«Никто не знает, когда в его жизни настает вершинный период, <…> когда все складывается так, чтобы попасть в личную легенду» — так начинается статья профессора Владимира Седова, который этим летом обнаружил в Новгороде фрески начала XII века, более века считавшиеся уничтоженными. Открытие было совершено в Георгиевском соборе Юрьева монастыря силами волонтеров, студентов-историков и монастырской братии, которая, вопреки сложившемуся стереотипу, помогала ученым и полностью разделяла их мечту — найти осколки сбитой в 1820 году штукатурки.
Как сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН, фрагменты фресок были найдены в алтарной и подкупольной части Георгиевского собора — одного из древнейших соборов Руси, строительство которого было начато в 1119 году. Общее число найденных фрагментов составляет, по словам археологов, «сотни тысяч». На них сохранились лики, а также большое количество изображений рук, ног, ушей, бород, усов и так далее.
Ученым также удалось обнаружить граффити — фрагменты надписей, нанесенных непосредственно на фрески. Подобные находки встречаются очень редко и представляют собой ценный источник новых текстов на древнерусском языке.
По мнению специалистов, сбитые со стен в XVIII или XIX столетии фрески стали своеобразной строительной подсыпкой при сооружении нового пола. В музейной мастерской эксперты продолжают изучать полученный материал. На столах — тысячи фрагментов живописи XII века, неподалеку — десятки неразобранных коробок, наполненных обломками штукатурки. Реставраторам предстоит очистить собранные фрагменты от грязи и более поздних записей. Пока же среди росписей удалось распознать сообщение о смерти сыновей князя Ярослава Владимировича с указанием дат, прежде точно не известных, и несколько строк об упокоении архиепископа Антония.
«Мы получили для исследования нечто совершенно новое, фрагменты имеют невероятно высокую сохранность, поэтому в процессе восстановления изображений предполагается много всяких открытий. А это тот архиепископ, который, будучи Добрыней Едрейковичем, ходил в Константинополь и оттуда принес меру Гроба Господня, — рассказывает художник-реставратор Татьяна Ромашкевич. — Вот по мере этой, по-видимому, был возведен престол этот алтарный на пяти столбах».
«Живопись очень “графичная”, то есть там не так много цвета, а много контура. Это необычная черта. Это находит параллели в некоторых византийских памятниках конца XI века», — говорит руководитель экспедиции, ведущий научный сотрудник ИА РАН, доктор искусствоведения, профессор Владимир Седов. По его словам, специалисты не могут с уверенностью сказать, выполнили ли фрески византийцы или русские художники. «Надписи на фресках сделаны по-русски. Для некоторых этого достаточно, чтобы сделать вывод, что художники тоже были русские», — отметил профессор.
Он не исключил, что из фрагментов удастся собрать одну или несколько целостных композиций. Кроме того, исследователи планируют продолжить раскопки как внутри собора, так и с внешней стороны, у его стен. Там также могут быть фрагменты фресок.
Юрьев монастырь — один из древнейших в России. По преданию, он был основан Ярославом Мудрым.
Исследователи рассчитывают воссоздать из этих находок целостные композиции, что позволит открыть новое «окно» в мир древнерусского искусства. Об этом сообщили в Институте археологии РАН.
Комментариев пока нет