллегиально.

      Тем не менее, практика епархиального чиноприема клириков и иноков продолжает сохраняться и поныне, не говоря уже о прошлых временах или древней Церкви.

    • Сергий 985

      Новые детали. Боровский женский монастырь обозначен именно так на официальном сайте РПсЦ: http://rpsc.ru/contacts/kaluzhskaya-oblast/borovskij-zhenskij-monasty-r/

      Так же в программе празднование жен-мироносиц в 2006 году запланировано посещение женского монастыря в Боровске: http://rpsc.ru/news/programma-torzhestv-na-den-zhenmironosits-2006-g/

      Значит, женский монастырь в Боровске для РПсЦ всё же официально существует. Или существовал.

    • Vladimir Keturov

      Монастырь как монастырь ни когда не регистрировался,решения Митрополии о его создании не принималось.В Митрополии не могут дать вразумительных комментариев почему такая информация имеет место быть,в т.ч. и на сайте Митрополии.Эту информацию распространяли и продолжают распростронять сами т.н. "монахини".В своих последних опусах, где все еретики, а только они самые настоящие приверженцы старообрядчества называют уже себя инокинями Покровского собора,вывеска с другим названием ипомянутым в статье-снята.

    • Сергей Агеев

      "Как известно из истории Церкви пострижение во иночество практиковалось еще до появления официального сайт РПСЦ в 2004 году"

      Теперь понятно. Это и есть четкий научный подход. Просто немного смутили недоброжелательные мнения о них со стороны самих староверов.

    • Сергей Агеев

      "Значит, женский монастырь в Боровске для РПсЦ всё же официально существует. Или существовал".

      Да, конечно, существует. Они реально дежурят при часовне, тому много свидетельств. И Покровский собор восстанавливают. И митрополиты к ним ездили (до конфликта).

      К Вашим ссылкам добавлю еще одну: на Совете Митрополии РПСЦ 3-4 февраля 2009 года в повестку дня входили в том числе и такие вопросы: 5. О деятельности Улеймского монастыря и 6. О деятельности Боровского монастыря (но в связи с отсутствием на том совете игумении Олимпиады этот вопрос был снят с повестки дня). Как видим, священноначалие РПсЦ вполне официально считает его своим монастырем, как и Улейминский. http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=337 Кстати, это одна из немногих старообрядческих публикаций, где можно найти хоть какие-то внятные сведения о боровских инокинях.

      И там же фото поставления митрополитом Андрианом игумении Олимпиады 22 марта 2005 г. в Покровском храме на Рогожском. Ну если уж это фото не доказательство…))

    • Сергей Агеев

      "Или существовал"

      Другое дело, что в самые последние годы о них фактически пропали все упоминания. Даже после конфликта с митрополией отрывочные сведения о них были, а в 2014-2015 гг. как корова языком слизала. Что самое удивительное — о них перестали упоминать в связи с ежегодным крестным ходом Верея-Боровск и в самом в Боровске в честь боярыни Морозовой и с ней пострадавших — 24 сентября. В 2008-2010 гг. участники праздненств в своих ЖЖ упоминали о них, а в постах 2014-2015 гг. — НИЧЕГО! Это свидетельствует о серьезных проблемах. И судя по тому, какие здесь были комментарии, там имеется какой-то конфликт. Но это только предположение.

    • Vladimir Keturov

      Как может существовать то чего юридически нет,как можно назначить игуменьи монастыря которого юридически нет и решения о создании которого Митрополия не принимала.Фантон.Всем хотелось иметь монастырь.Если у кого есть ссылки, только подтвержденные, и покрепленные документарно,об образовании монастыря в Боровске буду благодарен.Только не надо ссылок на ссылки, на литературные писания,только на документы.

    • Сергей Агеев

      "Только не надо ссылок на ссылки, на литературные писания,только на документы".

      Да никто же и не спорит с этим. Просто материалов о них мало, какие есть о них публикации в сети или печатные, на них и ссылаемся. Тем более эти материалы от самих староверов и исходят. Для того и идет здесь обсуждение, чтобы выяснить правду.
      Со стороны сайта "Русская вера" прозвучало вполне логическое объяснение, почему они не зарегистрированы юридически как монастырь. А Вы говорите полунамеками. Ну не сами же они в этих храмах оказались.

    • Сергий 985

      > Как может существовать то чего юридически нет,как можно назначить игуменьи монастыря
      > которого юридически нет и решения о создании которого Митрополия не принимала.

      Это вопросы в первую очередь к митрополии: как так вышло, что монастырь упоминается до сих пор и на официальном сайте, и на прочих сайтах, вопросы о монастыре обсуждались на соборах, и есть ряд доказательств поставления монахинь действующим руководством митрополии, а в результате монастыря как бы нет.
      Если монастыря нет, то получается, что лжет официальный сайт, непойми чем занимались священники и митрополит, если свидетельства о крещении и постриге в виде фото и т.п. есть, а самого крещения и пострига вроде и нет. Как ни крути, но бардак именно на стороне митрополии — либо тех времен, либо этих, либо во все времена :)

  16. Сергей Агеев

    Насчет их повторного крещения. Я еще такое слышал от знающего ситуацию человека, что дело тут не в обливательном крещении, а в том, что протоиерей Леонид Гусев был в этом смысле очень суровый священник, и он мог переходящего из РПЦ крестить заново, независимо от того, погружательно или обливательно тот был крещен в РПЦ.

  17. Сергей Агеев

    Огромная благодарность за статью. История этого монастыря, без сомнения, один из интереснейших моментов в истории современного старообрядчества.

  18. Сергий 985

    Спаси Христос, интереснейшая статья.
    Остаётся лишь вопрос почему факт существования этого монастыря почти не озвучивается, всегда говорится об Николо-Улейминском женском монастыре как фактически о единственном оставшемся монастыре РПсЦ.

    • Анастасия

      Улейминский монастырь более известен, ведь существует дольше, чем Боровский. Тем более, что в Улейме древний монастырский комплекс, есть место для паломников, которым всегда рады. А в Боровске, насколько я понимаю, только восстанавливаемый Покровский собор + часовня, в которой инокини дежурят. Просто так туда приехать "на богомолье" не получится. Да и насельницы, как я слышала, не очень любят рассказывать о себе. Наверное, этим объясняется "молчание" о Боровской монашеской общине.

    • Сергий 985

      Так ценность рассказа о монастыре это же не реклама для потенциальных паломников, а свидетельство о наличии иноческой жизни в церкви. Я думаю это даже важнее.

    • Сергей Агеев

      "Наверное, этим объясняется "молчание" о Боровской монашеской общине".

      Скорее всего, молчание официальной РПсЦ о Боровском монастыре объясняется тем, что боровские инокини, не успев перейти в старообрядчество, почти сразу вошли в конфликт со священноначалием РПСЦ, а именно с новым митрополитом Корнилием. Причиной стало то, что он, по их мнению, недостаточно тверд по отношению к «никониянам». В общем, классический случай "младостарообрядчества". В 2006-2007 гг. боровские инокини выступили с рядом открытых писем в адрес священноначалия в которых выступили против любых контактов с «еретиками» (кажется, было 4 или 5 писем, тексты их есть в сети). А где-то в конце 2008 года они отказались поминать своего митрополита за молитвой. Но с РПсЦ они все же не рвут, хотя и относятся к «непоминающим». Храм восстанавливают без помощи митрополии. Руководство РПСЦ не предпринимает против никаких репрессий, но, понятное дело, и не помогает. И разумеется, официальные источники РПсЦ о них молчат.

    • Сергий 985

      Ну это больше похоже на правду.
      Кстати, интересное наблюдение: наибольшая жажда радикализма и изоляции наблюдается от неофитов, особенно которые так или иначе сбежали в старообрядчество от РПЦ. То есть для них ценность именно "не в РПЦ" значительно выше, чем может у коренных староверов, поэтому они наиболее ревностно следят, чтобы эта дистанция не сокращалась. По-моему, это и по форумам видно где обычные люди сидят.

    • Сергей Агеев

      "наибольшая жажда радикализма и изоляции наблюдается от неофитов… они наиболее ревностно следят, чтобы эта дистанция не сокращалась"

      А подумайте, через чего им пришлось пройти. Ведь новое крещение! И кого — инокинь! С десятилетним стажем! И новое пострижение! Ведь всю свою предыдущую духовную жизнь, получается, зачеркнули. А их духовный путь был достаточно серьезен, насколько мне известно. И достижения в нем были. Например, при них в лике местночтимых святых был прославлен первый игумен Белопесоцкого монастыря — преп. Владимир Белопесоцкий, составлен тропать, акафист, икона написана. А теперь, выходит, они его не почитают как святого — он же в старообрядчестве не прославлен. Игумения их (Мария, теперь Олимпиада) любила Данилов монастырь, монахини особо почитали благоверного Даниила Московского. И тут такое — все отброшено. Не удивительно, что у них такой душевный срыв и младостарообрядческая ярость — "никонияне", "еретики" и т.п.

    • Сергий 985

      Да, это действительно трудность перехода в старообрядчество: что вместе с позитивной составляющей идёт целый паровоз очень непростых и спорных решений, в т.ч. отречение о тех кого прежде почитал святым. Особенно, если никаких причин для отречения кроме "свой-чужой" реально и нет. То есть осталось почтение, сформированное убеждениями, изучением житий, возможно даже более глубоким, духовным опытом, а тут появляется новая причина которая требует признать еретиком вчерашнего святого. Не объясняя, зачастую, почему — просто не из нашей песочницы. А раз не из нашей песочницы, то еретик.

      Остаётся вопрос — чем так обидели их в РПЦ, что они решились на переход с перечеркиванием стольких прежних ценностей.

    • Сергей Агеев

      "новая причина которая требует признать еретиком вчерашнего святого"

      Ну не то, что еретиком, преподобный Владимир Белопесоцкий из дораскольного времени — 15-16 вв. Но в старообрядчестве-то его нет, поэтому, конечно, получается, что как святой он именно РПЦ.

    • Сергей Агеев

      "Остаётся вопрос — чем так обидели их в РПЦ, что они решились на переход с перечеркиванием стольких прежних ценностей".

      Судя по всему изначальной причиной конфликта с митрополитом Ювеналием (с которым до этого у них были очень хорошие отношения, он несколько раз приезжал к ним в Белопесоцкий монастрырь) было их нежелание принимать ИНН. Об этом есть кое какие упоминания в интернете (не у старообрядцев, понятно)) ). Ну и знающие люди тоже это говорили.
      Это было начало 2000-х, когда монастырям РПЦ нужно было принимать ИНН, многие были против, было целое брожение в монастырской среде.
      Вот на этом они, очевидно, и сломались. И так получилось, что именно в этот момент, будучи в душевном смятении, они пересеклись со старообрядческой средой. Имеется в виду именно старообрядцы РПсЦ.
      Потому что до этого они контактировали и со старообрядным приходом РПЦ, а именно с игуменом Кириллом (Сахаровым). Но это было просто такое узнавание старого обряда, первое ознакомление с ним, они до этого этот обряд и не знали. Причем, насколько можно понять, инокини сначала пересеклись с игуменом Кириллом по другим церковным делам, а там уже в ходе общения заинтересовались старым богослужением.
      А вот потом уже, будучи в кризисе в связи с ИНН, они пересеклись с РПсЦ. Возможно это и было в июле 2003 года, как говорится в статье. Сначала с храмом Николы на Белорусской, а потом — с о. Леонидом Гусевым. Ну а он уже их, так сказать, взял в оборот, и не выпустил.

    • Сергий 985

      Игумен Кирилл (Сахаров) вроде сам из тех, кто против ИНН и не принимал его. И если они с ним общались, то неужто не нашли с его помощью способа избежать ИНН без ухода.

      А вообще может и логично получается. Единожды оторвавшись от РПЦ и уйдя в РПсЦ, сорвали некий "раскольный тормоз", так что уже и дальше не встало проблемы порвать и с РПсЦ (пусть и частично) при возникновении первых разногласий. Но это уже мои додумки.

    • Сергей Агеев

      И старообрядец протоиерей Леонид Гусев тоже был один из самых принципиальных отрицателей ИНН. Скорее всего, они и с тем и с тем сближались именно по этому вопросу.

      Ну а дальше, может они действительно уже по настоящему заинтересовались старым обрядом и староверием. В этой истории много не ясного. Но изначальной причиной, без сомнения, был ИНН.

    • Иерей Панкратов

      Они ещё и не все старопечатные церковные книги приемлют, письменно (в своей книжке "Белопесоцкий монастырь") порицают издания времён патриарха Филарета, например … Короче, учение их отличается от общестарообрядческого и представляет собою нечто сектообразное:(

    • Сергий 985

      И тем не менее на официальном сайте РПсЦ обозначен женский монастырь в Боровске. Что за ситуация?
      Как-то совсем с монастырём по Винни-Пуху выходит: он вроде есть, но его вроде нет.

    • Сергей Агеев

      "учение их отличается от общестарообрядческого и представляет собою нечто сектообразное"

      Ну вот это и называется "младостарообрядчество".
      Но, с другой стороны, их монастырь, конечно, яркий момент в современном староверии. Ведь реально же они у староверов иночество развивают, и традицию иночества с собой принесли. Потому что Николо-Улейминский — он по числу монахинь не большой, и нигде не звучит. А эти вон какую деятельность развили, книги о староверии издают.

    • Vladimir Keturov

      Нет монастыря.В Митрополии знают об этом,скорее всего не знают как выйти из этого положения,Характер у этих "монахинь" склочный,письма писать любят,согласен с комментарием Иерея

    • >порицают издания времён патриарха Филарета, например

      Ну это еще не повод. В старообрядчестве не раз были дискуссии об эталонных изданиях книг. И сегодня встречается критика как филаретовских, так и наоборот иосифовских книг. Какие другие заблуждения имеются у этих инокинь это вопрос который никем, к сожалению, не исследуется. Кстати, стоит исследовать разные обычая и поверия на приходах РПСЦ, тоже секты могут обнаружиться и секточки.

    • Сергей Агеев

      "скорее всего не знают как выйти из этого положения"

      Есть такая шутка: "бачили очи шо купували, теперь ешьте хоть повылазьте"))

    • > "скорее всего не знают как выйти из этого положения"

      Да, это часто бывает. Сперва примут кого-нибудь с громкими овациями, а потом не знают, как избавиться и как задвинуть.

      Был епископ Амвросий из Германии святитель Немецкой, Петербургской и всея Прибалтики епархии, потом епископ Герман из РДЦ святитель Дальневосточный, потом еле избавились от них.

      Теперь на очереди Боровский монастырь, на подходе история с Угандой.

    • Сергий 985

      А почему задвинуть, а не решить проблему? Какие попытки были по уврачеванию этого микрораскола? Почему не заслать туда переговорщиков от митрополии, не провести переговоры и не найти какое-то компромиссное решение, чтобы инокини оставались в РПсЦ, не бузили, но и как-то учесть их пожелания?
      Ведь отсекать и выталкивать это последнее дело, надо же до последнего искать варианты удержать, тем более в РПсЦ где монастырей почти нет да и монашествующие в красной книге.

    • Сергей Агеев

      "Теперь на очереди Боровский монастырь"

      Хотя меня они интересует лишь в историческом смысле (уж очень яркая, привлекающая внимание история), но мне их почему-то очень жалко.

    • Vladimir Keturov

      Вся проблема исходит от "Монахинь" и их не желания вести конструктивный диалог,по своему менталитет и психологии они заточены на конфликт,возможная причина в комментариях.

    • Сергий 985

      То есть неоднократные попытки примирения с монахинями были?

      И всё же вопрос: почему монахини в скобках? Ведь многочисленные свидетельства в сети показывают, что ещё до ссоры с РПсЦ они уж были инокинями в РПсЦ. Можно ставить под сомнение существование монастыря, но почему сомнения в том, что они монахини? Это сомнение ставит под сомнение решения предыдущих иерархов, включая м.Андриана, которые вполне их монахинями считали.

    • Сергей Агеев

      "См.мой комментарий вчера 19.34"

      На него дал убедительный ответ сайт "Русская вера" сегодня в 10:10 ))

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля