Уже давно стало книжной истиной, что русская икона является одной из главных форм выражения русской духовности, она воплощает в себе всю самобытность русской культуры.
Вчера, 11 сентября 2013 г., в Белгородском художественном музее открылась выставка «Русская икона XVII — начала XX веков» из коллекции московского музея «Дом Иконы и живописи имени С.П. Рябушинского».
В Белграде это первая выставка масштабного характера. Всего насчитывается 129 экспонатов. Иконы написаны сельскими ремесленниками Владимирской области (мастерские Мстёры или Палеха), старообрядческих центров юго-восточной части Московской области (мастерские Гуслицы), Самарской области (мастерские Сызрани), а также северных и юго-западных регионов России.
У каждого подготовленного и не очень посетителя есть возможность на сравнении увидеть отличительные черты в иконописании одного центра от другого. Ярким примером служат иконы: «Святитель Никола Чудотворец (Отвратный)» (Ветка), «Двухрядница: Сошествие Святого Духа, Вознесение Господне, святой Иоанн Предтеча» (Русский Север), «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (Мстёра), «Богоматерь Одигитрия (Остробрамская)» (Брянские земли), «Богоматерь Троеручица, с великомученицей Варварой на левом поле» (Центральная Россия).
Выставка знакомит с наиболее почитаемыми в народе святыми, такими как Никола Чудотворец, Параскева Пятница, пророк Илия, Иоанн Предтеча и Архангел Михаил.
Есть здесь и иконографии, редко встречающиеся даже в богатой исследовательской работе специалистов. Например, икона «Мученик Конон градарь (огородник)», покровительствующий сельскому хозяйству, «Священномученик Антипа Пергамский», к которому обращались во избавлении от зубной боли.
Есть ещё и миниатюрное письмо палехских икон, которое почти невозможно рассмотреть без увеличительного стекла даже здоровому человеческому глазу.
Продлится выставка икон до 10 ноября.
Комментариев пока нет