В Музее истоков Польского государства, расположенном в городе Гнезно, открылась выставка иконописи, посвященная старообрядческой иконе.
Название выставки «Икона — окно в вечность» не случайно совпадает с наименованием одного из сочинений историка и философа М. Quenot «Икона — окно в вечность». Эта работа посвящена фундаментальным вопросам иконописи, в том числе каноническому стилю, который дошел практически без изменений, начиная с древних веков, через старообрядчество и до нынешних дней.
По мнению польских искусствоведов, православное старообрядчество, первоначально возникшее как оппозиция реформам патриарха Никона, очень быстро стало хранителем древних культурных традиций, охранителем православного канона от «церковного и светского иконоборчества».
На Западе древнецерковной, древнехристианской культуре была объявлена открытая война, особенно в регионах с протестантским большинством. Так, например, в Швейцарии было разрушено до 99% художественного церковного наследия этой страны. Католическая церковь, несмотря на формальную поддержку искусства, как важного инструмента христианизации, тем не менее, наполнилась религиозными изображениями чуждой эстетики барокко, тем самым опуская глубокий мистический опыт христианского искусства.
Точно так же и на востоке, Русская Православная и Греко-Католическая церкви, несмотря на все их различия, пошли по стопам Латинской Церкви, редуцировав церковное искусство до уровня дворцовой эстетики. Разрушение было завершено французской и большевистской революциями, двумя мировыми войнами и этническими чистками, что привело к полному разорению великого старохристианского художественного наследия Европы.
По мнению польского искусствоведа Вольдемара Горних, только православное старообрядчество противостояло универсализму современных интеллектуальных течений, как светских, так и церковных, отвергавших сверхъестественное и надмирное. Он, однако, отмечает, что из-за веков гонений старообрядчеству удалось сохранить лишь древний канон иконописи, «без возможности свободного развития и обогащения великого духовного и интеллектуального наследия этого искусства».
Всего на выставке представлено около 250 икон и миниатюр XVII-XIX вв. разных старообрядческих течений и согласий, существовавших на территории нынешних Польши, России, Украины, Румынии. Всего же Музей Южного Подляшья в Бяла-Подляска, организовавший эту выставку, владеет более чем 1600 экспонатами русской древлеправославной культуры.
Значительная часть экспонатов происходит из двух крупнейших в XVIII-XIX вв. русских старообрядческих анклавов в Карелии и Архангельской губернии. Большое внимание уделено поморскому старообрядческому наследию, включая значительную коллекцию медного и латунного литья.
Подобная выставка очень важна в современной непростой ситуации, особенно же в условиях необъявленной холодной войны, когда против России и русского народа вводятся экономические санкции.
Экс-министр финансов Польши, ключевой архитектор польских экономических реформ Гжегож Колодко (Grzegorz Witold Kołodko), так прокомментировал нашему сайту подобные мероприятия:
«Нужно делать всё возможное, чтобы увеличивать связи между народами. Я имею в виду культурный обмен, обмен студентами, спортсменами, музейными выставками, развитие туризма, совместные научные и культурные мероприятия. Надо поддержать народное сотрудничество, потому что в сфере политики (на официальном высшем уровне — прим. ред.) у нас очень плохой контакт».
Комментариев пока нет