Новый старообрядческий герб появился в республике Коми. Этот герб утвержден Администрацией Усть-Цилемского района при согласовании с Геральдической комиссией при Президенте РФ как официальный символ территории.
Выдержка из Положения о гербе, утвержденная Администрацией Усть-Цилемского района при согласовании с Геральдической комиссией при Президенте РФ.
2.5. Обоснование символики герба района «Усть-Цилемский».
Усть-Цилемский район относится к территориям, которые человек начал заселять за несколько тысячелетий до нашей эры. Письменные источники и археологические раскопки позволяют говорить о первых появлениях русских на Печоре в начале II тысячелетия нашей эры. Сохранившиеся сведения этого периода свидетельствуют о том, что большинство из них были новгородцы. Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем новгородца Ивашки Дмитриева Ластки, которому в 1542 году была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Приток населения Печорского края стал увеличиваться на рубеже XVII –XVIII веков, связан он был с расколом церкви, когда ревнители старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном краю. Значительное количество их оседало в Усть-Цильме, сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России.
С приходом староверов на Печору, с целью сохранения религиозной культуры, начинается их обособление от рядом живущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная этническая группа — «устьцилёма», обладающая особым неповторимым говором, специфическими чертами культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.
Символика герба Усть-Цилемского района связана с его историей и этнокультурой и потому многозначна:
- червлень (красное) и лазурь (синее) — символически отражают расположение земель района (красное) на берегах многочисленных рек (главная из которых — Печора) и многочисленных озер (лазурь);
- библия — символ потомков поморов-староверцев, составляющих большую часть конфессионального состава населения района. Библия (в переводе с греческого — «книга») — атрибут веры, знания, учения;
- пояс, составленный из черных и золотых квадратов, в которых вписаны ромбы с фигуркой «костыль» — стилизованный узор «околинки», широко применяемый местными жителями при рукоделии, символ территориальной принадлежности района к Республике Коми, символ сохранения местной культуры;
- червлень (красный цвет) — символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника;
- малиновый цвет (пурпур) — символ власти, славы, почета, благородства происхождения, древности;
- серебро — символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения;
- черный цвет — символ благоразумия, мудрости, скромности, честности;
- золото — символ высшей ценности, величия, богатства, урожая;
- лазурь — символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
2.6. Авторская группа.
Идея герба: Михаил Ригерт (Кострома), Константин Моченов (Химки); художник и компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева, Анна Гарсия (Москва); обоснование символики: Вячеслав Мишин (Москва).
Также старообрядческие гербы имеются в Причудской волости (Эстония) и Омском Сельсовете республики Коми (РФ):
Герб Причудской волости: на синем щите золотое волнистое основание, на котором синий восьмиконечный крест православного вероисповедания. С верхнего края щита клинообразно ниспадает серебряная рыбацкая сеть.
Объяснение: синий цвет обозначает Чудское озеро и символизирует надежду, мир и любовь. Золотой цвет обозначает песчаный озерный берег и солнце, символизирует же счастье, благородство и правду небесную. Серебро означает чистоту и честность.
Герб Омского сельсовета отражает исторические, культурные и природные особенности МО «Омский сельсовет».
Ома — одно из старинных сел Заполярья, получившее своё название от реки Ома, на берегу которой оно выросло.
Первое письменное упоминание об Оме относится к 1858 году, однако поселенцы пришли сюда еще в XVII столетии. На зимнем берегу Белого моря было много скитов, где обитали старообрядцы. Отсюда им был открыт путь на Кулой, Мезень и Печору. Возможно, эти скиты — первые крупные поселения в таёжной глубинке Поморья в ХVII веке. В работе Е. Меньшаковой «Печорское старообрядчество» упоминается о первом старообрядческом беспоповском поселении в Канино — Тиманье — ските на реке Оме, основанном мезенцами в начале ХVIII века.
Использование в гербе МО «Омский сельсовет» лестовки — старообрядческих четок для счета молитв — символизирует не только древность села Омы и ее первых жителей — старообрядцев, но и духовную преемственность многих поколений жителей, сохранение традиций предков.
Выложенная в полукруг лестовка и голубое поле вверху аллегорически показывают географическое расположение муниципального образования — село Ома находится в десяти километрах от Северного полярного круга.
Золото — символ богатства, стабильности, уважения, интеллекта, жизненной силы.
Серебро — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Серебро — цвет бескрайних северных просторов.
Красный цвет — символ мужества, силы, труда, красоты и праздника.
Комментариев пока нет