Празднование 100-летия освящения старообрядческого храма в с. Балаки

Как известно, старообрядческие общины, благодаря своей малочисленности и компактности (относительно других крупных исповеданий), сохраняют неповрежденно немало исторических  и духовных традиций русского народа.

С 14 по 16 сентября в с. Балаки Камбарского района Удмуртской Республики состоится празднование 100-летия освящения старообрядческого храма. 14 сентября ожидается  приезд и богослужение преосвященнейшего старообрядческого епископа Евфимия, Казанско-Вятского. А 16 сентября годовщина упокоения священноиерея Романа (Носкова).

Захоронения  у храмаИстория села Балаки начинается с XVIII века. По преданиям первыми поселенцами этого селения были Балакины. Первоначально там проживало 39 человек, а в 1917 году в Балаках было 175 дворов с населением 1200 человек. В настоящее время в селе проживает 290 человек.

Интересен тот факт, что в «Пермских епархиальных ведомостях» начала XX века, источнике, в котором фиксируется социальный состав каждого населённого пункта, нет упоминаний о селе или починке Балаки Осинского уезда Пермской губернии. Очевидно, там жили только старообрядцы.

Житель Балак Вадим Килин пишет в своём блоге: «Дорогие друзья! В сентябре месяце исполнится. И пусть он не причислен к числу памятников архитектуры, но можно с уверенностью сказать, что немногие деревянные строения проживают такой значительный срок. И,  как многие другие церкви, в советское время он утерял свой первоначальный облик-была разрушена колокольня. Сейчас делаются попытки вернуть храму его исконный облик.

Давайте не останемся равнодушными к истории нашей малой родины! Ведь помочь можно не только финансами, но и добрым словом, и физической силой! Может быть, у кого-то сохранились старые фотографии храма, или какие-нибудь воспоминания бабушек, или что-то еще. Все материалы будут очень ценны для создания архива».

Установлено, что в селе в 1910 г. существовали 2 общины верующих: беспоповцы — часовенники, не имевшие своего молитвенного дома, и старообрядцы белокриницкого согласия, которые в 1910-1911 гг. на месте старой часовни построили деревянный молитвенный дом по типу храма с куполом.

В 1930 г. молитвенный дом (церковь) был закрыт местными властями, обе общины распущены. Сретенская старообрядческая церковь была официально закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 24 июля 1941 г. Здание передано под культурное учреждение. Открыта вновь на основании постановления СНК УАССР от 22 июня 1945 г.

В то же время есть сведения, что: «…в период гонений на религию и Церковь властям удалось закрыть храмы, уничтожить большое количество икон, книг и других духовно-культурных ценностей. Но им не удалось убить в людях веру в Бога. Единственный храм, который не был закрыт, это деревянный храм в с. Балаки Камбарского р-на. Его не захотели брать не под школу, не под детский сад…».

К сожалению, когда храм стал Никольским — нам неизвестно. В его современной истории есть и печальная страница: 30 октября 2006 г. неизвестные, взломав замок, проникли в старообрядческую церковь, из церкви похищено 25 икон, ущерб оценивается в 666 тыс. рублей.

Владыка Евфимий с членами общины

Долгое время общину окормлял протоиерей Дмитрий Шмаков из Ижевска, затем постоянный священник отец Роман Носков. Сегодня общину возглавляет Олег Бельчев, инициативный и молодой. Окормляет её о. Анатолий Сафронников из Набережных Челнов.

Пожелаем общине крепости духа и благоденствия, чтобы в ней всегда пребывал мир и любовь. Чтобы храм Божий стал тихим пристанищем и старым, и молодым, и всем нуждающимся, чтобы всегда возносилась в нем молитва верующих.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля