Я редкий читатель Руверы, и поэтому, вслед за Николой В. недоумеваю: что за анонимность. Возможно, здесь подразумевается «редакция». Тогда предупредительно извиняюсь.
Статья без автора – не более, чем демагогия, набор лозунгов, заводных кричалок. А автор, в исконном понимании, – не обязательно сочинитель, но тот, кто берётся защищать изложенную позицию и отвечать на каверзные вопросы.
Обсуждать такие вопросы надо. Любые правила хороши тогда и тем, когда встроены в культуру отношений. Без этого имеем не руководство к действию, а музей выцветших вывесок. Нечитабельные вывески дискредитируют и сами сборники Правил, лишая их жизненной силы. Касается это и древних правил, и новых.
Неплохо было бы опубликовать и сам доклад, хотя и данная информация по своему «оригинальна» — чего стоит только «в стенах Университета Москвы», преподаватель и доцент кафедры, а за девушек и юношей из числа прихожан единоверческих храмов только порадоваться можно при такой высокой стоимости обучения в этом ВУЗе.
> Не спать, по крайней мере не отдыхать, после обеда считалось ересью
Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, школа, учение, секта») — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.
Староверы это те кого старообрядцы называли до прихода христианства на Русь. То есть это носители старой веры — язычества, веры в старых богов. Лишь спустя столетия эти понятия смешались
Ну скажем так — не все так просто и однозначно как кажется на первый взгляд. Очень подробно можно прочитать на antiplagiat.org но там конечно не все можно принимать на веру но тем не менее, старообрядчество раскрыто довольно полно. Но не полностью опять же. Этот феномен еже ждет своего часа. Такого мощного противостояния классической церкви на Руси не было и вряд ли уже будет
Ох уж эти переводчики упорно переводящие русское слово «Наряд» как порядок! Наряд это назначение на работу! Гостомысл искал административного управленца, следящего за исполнением закона, знания управления передавались по Роду, поэтому он и обратился к родственникам, так как сами Новгородцы были переселенцами с Балтики. Выше административной власти стояли волхвы или жрецы, духовная власть.
Это старый термин. Замолитсвующий тот кто во время службы читает «За молитв Святых Отец наших…», т.е. возглавляет службу. Это может быть и поп, и мирянин.
Если быть откровенным самим с собой, то следует признаться, что любая книга, имеющая современный вид, но написанная от руки — подделка. Книга разбита на страницы по причине ее производства на печатном станке. Древняя рукописная книга представляла из себя рукописный свиток, согнутый в гармошку. Тяжелые деревянные оклады с замком требовались для удержания страниц в уплощенном состоянии. Само слово «книга» происходит от слова «гнуть», т.е. книга = гнига.
Imikhaylov:
«…любая книга, имеющая современный вид, но написанная от руки — подделка…»
Голословные утверждения, ни одним примером не подтвержденные. В разные периоды было по разному. Книг от древней Руси в виде свитков не существует.
Imikhaylov:
«Само слово «книга» происходит от слова «гнуть», т.е. книга = гнига»
Не могли так сказать русичи ни разу, потому как звуки «г» и «к» были отличными от современных. «Г» была оглушенной и в случае речевых флуктуаций сказали бы вместо слова «гнути» мягче «хнути», но отнюдь не «кнути».
И не успев опомниться отвечаешь — да. Опомнившись, что-то начинаешь мямлить…) . Выходишь на прогулку с ребёнком без денег, он просит что- то купить; обьясняешь-денег нет; он-займи; отвечаешь-этого ещё не хватало(!!!!) — вобщем через некоторое время у меня появляется кредит. Или делаем сваркой ремонт колонки пожарного гидранта, цитата — приварил на смерть(!!!!) — это слово чем в итоге может «обернуться»????!!!!! Обет молчания????!!!!! В тайгу????!!!!! А мысли куда???!!! Не ими ли гублю землю?!
Затянувшееся ожидание модерации моего комментария смахивает на проявление (впервые за несколько лет моего участия) цензуры. Энтузиастам не стоит быть такими обидчивыми — может действиельно «утрете нос» профессиональным историкам,
Сожалеем, но Ваше сообщение было удалено за неуважительные высказывания. Редакция оставляет за собой право удалять подобные комментарии без обсуждения.
А я сожалею, что за неуважительные высказывания выдаете мою констатацию того, что профессиональные историки и филологи — специалисты в области изучения древних тексов, молчат. Или опубликуйте их мнение.
!!!!!!! Возможно ли, что мы сами увеличиваем воинство тьмы своими словами лжи ? Что делать с собой, если душа пала и не в силах контролировать речь (разговор при подведении итога работы: Некто-ну что, всё это х… Миша?
Я ни раз слышал на лекциях по богословию, что мытарства блаженной Феодоры очень сомнительный с точки зрения богословия материал. И его предпочитают не упоминать при серьёзном обсуждении посмертной участи человека.
лекторы богословия, основываясь на достижениях современной богословской науки установили, «что мытарства блаженной Феодоры очень сомнительны…» : «белые и пушистые» православные попадут в Царство Небесное, минуя устаревшие испытания — они исповедуются и причащаются еженедельно и молочное в пост употребляют по благословению попов по болезням. и «упоминать при серьёзном обсуждении посмертной участи человека» мытарства и бесовский контроль за делами и помыслами каждого — это ж смутить современников и высадить их с прекрасного Титаника на тернистый путь брани.
Пока что кроме комментария главреда «Исторического обозрения» других высказываний профессионалов — специалистов по изучению летописей, что то не видно. А самодеятельных энтузиастов в области многострадальной отечественной истории у нас больше, чем в медицине, экономике и педагогике вместе взятых.
Интересный вывод. Получается у автора, что кроме пения у нас ничего и нету. Так, что ли? Про «ничего не значащие лозунги» тоже не поняла. Вот бы пример привёл автор для ясности. Какие у нас есть конкретные лозунги, которые ничего не значат? Что-то не могу припомнить
Теперь можно уже и некоторые выводы сделать. Ну прежде всего ценность этого источника в том, что в нём рассказано о СЕВЕРНЫХ истоках нашей государственности. Ведь именно Приильменье, Новгород, Ростов и прилегающие территории северо-запада и центра будущей России, а отнюдь не Киев, были теми землями на которых сформировалось Русское государство.
Но в то же время непонятна позиция редакции противопоставляющая РЛ и ПВЛ. На мой взгляд ни РЛ не является источником ПВЛ, как здесь утверждается, ни ПВЛ источником РЛ. Это две разных летописных традиции — «северная» представленная РЛ и такими источниками как например Хронограф 1679 г., Иоакимовская летопись, Мазуринский летописец и др., содержащие информацию о Словене, Русе и Гостомысле, и «южная» — ПВЛ и большинство других летописей на её основе.
И никакого противоречия, наоборот РЛ и ПВЛ дополняют друг друга — если в традиции ПВЛ основное внимания при описании начального периода истории славян и Руси уделяется киевскому югу, а докиевский период описывается вскользь, то РЛ и ему подобные летописи более подробно описывают изначальный, словенский и новгородский период формирования и развития Руси.
Француз мог полагать что угодно — ему российские, в том числе нижегородские, просторы неосязаемы, но мы то зачем повторяем эту несуразицу? Колычево и Вельдеманово уж никак не соседние села — первое в Лысковском районе, а второе в Перевозском, а между ними Большемурашкинский (и везде тоже старинные села). Правда, все знайка Википидея, говоря о Колычево, о таком уроженце ничего не говорит. При случае надо будет в Лысковском краеведческом поинтересоваться.
А вот К.Кожурин в книге «Протопоп Аввакум» говорит более обтекаемо : в другом близлежащем сельце Колычеве, и указывает 15 км. от Вельдеманово до Григорово ( видимо напрямую). А мне кажется, что напрямую уже от Григорово до Колычево, пожалуй, еще больше (помнится по местным оврагам и перелескам загоны на кабанов в молодости делали).Далее Кожурин пишет, что отец будущего епископа впоследствии перебрался в с. Кириково ( сейчас 1,5 км от Лысково вдоль М 7 ), но с сыном ли — не указывает, хотя дочь упоминает и что она вышла замуж за сына местного настоятеля Анании,, коорый рано овдовел и впоследствии, будучи новообрядческим митрополитом Суздальским построил в родном селе величественный Успенский храм( сейчас ремонтируется новообрядцами — самый древний храм в Лысковском районе). у Анании учился священническому делу Иоанн Неронов — друг Аввакума, сломленный Никоном. Что касается Макарьевского монастыря, то по другим данным Павел дослужился там до игумена (спрашивал как то в монастыре про него — говорят не охотно ). Жаль, что эти памятные для старообрядцев места не удосужились большего внимания со стороны местных крвеведов ( кроме Григорово).
Помнится из В.Новгорода возили нас на экскурсию и в Хутынский — даже чугунную плиту на могиле Державина помню, а о мучениях епископв Павла ни одного слова не сказали.
Елена, полагаю истинные убийцы остались, как всегда, в тени. Патриарху Никону незачем было брать грех на душу — достаточно дать указание не выпускать из кельи/заточения.
Я и желаю объединения, и опасаюсь его. Опасаюсь, что мощный натиск РПЦ та же РПСЦ просто не выдержит. Или РПЦ вернется к древнему благочестию? Это никому не нужно, никто и не собирается. А так… так РПСЦ остаётся эталоном. Чтобы было, на что оглянуться, чтобы сохранялась точка рестарта, когда новообрядчество занесет невесть куда :).
Михаил, так, без объединения, РПСЦ — эталон богослужения. Как молиться, как креститься, как класть поклоны, как петь, как читать. И это только видимые признаки эталона :).
по многим параметрам РПСЦ уже не эталон. Может и в РДЦ иные общины поэталоннее будут.
Риск поглощения есть, НО — он есть вне зависимости от того, будет ли объединение в такой форме.
СОединение могло бы дать возможность сохранить саму структуру старообрядческих общин. А так — перейдут постепенно — внуки, дети и ничего не останется
Был почти уверен, что удержусь от обсуждения – у меня свой жизненный опыт и обретенная система ценностей, которой я обязан этому опыту. Совсем необязательно со мной соглашаться. Для многих этот опыт малопонятен и внутренне чужд. Тогда лучше это не читать и не спорить.
А написать решил потому, что помимо обычного фырканья увидел на сайте заслуживающие внимания размышления. Поэтому кратко, в виде «апрельских тезисов»:
1.Считать, что старообрядчество в этом мiре выживет и сохранит свою самоидентичность, это значит совершенно не понимать того, что в этом мiре происходит. И РПЦ его растворит, и окружающий мiр.
2. РПЦ как раз и есть пример того, что мiр может сделать хотя бы с одной Поместной Церковью.
3.РПЦ прогнулась под мiр (старообрядцы называли это – обмирщение), но жива. По крайней мере, в ней еще достаточно много сильных очагов сопротивления мiру.
4.Старообрядчество было когда-то в авангарде сопротивления мiру. Но, увы, давно это не так. За исключением, конечно, таежных заимок. Но не о них речь. В целом старообрядчество потеряло свою креативность.
5.Старообрядчество желает сохранить самоидентичность, ментально отличается от РПЦ, хорошо это чувствует и опасается поглощения чуждой ментальностью. Но к этому всё быстро и идет, хотя никто в РПЦ никаких организационных решений к тому не предпринимает и предпринимать не собирается.
6.РПЦ ментально отличается от старообрядчества, хорошо это чувствует и вовсе не стремится к поглощению старообрядчества, так как в этом тоже видит для себя опасность. По крайней мере – организационно это себе никак не представляет и будет от этого уклоняться (а не стремиться к этому, как опасаются иные старообрядческие «аналитики», плохо осознающие свою и «соседскую» реальность). В РПЦ уклоняются даже от того, чтобы структурно и ментально организовать единоверие.
7. В старообрядчестве еще много здоровых сил, вполне сознающих нерадостные перспективы и сознательно или подсознательно ищущих выход.
8.В РПЦ несравнимо больше духовно здоровых сил, чем в старообрядчестве, хотя очевидны и серьезные болезни. Немало выходцев из старообрядцев или понимающих проблему раскола. Это отнюдь не только единоверцы или любители древнего пения.
9.Самый непростой и внешне парадоксальный вывод: старообрядчество сможет себя ментально и организационно сохранить только внутри РПЦ, если РПЦ пойдет на создание автономной структуры внутри себя на основе единоверия. А на это РПЦ в обозримом будущем не пойдет.
10.Старообрядчество не пойдет на создание каких-либо организационных альянсов с РПЦ и не готово хотя бы частично преодолеть собственные мифологемы. По крайней мере в обозримом будущем.
При всем этом пессимистом себя не считаю. Да и грешно. Господь строит всё по Своим планам, улыбаясь глядя на наши.
Писал не для споров (буду уклоняться, хотя бы из-за занятости, пустоты интернетных дискуссий и оглядки на предстоящие богослужения), а для размышляющих.
9 пункт наиболее существенен, ибо в случае его реализации здоровые силы старообрядчества могли бы соединиться со родственными им силами внутри самой РПЦ.
Старообрядчество бы от этого не проиграло, так как во внутренние дела старообрядных структур (тем более, если бы вошли епархиями) никто особо не влезал бы, да и не имел бы возможности.
Но — это правда, на это не идут.
Создать изнутри РПЦ структуру не всегда просто — есть масса примеров, когда бывшие единоверческие храмы расположены в поселках со смешанным населением — то есть потомки целинников и пр. заселили бывшие старообрядческие края.
Тут нужен большой такт, чтобы не возникло конфликта. Конфликтов и не происходит — но как раз из-за того, что
Никакой реализации п.9 в обозримом будущем и быть не может, что и следует из размышлений умудренного опытом о.Иоанна. А делать долгосрочные прогнозы всегда дело неблагодарное. Пока что вместо поглощения со стороны РПЦ мы видим рост общин и строительство храмов РПсЦ в большинстве субъектов Российской Федерации и точечно по отдельным регионам РДЦ. У безпоповцев, видимо, дела сложнее.
раз п. 9 не реализуется, будет ситуация — когда ледохода нет, а лед размывается изнутри. Там, где староверов были миллионы, сечас от силы тысячи, ну десятки тысяч
потомки единоверцев как-то и не претендуют на что-то и довольствуются тем, что можно ходить в теперь уже новообрядческие храмы, а дома молится по своему.
Какой-то инициативы служить в таких приходах по-старому не наблюдается — пока, по крайней мере не наблюдается. Хотя это и могло бы при благоприятных обстоятельствах способствовать увеличению посещаемости этих приходов.
Для этого нужны либо иереи, желающие так служить — а их пока нет.
Либо движение со стороны прихожан.
Будет ли ситуация меняться — сказать сложно.
Вы считаете, что в самой РПЦ нет эталона? Тем более: «Как молиться, как креститься, как класть поклоны, как петь, как читать.» А про «невидимые признаки» можно поподробнее?
В нашей РПЦ по этой части стихия :). Крестное знамение , например, когда кому вздумается. Или баба рядом взмахнула рукой и другие за ней. И поклоны так же, а чаще их нет совсем, а кивание головами. Конечно, есть прекрасные службы. Например, Свято-Троицкой Сергиевой лавре, когда владыка Феогност возглавлял литургию в Троицком соборе, а знаменно пел хор под управлением благочинного архимандрита Павла. Но это другая служба, не по-старому, а модернизированная :). А невидимые признаки так, с рассказа , не познаются.
Если бы сегодня расширить постный рацион хотя бы до указаний древних рукописей и уставов, то гораздо большее число людей могло бы поститься, в том числе кормящие матери, больные. А сейчас человек, если не может поститься без масла и сухоядением (по здоровью или иным причинам), то считает себя пропащим и нередко совсем бросает пост, переходя полностью на скоромное. Может быть, поэтому по статистике так мало постящихся в стране – всего 1-2 %.
Старообрядцы помнят о своих мучениках и о трагедии Церкви, начавшейся в 17 веке. Конечно, в РПЦ это не нравится, им нужно, чтобы забыли. Отсюда вот такие публикации и происходят
Вам кажется. Впрочем, как и автору сей публикации. Что и не удивительно. Автор в свое время из одной ереси перешёл в другую, к Церкви (вынужденно именуемой старообрядческой) отродясь не принадлежал — откуда ему знать, чем живут люди Церкви, о чем говорят между собою, что их объединяет, что тревожит, что радует…
Вот бы было интересно узнать от Елены, кто же именно вынудил РПСЦ назвать себя старообрядческой?
А что до самой Елены, так это уж никому и никак не догадаться, о чем подобные ей «люди Церкви» «говорят между собою, что их объединяет, что тревожит, что радует…»Где уж нам. А помолиться за нас, убогих, слабо?
Мачеха не рожает, а Амвросий как епископ родился именно в греческой Церкви, как и все попы рождались в лоне греко-российской, а потом подрабатывали гасторбайторами в различных согласиях, которые их отнюдь не крестили и не рукополагали. У единоверцев-то крещение свое было — у ихних-то попов. Это были люди, родившиеся в старообрядческой традиции. По большей части
Какое своё было крещение у единоверцев, если попы их были из греко-российской ц-ви? Максимум «своё» было до 1800 года, а потом полностью греко-российское стало.
В лучшем случае таковых было половина. А половина была родом из греко-российской среды. Но вопрос в другом. Эти попы принимались без какой-либо исправы со стороны старообрядцев, принимали миро от новообрядческого епископа, поэтому, собственно говоря, они духовно составляли единое целом с новообрядцами. Кстати, среди единоверцев Урала было оч много случаев, когда они принимали через миропомазание/отречение от никонианских ересей единоверских попов. Тайное, конечно же. Исправляли так сказать) Это стало известно благодаря доносам ряда простых новообрядческих попов в местные консистории, которые потом вели следствие по этому поводу.
дык на то они и единоверцы, что у них нет исправы. С т. з. поморцев у Вас тоже нет должной исправы.
Я про культурную идентичность. Про мировоззрение и пр.
Православие шире узко национальных границ и задача в том, чтобы различие западно-русского благочестия с великорусским (абсолютным проявлением которого явл-ся старообрядчество) имели возможность как-то уживаться между собой
Так кто же может возражать? Величайте себя, как понимаете. Но зачем же переходить на личности? Зачем оскорблять их веру и их Мать? Я получше какой-то Елены знаю поморцев, но никогда не называл их еретиками, хотя и считаю, что не туда стали «заворачивать». Старики были поумнее. Сейчас картина грустная. Но обзывать и оскорблять зачем? И что я или РПЦ конкретно сделали Елене, что ей аж в Посту неймется?
«какая-нибудь Елена» тут на личности не переходит и не оскорбляет никого. Ересь — она и есть ересь, таково соборное решение Церкви, что РПЦ, к которой Вы принадлежите — еретики второго чина. И без всяких оскорблений. А если знаете поморцев — так и писали бы про большинство поморцев и что их там объединяет. Пишите о том, что знаете, пожалуйста. А том, чего не знаете — лучше уж не пишите.
О чем мне писать, дорогая Елена, я попробую определиться без Ваших советов. А Вам бы неплохо понять, что здешний сайт общеконфессиональный, а не РПСЦ. Насколько я все еще надеюсь, здесь не принято обзываться, какие бы решения старообрядцы или новообрядцы друг про друга не принимали. Если я не прав, пусть администраторы сайта меня поправят. Если прав, то жду от сердитой Елены извинений.
Есть постановление Освященного Собора о том, что новообрядчество — это ересь второго чина. Так что извинений Вам придется обождать от Церкви, а не от меня. p.s. здесь сайт РПЦ, если кто не понял. И я не сердитая. И не обзывалась. Ересь — это нормальное слово, не ругательное. Всех благ
благодарение братьям, яко не убили, а продали в рабство прекрасного Иосифа и «въ темницу вверженъ бысть»… и получил власть над Эгиптом и спасе «весь домъ отца его»…
чаю и Елена, оставит «имъ неправду и грехъ ихъ, яко злая сотвориша…» пакы покаются.
«из церковного раскола «…многие вернулись в дом отчий, стали возлюбленными чадами Матери-Церкви, наследниками её благодатных даров»». а я-то, неразумевый, непьщеваю — злая мачеха-раздорница выгнала из отчего дома чад, схранивших любы к родной Матери…
> когда существовали вполне здоровые и естественные
> разграничения между монастырскими и мирскими обычаями
Так монастырские правила сегодня перенавязаны мирянам, и это не моя мысль, а мнение многих современных богословов, историков церкви и т.п. Это и поста касается.
Хуже то, что хоть и говорят об этом много, а ничего поправить не могут. Вместо того, чтобы переписать правила, отменяют и послабляют их в частном порядке массово. В результате правила теряют всякий смысл — что это за правило, которое почти всегда разрешается не исполнять полностью или частично.
По большому счету, и переписывать правила нет особой нужды, достаточно вернуться к реальной практике древнерусской Церкви, которая как мы видим была весьма гибка и не не предполагала одинаковое «прокрустовое ложе» для монахов и мирян.
Видимо, пост по текущим (монашеским) правилам стал настолько раскрученным ритуалом, что теперь церковникам самим страшновато менять это общее представление. Проще закрывать глаза или позволять всем и каждому пост по индивидуальной программе, но некий «эталон» не трогать.
Считаю это вредным. Чем больше существует правил которые заведомо не требуются к исполнению, а только декларируются, тем в итоге менее серьезное отношение будет к исполнению всех правил которые существуют. Будет на практике сформировано понимание, что правила это как музей старины: есть, чтятся, были герои которые их могли, а мы тут сами по себе. Православная традиция ничего не отменять, а просто не исполнять, думаю не лучшая форма обращения с канонами, хоть и традиционная.
Эх Сергий, о законе толкуешь, а надобно о благодати. Ведь все эти перенаписания правил давно проходились в католичестве и во всех западных околохристианских конфессиях в силу крючкотворного менталитета латынян. Причем по дотошности расфасовывания всех нюансов постов немцы превзошли на поколения вперед. И что же у них теперь в Западной Европе изобилие постничества? Ха, как бы не так! Теперь католики обязаны поститься только 1 час до причастия, а вместо великого поста 1 день крестообразного помазания пеплом чела. Вот итог того к чему ведут «многие современные богослововы, историки церкви» и т. п.
А под флагом «кошмарной замонашенности» мирян всегда велась самая жестокая борьба с християнством, что особенно видно, начиная со времен раскола, Петра I, многих отельных периодов Российской Империи, так и в революционные, советские времена. Вершиной последних стали исключительно «научное православное» течение — обновленцы. Там тебе никакого монашества, хоть сам становись женатым епископом.
На счет же рассуждений о «правилах которые заведомо не требуются к исполнению, а только декларируются» — это любимая претензия мусульман к християнам. Они очень хорошо развили эту тему и постоянно попрекают всех нас в том, что мы рассуждаем об идеальных уровнях нравственности, в то время, когда человек в принципе существо не идеальное и не может выполнить всего того что нам завещали Святые отцы.
Думаю, что аргументы против католиков в данном обсуждении совсем не к месту. В строгости некоторых вопросов они и восточным церквям дадут фору. Например, у католиков не только епископы, но и священнство безбрачно. А в восточных церквях священникам разрешено состоять в браке. У католиков не причащают второбрачных, а в восточных церквах относятся к этому вопросу гораздо более снисходительно. Наконец, сколько у католиков монахов и монастырей, а в старообрядчестве при всей «замонашенности» иноков почти и не осталось!
Что касается реального исполнения пищевых ограничение Великого поста. По статистики социологических службы в России все правила Великого поста исполняют от 1 до 2 % населения. Мягко говоря совсем не много. Еще 11-13 % исполняют эти правила частично. Условно говоря, по современным жестким требованиям поститься лишь каждый сотый россиянин. А если вернуться к требованиям времен «Домостроя» то уже получиться каждый десятый.
Глеб, священство в браке и прочее в Православии по Постановлениям Вселенских Соборов, тако «аргументы против католиков в данном обсуждении» к месту. а вот утверждения «что для кормящей женщины что сухоядение, что пища без масла одинаково недостаточны для полноценного снабжения организма» — не к месту, ибо Господь дает саму жизнь и заботится о «алчущихъ и жаждущихъ за имя стое» его, «благодать же моя и милость съ ними есть, яко сынъ мой возлюбленный предстоя имъ, и николиже оставляя имъ». Христосъ 40 дней в пустыни постился, а мы в окружении супермаркетов и холодильников ищем основание слабинки угодить чреву «белками, жирами и углеводами»…
Старообрядчество, хотя и стало прямым наследником всего корпуса дораскольной кириллической литературы, как рукописей, так и старопечатных книг, но все же наибольшее хождение получили книги изданные в период патриаршества патр. Иосифа. Впоследствии именно эти книги в основном и переиздавались. Несмотря на большое количество древних рукописей хранящихся у старообрядцев они переиздавались крайне редко. В результате со временем книги иосифовского времени и перепечатки с них не только стали преобладать в библиотеках старообрядцев и единоверцев, но и стали своеобразным «золотым стандартом» богослужебной литературы. Соответственно и постные указания литературы этого десятилетия затмили весь остальной опыт дораскольной церкви.
Вместе с тем, не всегда отношение к книгам иосифоской печати было однозначное. В среде раннего старообрядчества возникла даже дискуссия, какие из книг напечатанных при первых патриархах считать лучшими. В адрес книг напечатанных при патр. Иосифе так же звучала критика. Некоторые современные исследователи также считают, что уже при патр. Иосифе в книги уже стали вноситься правки ухудшающие их качество.
Тем не менее, надо сказать, что даже указания имеющиеся в книгах иосифовского времени сегодня не используются полноценно. Как я уже писал, «черпокожие» (морепродукты) разрешенные в книгах иосфовского времени почти не упоминаются в современных изданиях. А в среде старообрядцев возникло поверие, что «черпокожие» это грибы, орехи и огурцы.
В наше время положение стало постепенно меняться, стали появляться издания рукописей никогда не существовавших в печатном виде. Так Московской Митрополией РПСЦ издан печатный чин архиерейской Литургии который не существовал в печатном виде до церковного раскола. Единоверцы издали печатный чин наонной Литургии.
Научными издательствами оцифровывается и издается немало исторических документов посвященных церковным обычаям древней Руси. А знаменитую книгу «Домострой» созданную в 16 веке и опровергающую ригористические установления современных церковных календарей можно купить практические повсеместно.
В том то и вся суть, что для мирян были некие подходы, а вот целостной системы никто и никогда не дерзал поставлять. Все четко, без всяких «шатаний» было только у монахов (что собственно, можно рассматривать как некий плюс монашеской жизни) — идти прямо на крест. И уже их догоняют миряне в меру своих сил, возможностей и особенностей. Ведь человеку мирскому надо продумыть не только за себя, к какой мере сможешь подняться в аскезе так, чтобы совесть не скребла, но и за домочадцев, ежели занедужишь от переусердстования. А вот тут самый сложный момент — определить то самое необходимое, ибо любому человеку свойственно обманываться, — для решения чего призвано духовничество.
Поэтому никому и никогда не удастся найти древний устав пощения для мирян ни в какой редакции: ни в доиосифовской ни в после. Его просто не существует. И никогда не видели особой необходимости его фиксировать. Даже взять тот же «Домострой» – это некий кулинарно-хозяйственный перечет, но отнюдь не изложение целостной системы поста для мирян. Допустим, рыба там поминается в Великий пост, но, хотя и не сказано, но имеется ввиду только на Благовещание и Цветоносие. Указания же ясть сия в среды и пятки мне не встречались (кто найдет обязательно сообщите!).
В конце концов, Сергий, что ты заладил «никто ничего не соблюдает, ни кто ничего не исполняет!»и т.п. Это как посмотреть: стакан наполовину пуст или наполовину полон? Сегодня может быть кто-то не сделал всего, что положено, а завтра сделает. И еще много чего ты не знаешь, особенно ввиду специфической привычки русских людей принищаться, выставляя, прежде всего, изъяны своей жизни на показ людям.
«В том то и вся суть, что для мирян были некие подходы, а вот целостной системы никто и никогда не дерзал поставлять. Все четко, без всяких «шатаний» было только у монахов (что собственно, можно рассматривать как некий плюс монашеской жизни)» — поддержу, ибо миряне разный образ жизни вели, у кого-то семья в несколько человек и все разного возраста, у кого-то работенка ого-го, тут уж кто что мог осилить
А почему вы лично, от себя, транслиуете что «Домострой» подразумевал только «Благовещание и Цветоносие» если церковные уставы того времени прямо называют другие даты, такие как Обретение Главы, Сорок мученик и прочие?
Помимо этого «Домострой» указывает рыбу и на Успенский пост. Кстати, в митрополию РПСЦ приходили даже письма от некоторых старообрядцев-ревнителей что де надо запретить «Домострой» и другие дораскольные книги (например «Зонар») потому что в них не так как сейчас указывается рыба.
Глеб Чистяков:
А почему вы лично, от себя, транслиуете что «Домострой» подразумевал только «Благовещание и Цветоносие» если церковные уставы того времени прямо называют другие даты, такие как Обретение Главы, Сорок мученик и прочие?
Уважаемый Глеб, а от кого же мне еще транслировать как не от самого себя? Если я не проявил себя, как знаток всех уставов, то чисто математически суть моей мысли состоит в том, что Благовещание и Цветоносие это не оспоримый минимум, когда в Великий пост дозволена рыба. Следовательно, если имеются еще дни с дозволением есть рыбу в любых других уставе, то «Домострой» им тем более не противоречит, потому как в этом сочинении нет конкретики. Постарайтесь понять, пожалуйста, что «Домострой» — не устав и не арбитр уставам, и на эту роль не претендует и даже не замахивается.
Глеб Чистяков:
Помимо этого «Домострой» указывает рыбу и на Успенский пост.
Ну-ну… Чуть помянул «Домострой» в пост рыбу, значит жрать ее каждый день. Вместе с жабрами и потрохами. А что не лезет, то мелко истолочь в ступе и втирать в кожу. И в среды и пятки тоже, ведь в «Домострое» так Н А П И С А Н О ! ! !
Глеб Чистяков:
Кстати, в митрополию РПСЦ приходили даже письма от некоторых старообрядцев-ревнителей что де надо запретить «Домострой» и другие дораскольные книги (например «Зонар») потому что в них не так как сейчас указывается рыба.
Надо запретить понимание «Домостроя» как устава и что он может им дать фору. И, главное, глупость тоже надо запретить.
Глеб Чистяков:
например «Зонар»
И что там, на Благовещание и Цветоносие рыба запрещена?
Да, и еще, если Вы так замечательно разбираетесь в уставах постов, то расскажите нам о таких (не еретических), которые мирянам запрещали бы есть рыбу весь пост, хотя бы в Великий.
Глеб меня все больше удивляет… какими книгами руководствоваться православным — указано в Апостольских правилах, а устав должно принимать, утвержденный для нас собором. что искати для себя послаблений древле — вы на суровых Соловках живете или воду каждый день ведрами тягаете, что не хватает «калорий»?
жаль городских, что не ядь — все ядъ, брашно химическое не насытит…
«православные единоверцы идут верным путем», не выходя « из лона Матери-Церкви», носителя «традиции русского православия» — «крыла» «Вселенской Церкви». они «не фольклорный клуб» какого-нибудь «старообрядческого толка» и «не просто должны хранить древнее благочестие», а «православный единоверческий приход» — «Церковь Христова», должная «спасать людей» «не на традиции XVI века, а на изучении византийской и отчасти западной традиций Древней Церкви».
Понятно, что автор заметки не видит разницы между старообрядчеством (единоверием) и новообрядчеством в Русской Православной Церкви. Но справедливо заметить, что православный священник Сергий Комаров — настоятель Михайло-Архангельского старообрядческого (единоверческого) прихода г. Верхний Тагил, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, окормляющий Свято-Людмилинский единоверческий приход Санкт-Петербурга не принимал новообрядчества!
В попы Сергей Самонович поставлен не к новообрядческому приходу, а к старообрядческому (ныне Нижнетагильской епархии) РПЦ МП. Церковь во имя Архангела Михаила Воеводы Небесных Сил в которой и молится иерей с семьёй и общиной (исключительно по древнерусскому чину) — они построили своими добрыми руками.
Пока ни чего нового для себя не почерпнул. Вся эта информация давно изжёвана. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» из Хронографа 1679 года
(Полное собрание русских летописей. Т. 31. Л., 1977).
В целом статья провокационная. Мира в Церкви она не прибавит. Да и с чего бы редакции нецерковного сайта заботиться о мире в Церкви — что во время Поста, что в любое иное время…
Статья интересная. Жаль только, что в очередной раз без авторства.
В целом автор смог убедительно обосновать свою точку зрения. Могу предполагать, что в силу щекотливости вопроса в прошлые эпохи християнство вообще интимные отношения в плане строгости не в полной мере смогло обозначить четкие границы дозволенного. Отсюда противоречивость и тенденциозность взглядов.
Насколько я знаю, на вселенских соборах интимные отношения вообще не рассматривались. А это само по себе многое значит.
Неразбериха в данном вопросе в принципиальном отношении является ахиллесовой пятой для старообрядчества: указывая на необоснованность введения ряда новин в Церкви, в то же время, они сами же не могут обосновать идею крайней строгости супружеских отношений, кроме как «так сложилось ко временам раскола». При этом игнорируются слова апостола Павла и святителя и вселенского учителя Иоанна Залтоуста.
Статья получилась антистарообрядческой. Поэтому хотелось бы узнать ОБСНОВАННОЕ альтернативное мнение.
Николае, не надлежит представлять «альтернативное мнение» озабоченности от лукаваго, жадуштаго столкнуть християнъ с подвижнического пути по преминовании большей части поста. обращайте ся за укреплением к св.Iоанну Златоустому, глаголавшему нам в 4-ю неделю поста поучение: «пост на врагы непобедимое оружье, и страстотерпцемъ крепость, и бесомъ отгонитель. постъ целомудрию сосудъ…» «кая польза алкати, плотию умирая, а дела злая творити; кая помошть от яди воздержатися, а на блудъ совокуплятися; …»
из сказания св. отец о велицемъ и прочихъ постехъ в неделю г ю поста: «аще постишися, то не от единого хлеба постися…. и от всехъ плотскихъ похотей, да истинный постникъ явишися. .. о братие вси суть дни честны, и до воскресения христова … аще же не совершиши поста до конца лености ради своея, то не токмо погубиши трудъ свой, и ничтоже успееши на отпущение грехомъ: но и беси порадуются о тебе глаголюще, нашъ еси, а не божий: а хранитель твой ангелъ скорбитъ о нерадении твоемъ».
а это к последней басне из статейки: Григорий Богослов о божественней литургии «и слышахъ ангела глаголюща, отцы блазии и вернии, аще кто в суботу пребывъ съ женою, или в яве, или во сне, несть достоинъ пречистаго тела и крове господа нашего иса христа». так что, бесы пропустили всех осквернившихся, а на благочестивую жену набросившися…
«Слышавше же братие о посте, потщимся честно проводити пост вся недели равно, яко первую неделю, токожъ и последнюю, и до светлаго воскресения христова, со всяцемъ воздержаниемъ… и правоверные христиане наречетися.» книга Златоуст, с.80.
Не согласен с Вами, что статья антистарообрядческая. Приводятся ссылки на древних русских святых, которые были против монашеских требований к супружеской жизни.
А мне статья понравилась! И если честно, список грехов в чине исповеди нуждается в серьёзной правке, но вряд ли на Соборе сейчас этот вопрос пройдёт. Сейчас интересны юбилеи, праздники и тому подобное….
Примечательно, что ни в одном исповедальном опроснике 14-17 веков (просмотрела около 15 вариантов) мне не встретилось упоминания о наказании за возможный отказ одного из супругов от близости. Очевидно, что на практике не принято наказывать сторону, которая периодически уклоняется от супружеского долга. А разве он не грешит уклонением? Ведь его тело не принадлежит ему, как говорит ап. Павел. Об этом ни слова ни в одном требнике.
Формулировка из Потребника «Вопрос замужним и вдовицам: В Великий пост и на Святой неделе не соблудила ли с мужем своим, или с чужими» находиться на грани ереси, когда приравниваются два несравнимых ни с нравственной, ни с канонической точки зрения поступка. Очень жаль, что Освященный Собор РПСЦ 2018 года не внял докладу о. Геннадия Четергова который предлагал провести ревизию подобных «правил».
Освященный сбор не внял — и какой смысл это обсуждать? Вот какая реальная цель такой публикации? Пересмотр соборного решения? Этого не будет. Поднятие шума? Так шум годится только как средство — для достижения какой-то цели. Какова же цель?
На данный момент никаких Соборных решений по этому вопросу и не было за всю историю Церкви. И да, неплохо бы уже рассмотреть такой важный для каждой семьи вопрос и принять по нему адекватное Соборное решение.
Так на соборе поди монашествующие главенствуют, им эти «проблемы» как минимум чужды, а то может и неприязнь какая есть к половой жизни. Вот и не спешат вникать в эту проблематику, а уж тем более с целью возможной либерализации.
Вот если бы устрожить, запретить, наказать, обложить и другие проявления истинного православия по-древнерусски, то может бы и сделали.
Действительно, в ряде исповедальных сборников интимные отношения между супругами в пост называются блудом либо приравниваются к отношениям с чужой (чужим) женой либо мужем:
• «Или в субботу вечер, или в Господские праздники, или Свят день со своею женою или с чужою блудил еси. Или во Святую неделю блудил еси» (Треб. ркп. 16 века, Соф. библ. №1090, с. 454-466)
• Или в Господские праздники, или в среду, и в пяток, и в неделю со своим мужем или с чужими блуд творила еси (по требн. ркп. 16 века, Импер. публ. библ. № (Q.I.) 100 л. 46-49)
В некоторых опросниках неясно, спрашивается ли об отношениях с законной супругой либо блуд в определенные периоды года вменяется бОльшим грехом, чем в прочие дни:
• «Противу праздника блудил. Или Великого поста не сохранил. Или Великоденныя недели не соблюл» (Вопрос мужам и отрокам по служебнику с требами, рук. 16 века, Соф. библ. № 875 с. 129-132)
• «Аще ли в субботу вечер, или в неделю, или в праздники соблудил» (по сборн. ркп. кон. 15 в., Кирилл-белоз., № 22/1099, л. 436-438, вопрос мужам).
• «Или в субботу вечер блуд сотворен, или во святого нарочитого день — епитимии 50 дней, поклонов 90. Или во святого нарочитого день, епитимии 6 дней, а поклонов 40 на день» (треб. ркп. собр. Погодина № 305, л. 25-29, вопрос мужам о грехах)
Ряд рукописей тут же указывают епитимию за супружеские отношения в «неположенные периоды года»:
• «Аще в субботу вечер со своим мужем была еси — епитимия 40 дней, а поклонов 12 на день. Или во Святой день со своим мужем блуд сотворила еси — епитимия 6 дней и поклонов 12 трижды в день» (по сборн. ркп. 16 века, Импер. публ. библ. № (Q.I.) 729 л. 173-174, вопросы женам без надписания)
• «Аще ли в субботу или Господский праздник с женою был еси — епитимия 40 дней (по требнику ркп. 16 в. Софийск. библ № 1088, л. 358-360)
В «вопросах попам и дьяконам» видится ужесточение требований:
• «Или в субботу, или в неделю, или в Господские праздники с женою был еси. Или в Великий пост с женою был еси, и на Святой неделе, и во Спожин пост (Успенский)» (по требн. ркп. 15-16 в. собр. Погодина № 310 л. 28-234, исповедание попом и дьяконам, л.184-185)
> В Уставе еп. Арсения Уральского, распространенном сегодня
> среди священников РПсЦ, правило 47 указывает
С таким количеством дней в которые «нельзя» это какая-то война против здоровых семейных отношений между супругами.
Опять монахи по своим меркам навыдумывали.
Уточните, будьте добры, где именно такое написано в Уставе Арсения Уральского. Там деление по главам, а не по «правилам», и по обсуждаемой теме в главе 52 «О посте» написано буквально следующее: «А миряном во время поста и от жен воздержатися». В моем распоряжении Устав, изданный в 2005г. по благословению митрополита Андриана. А у Вас какая версия? На каком конкретно листе написано то, что Вы приводите как слова свт.Арсения?
Людмила Абраменко
Наталья, огромное спасибо за такую душевную статью. Мы так старались воплотить повседневную жизнь наших бабушек и дедушек в этом маленьком уютном уголке. А ты так трогательно передала то, чем жили наши предки, во что веровали, с какой любовью был создан наш музей. И мы уверены, что наш с вами совместный труд пойдет во благо и будет сохранена частица истории старообрядчества.
Интересно получается. В 3113 году от Адама, т.е. в 2395 году до н.э. были основаны Словенск (на месте Новгорода Великого) и Руса (Старая Русса). И жили славяне не тужили 2000 лет, аж до Александра Великого и даже немного позже. Александр Великий завоевавший полмира побоялся трудностей в походе для усмирения зарвавшихся славян и договорился с ними о «сферах влияния». Потом на славян кара Божья напала, потом Угры, и на 1000 лет места те в запустение пришли. А через 1000 лет скифы вдруг вспомнили про землю праотцев и снова пришли заселять. Очень интересно. А есть ли материальные подтверждения такой Истории?
Очень интересно читать в транслитерации. Старая Руса и поныне стоит на реках Полисть и Порусья во имя дщери и жены Руса. Эх как же оно на самом то деле было?
Нынешние Русса и Старая Русса пишутся с двумя С, что говорит о том, что они, вероятно, получили свои названия не ранее 17 века. По именам гораздо больше подходят города Руза и Старая Руза, причем Старая Руза действительно находится между двумя близко текущими реками — Рузой и Москвой — и там сохранилось городище с валами, в то время как в Старой Руссе ничего подобного нет
То есть, хотите сказать, что таких населенных пунктов до 17 века не было? Берестяные грамоты об обратном говорят. В том числе, обнаруженные в самой Старой Руссе.
Грамота № Ст. Р. 10, XII в.,»От Ярилы к Онании» (о бедственном положении на Городище).
сь грамота ѿ ѧриль ко онание въ волости твое‐
и толико вода пити в городищѧньх
а рушань скорбꙋ про городищѧне
аже хоцьши ополош дворѧн абыша не пакостил-
Перевод (при прочтении 1 или 3 для спорного места): ‘Это грамота от Ярилы к Онании. В Городище, твоем владении, только воду пить (т. е. есть уже нечего). А рушане (жители Русы) скорбят о городищанах. Пожалуйста, припугни дворян, чтобы не пакостили’. При прочтении 2 последняя фраза изменяется так: ‘Пожалуйста, припугни дворянина, чтобы не пакостил’.
Но там нет озера Ирмерь (Ильмерь, Ильмень) и рек Волхов, Волховец, Шелонь, Полисть, Порусья (дочь Полиста, жена Порука). И Перынский скит есть, выше по течению. Да и соотношение расстояний похожее 1.5 от устья до Новгорода и 50 от Новгорода до Старой Руссы (приблизительно конечно). Конечно, современная береговая линия может быть другой. А князь Избор, который Ибореск над рецею Ходница поставил. Изборск современный, и рядом река Сходница. И главное топонимы все очень близко находятся. В те времена, полагаю, людей было меньше, чем сейчас и расселяться они должны были не на больших расстояниях. Даже «И разыдошася кождо с родом своим по широте земли.» А насчет двух С, так и ясно уже всем, что искусственно еще одну добавили.
Не смущает, что все, без исключения, летописные названия сохранились с незапамятных времен без всяких изменений, прям так, как в ПВЛ? (Они ведь в ПВЛ тоже присутствуют.)
Не то чтобы смущает, но наводит на размышления. Тут за 70 лет названия улиц и городов один раз переделали, а потом за 30 лет второй раз. И кто какие названия будет помнить через 100 лет? Но если предположить, что славяне жили там в течение 2000 лет и названия не поменялись, значит не было на то никакой причины. Т.е. 2000 лет славяне жили ровно, спокойно без сильных потрясений. Это как же они наследили бы! Да везде были бы их следы. А сколько бы их стало под конец их цивилизации? И до каких высот бы они развились. Не то чтобы на Луне, на Марсе уже следы их искать надо было бы. И выходит передвинули их летописцы или во времени или по территории. Ну и приукрасили заслуги, куда ж без этого. А может и чужую историю приписали.
Читается и в «оригинале» взахлеб, как хороший детектив. И все понятно без перевода. Толи адаптирован уже текст, толи на генном уровне язык воспринимается.
слабо верится в то, что такая сенсация освещается только на данном сайте… да и сама ситуация с книгой интересная… сначала купили, потом забыли, потом нашли…. потом вообще отдали в очень странную организацию для реставрации… издательство *Актеон* имеет сайт, на котором последняя публикация от 2015года, на указанные контакты не отвечают… чувство, что *домовая типография*, работ практически никаких, НО ей доверили единственно известный экземпляр для работы, при чем стоимость самой книги даже невозможно представить как в финансовом плане, так и в историческом. если у Вас имеется данная книга, или сканы, то выложите в общий доступ, т.к. интересен первоисточник, а не Ваши доводы и переводы…….
Издательство «АКТЕОН» осуществило самое крупное в нашей истории факсимильное издание «Лицевого летописного свода XVI века», а также множество других факсимальных изданий старо-русских памятников, с которыми можно ознакомиться в разделе «Библиотека» или по ссылке: https://ruvera.ru/lib/cat/letopis
Также «АКТЕОН» обладает самыми современными в нашей стране технологиями сканирования и факсимильного издания древних памятников. Полное факсимиле «Русского Летописца» мы обнародуем в ближайшее время. Оно сейчас готовится.
Сказано «курфорст или великий князь». Речь ведь о Пруссии. Так действительно думали в 17 веке и летопись 1649 года, естественно, придерживается того же взгляда. Верен он или нет — другой вопрос. Что Вас смутило?
Вот только по Новгородским летописям, Рюрик является внуком князя Гостомысла и сыном его дочери Умилы. Так что «Русский летописец» скорее всего подделка.
Насколько мне известно, «курфюрст» — титул, которым обладали князья священной римской империи, имеющие право избирать императора. Каким образом Рюрик мог быть курфюрстом, к тому же будучи язычником?
Будут ли непокорные названы невеждами, причислены к преступникам против церкви и против государства и обречены на церковное и царское наказание? И еще небольшой вопрос из зала: Какой национальности товарищ Легойда?
>Это тоже, видимо, маловозможно, поскольку там есть, например, беспоповские согласия.
Я бы сказал даже так:
Это тоже, видимо, маловозможно, поскольку там есть, например, поповские согласия.
Упорное несближение РПСЦ и РДЦ как нельзя лучше показывает перспективы объединения или соединения старообрядцев с кем-то, включая самих себя. Скорее ещё кто-то разделится.
Хочу выразить огромную благодарность Наталье Прокофьевой за ее вклад в популяризацию знаний о старообрядчестве в Припечорье, а значит и в сохранение культуры, быта наших предков. Такие статьи позволяют по-новому, с уважением посмотреть на жизнь наших старших родственников, восхититься верой, которую они пронесли через нелегкую жизнь. Очень приятно, что о нашей маленькой деревне узнают на широких просторах нашей страны и возможно найдутся люди, которые смогут восполнить пробелы в многострадальной истории старообрядчества.
Будьте добры, сообщите, откуда взялся этот источник, где обнаружен, кем, где хранится? В последнее время столько развелось чуши, надоело читать. Очень это смахивает на «Велесову книгу», которая странно явилась и странно исчезла, а ведь тоже красиво писано.
Не понятно как РЛ может быть правдивей ПВЛ? на каких основаниях делается такой вывод? Очевидно что там и тут использовались греческие источники + местный фольклор + выдумки автора, плюс заказ. Если спросить — А что нового я узнал из РЛ, того куска текста что тут приведен? Ответ — ничего.
Так получилось, что я был участником этой экспедиции в деревню Медвежскую. И счастлив, что познакомился с такими замечательными людьми, как Герасим Петрович, Вера Васильевна, Екатерина Егоровна и Зоя Егоровна. Незабываемо прошла и встреча с Петром Ивановичем, сколько он рассказал нам всего интересного из истории старообрядчества и даже провел экскурсию по своей избе. Мне очень приятно было еще раз пережить эти замечательные мгновения моей жизни благодаря статье Натальи Прокофьевой. Надеюсь, что автор продолжит рассказ об удивительной Медвежской на сайте «Русская вера».
Мне бы хотелось поблагодарить Веру Васильевну Копытову, Герасима Петровича Логинова и всех гостеприимных жителей деревни Медвежской за помощь в подготовке статьи о деревенском музее старообрядчества для сайта «Русская вера».
Благодарю редакцию сайта «Русская вера» за размещение и красивую верстку материала, использование практически всего подготовленного в рамках работы над статьей фотоархива.
Я много лет прожила в Республике Коми, знала, что есть недалеко от Печоры деревня Медвежская, но то, что я узнала из твоей статьи, Наташа, для меня настоящее открытие! Огромная благодарность сайту «Русская вера» за поддержку наших земляков из глубинки Печорского края.
«Отец Вадим говорит, что в дни организации мероприятия активно искал в поисковике фотографии офицеров с бородой. Нашел фото английских, американских и чеченских полицейских, а русского… ни одного!»
ищите прежде царства Божия и правды Его, и сия вся приложится вам
Прям порадовали материалом :). А то всё «по сложившейся традиции» попы причащаются, а мирам нельзя. И с исповедью. Лицо да руки моем каждый день да не раз, тело грешное минимум раз в неделю, а душеньку очистить — нельзя, носите грехи свои до Великого Поста.
Всё хорошо.. Но всё же. Смахивает на переливание из пустого в порожнее. Сегодня смотрели по р24 «Код Кирилла», вот профанация на профанации. В начале у них Кирилл создал «Кирилицу» в середине передачи, Кирилл создал не Кирилицу, а глаголицу, а потом аут.. Кирилл создал письменность, а в Новгороде уже написали псалтырь на восковой цере и журналюга: вот!: не было интернета а как быстро новгородцы обучились грамоте..
Простите, но нам, мирянам и судебным приставам, оправдание второбрачия священников не понять. Как правило, второбрачие священника – это вершина айсберга. Это значит, что священник не только через «Апостольские правила» переступил. Это значит, что он вообще по жизни через все каноны и законы привык переступать. Приведем пример. Калининградская епархия. Священник Шахтарин Алексей Станиславович 1974 г.р. Жена его второбрачная. Сам Шахтарин А.С. знаменит тем, что на момент рукоположения в январе 2019 г. находился в розыске, был в бегах. Он кинул банк на 2.600.000 (два миллиона шестьсот тысяч) руб. Кто сомневается, открываем сайт судебных приставов, находим задолженность по фамилии (Шахтарин Алексей), набираем Калининградская область и вот он, красавчик. Список долгов говорит сам за себя. Наш «облико морале» вообще по жизни никому и ничего никогда не платит. Там же есть номер телефона судебного пристава. Можете позвонить, она подтвердит. Кстати, обратите внимание, что чувак, несмотря на то, что разыскивается приставами, гоняет за рулем и штрафы ГИБДД платить отказывается. А привык он плевать на закон, потому что жена работает судьей (Бондарева Елена Юрьевна) и по его святым молитвам его же и отмазывает.
Вот такие новоиспеченные священники нам с амвона запрещают в носу ковырять.
Еще раз простите, но все эти второбрачия – вакханалия. Отец Иоанн Крестьянкин второбрачие называл непреодолимым препятствием к служению у престола Божия, говорил, что воли Божией на принятие сана нет.
А все здесь сказанное от слова до слова – правда и подтверждается воочию двумя сайтами: Калининградской епархии и службы судебных приставов. Открываем, проверяем.
А бабушки в храмы уже по многу лет со смартфонами ходят. И акафисты в телефоны закачивают, и биографии священников в один миг пробивают. Простите, но сил уже нет молчать о наглости священников.
Служба судебных приставов Калининградской области.
Что вы имеете против смартфонов и закачивания акафистов? Наука и техника служат доброму делу! Биография священника-тоже очень хорошо узнать-священники не хвалятся сами и это тоже,что спрашивать о батюшке у других прихожан. А вы хотите,чтобы смартфоны только блуду служили?
Смотрите Гиляров «Предания русской начальной летописи», там цитируются разные летописи, в том числе и эта. Надо бы еще опубликовать рукопись Тимофея Каменевича-Рвовского «О древностях Российского государства».
Спасибо редакции «Русской веры» за публикацию этого источника! Надеюсь, что публикация не будет ограничена только сведениями о первых веках истории Руси и РЛ будет размещён полностью.
Можно есть скоромное например только молочные продукты и постную горячую пищу, но не грешить и усилить молитву. Это наоборот сила духа появляется, когда человек сытый у него и сила есть молиться это как раз таки испытание для духа! Ты сытый, а себе не позволяешь грехов в том числе и плотских. Вот сила духа! А молится и делать всё тоже , что и человек постящийся по Уставу. А как работать людям если сил нет и энергии, ноги и руки дрожат человек ослабевает привязываются всякие болезни… не знаю. . Как тут рассуждать тяжело..
Взаимосвязь, вернее взаимосоответствие формы и содержания, суть не только диалектическая категория, это вполне объектная категория исторического анализа. Если предназначению источника соответствует и его содержание, и стилистика, и материальная оболочка, то это скорее говорит в пользу его достоверности. Летописцы или хронографы не случайно начинали истории земель, царств, королевств с сотворения мира. Необходимо было протянуть явную нить от начала времен до конкретного народа, государства, владыки дабы утвердить права на земли, на которых те обитают, утверждаются, царствуют. Столь важное дело естественно поручить грамотному, образованному книжнику, так сказать методически подкованному, а главное преданному своей Земле и Роду. Беглость, литературность и логическая плавность повествования, постоянные разъяснения и уточнения, т.е. определенная педантичность в изложении, и, в то же время, оговоренные тематические пропуски, свидетельствуют, что РЛ создавался на определенную, так сказать целевую аудиторию, о познаниях и кругозоре которой составитель РЛ знал. Именно составитель, т.к. бесспорно и РЛ впитал в себя многие, в том числе и более ранние источники. А вот логические неувязки, путанность и раздутость изложения ПВЛ, и элементы простонародной речи («народного говора», по определению одного из читателей), причем говора Юго-Западной Руси, а главное – не патриотичность взгляда на происхождение Земли Руской – вызывают немало вопросов, причем вопросов чисто логического и исторического свойства, т.к. эмоции и симпатии/антипатии не являются научным инструментом. Как, впрочем, и инертность научного восприятия, т.е. не желание расставаться с устоявшимися взглядами и трактовками, дабы не всколыхнуть огромное болото научного сообщества, с их диссертациями, учебниками, томами многолетних, усидчивых, многословных трудов. Но, лиха беда начало!
Тем, кто выдает себя за старообрядцев (которые всегда славились превосходным знанием книг), недурно бы знать, что сказание о Словене и Русе прекрасно известно, встречается (с небольшими вариациями) во многих рукописях XVII века и широко доступно.
Отрывок, близкий к разобранному здесь, можно прочесть в книге А. Попова, изданной ровно полтораста лет назад.
Попов А.Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 442.
См. здесь: https://www.prlib.ru/item/413030
Так что нет никакой сенсации. Любителям всего русского надо сказать, что именно в этом тексте полно пересечений с «могилянским» Синопсисом. И написан он на стандартном «школьном» церковнославянском, в отличие от живого языка Повести временных лет (критерий — сравнение с народными говорами).
Редакции прекрасно известна упомянутая Вами книга Попова. Там действительно приведен похожий отрывок из Хронографа 1679 года. Но, во-первых, это лишь отрывок, во-вторых он дан в несколько другой редакции, менее интересной, по нашему мнению, в-третьих, у Попова нет факсимиле памятника, в-четвертых, книга Попова является библиографической редкостью, а та электронная публикация, на которую Вы ссылаетесь, весьма неудобна для чтения и не дает возможности скачать книгу.
Нам непонятно Ваше возмущение. И так ясно, что существовали и другие рукописи, восходящие к тем же первоисточникам, что и Русский Летописец. Это свидетельствует лишь о том, что автор РЛ сам ничего не придумывал, а писал по старым источникам.
Чем конкретно Вы недовольны? Откуда такая озлобленность?
Читать очень интересно, стиль изложения и некоторые формы слов просто завораживают. Конечно, читателям сайта пока не доступны результаты иточниковедческой экспертизы (материала источника, почерковедения и т.д.), но, думаю, все впереди. А многим нигилистам хотелось бы напомнить, что в основе многих методик в изучении палеографии, источниковедения, материаловедения и ряда других историко-воспомогательных дисциплин лежат наработки староверов, вынужденных противостоять многочисленным фальшивкам, созданным никонианами. Но вот, что любопытно, именно на основе ПВЛ и других «легальных источников» создавался Словарь древнерусского языка, под ред. незабвенного академика Д.Лихачева. Возникает вопрос, а в какой мере этот словарь корректен, в какой мере он словарь древнеРУСКАГО языка, ежели источником для него послужили творения черноризцев могилянского призыва?!
Пока зарег.. Семь потов сойдёт, админ, что за идиотская регистрация.. Лихачёв это ещё тот фрукт.. Тут намедни выяснилась почему он был вредителем и ненавидел всё русское. Его высказывание «Тысячелетний тупик» про историю России.. Он сидел в 25 году на соловках!! А за что посадили. За участие в масонском кружке
Мы сожалеем, что Вы столкнулись со сложностями с регистрацией. Обычно с этим не бывает проблем. Разве что с почтовыми программами, которые отправляют письмо-подтверждение с задержкой или в спам. Если у Вас будут вопросы, готовы помочь. Напишите на почту admin@ruvera.ru
Вы совершенно правы, упоминая, что староверы были одни из первых палеографов, археографов и источниковедов. Увы, в опубликованных комментариях ничего подобного нет. Нет никакого сравнительного анализа не только ПВЛ, но и с другими древнерусскими летописями. Более того, нет сравнительного анализа с археологическими данными, которые могут подтвердить или опровергнуть выдвинутые анонимными публикаторами теории. Именно комплексный анализ позволит чётко сказать, что является первоисточником РЛ или ПВЛ. Пока имеющиеся в распоряжении материалы позволяют утверждать, что по стилю изложения, письму, речевым оборотам, кругозору автора-составителя, времени составления мы имеем дело с компилятивным трудом 17 — 18 веков.
Низкий поклон сайту! Руский Летописец- это только первая ласточка (или «бомба» для официальной истории ). С 22 сентября 2012 года власть тёмных сил кончилась (что они творят на Земле нашей сейчас- это агония), наступает Сварожий день. «Белое самосознание» у нашего народа просыпается.
Много утрачено наших древних книг и летописей. И язык наш богослужебный теперь мало кто понимает хотя в былые времена по славяне даже простые крестьяне разумели. Если нашли старую летопись надо читать ее и прислушиваться ко мнению предков наших а не сразу отметать
Они здесь пишут не о достоверности Русского летописца, а о том, что Повесть временных лет в своей начальной части с него списана. Это самое интересное. Кстати, если РЛ недостоверен, то списанная с него Повесть временных лет — и подавно
А с чего Вы решили, что ПВЛ списана с РЛ? Пока лишь видно из безграмотных, подтасованных тов. Севастьяновым, комментариев, что РЛ — это поздний компиляционный сборник. Любому человеку понятно, что РЛ составлен на языке 17 — 18 веков и имеет мало отношения к языкам древнерусских летописей 14 — 15 веков, той же Лаврентьевской.
Не переходите на личности. Среди членов редакции сайта нет «тов. Севастьянова». Просьба не использовать данную площадку для выяснения отношений и высказываний, не относящихся к Русскому Летописцу, а также оскорблений и ссылок на клеветнические ресурсы. Такие комментарии будут удаляться.
Ресурс Лаврентьевской летописи — клеветнический ресурс? Вы в этом уверены и точно можете сказать? http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show Объясните, пожалуйста, почему Вы правили текст без указания того, что Вы его редактируете задним числом? Можете меня забанить. Во-первых, существуют прокси, а во-вторых, Ваша такая болезненная реакция, господа коллективные анонимы лишь доказывает правоту предъявленных Вам обвинений)
Елена, не торопитесь с выводами. Дождитесь продолжения публикации и дочитайте до конца. И тогда, уверен, вам станет понятно, что эта летопись (как и любой другой исторический источник) не имеет ничего общего с антиисторическим враньём под названием «Новая хронология».
Новая хронология Фоменко — Носовского многим открыла глаза на бесчисленные вопросы касательно мировой истории. Таким людям нужно памятники при жизни ставить.
Очень интересная летопись. Действительно, раньше никогда не публиковалась. Видимо, боялись публиковать, чтобы не бросить тень на ПВЛ. Зависимость ПВЛ от РЛ видна очень хорошо. Отрывок с Белыми Уграми — вообще прелесть
Так я и читаю. И вижу, что господа публикаторы всё ставят с ног на голову. При сравнении текста ПВЛ с другими древнерусскими летописями чётко видно, что ПВЛ значительно к ним ближе — о чём есть достаточно однозначное мнение современной науки. Текст же РЛ не менее одзнозначно поздний — и по слогу, и по стилю изложения, и по всему остальному — он 17 — 18 веков. А мне не так фальсификация истории, которым занимается Рувера. Пропаганда Носовского и Фоменко (осуждённого на Освященном Соборе РПсЦ), публикация РЛ — это звенья одной цепи.
Да, полностью согласен. Летописи 16-17вв интересны в том плане тем, как возникает и развивается околоисторическая мифология, когда люди фантазируют о том, что было очень давно. ))
И вам тоже рекомендую дождаться продолжения публикации и дочитать РЛ до конца, чтобы стало ясно, что ни РЛ, ни вообще любая летопись, ранняя, поздняя неважно, в принципе не может иметь ничего общего с фоменковщиной.
Ваша любовь к эмоциональным эпитетам показывает вашу несостоятельность и низкое происхождение из гейропы. Лучше молчком читайте или аргументированно, на достойном уровне, доказывайте.
Пост — это естественное следствие потери, крайнего сожаления об утрате (любимого), расставании. А не диета или традиция.
И сказал им Исус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
(Мар.2:19-20)
Затем, что книга предназначена для людей не знающих ни славянского языка, ни особенностей богослужения. Поэтому и ее название «Литургия для начинающих».
Полагаю кроме анонса, ни чего больше не будет. Слишком большой интерес (резонанс) вызвала эта статья. Большинство считает, что это очередная фальшивка, проводят аналогии с Велесовой книгой. Таким образом, помимо публикаций, необходимо прилагать доказательства, на основе экспертных заключений. По всей видимости их либо мало, либо нет совсем. Не исключаю, что уже пошёл накат противников «Русского летописца». Короче, для публикации летописи нужны мужество и сила духа. Есть ли то и другое у редакции сайта? Я не знаю.
«На подготовку проектно-сметной документации и на получение разрешений на строительство уже потрачено 850 тысяч рублей.»
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
(Матф.19:21)
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
(Рим.8:12-14)
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума.
Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
(Рим.14:3-7)
Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
(Рим.14:12)
Из этой статьи трудно понять, что есть «пост». Слишком много лишних слов. Василий Великий более понятен и краток.
Россия не Запад и не Восток. Россия — СЕВЕР. Россияне тысячи лет занимаются выживанием. Те кто имеют всё (плотское, кроме духовности) сами постепенно вымирают… нужно заниматься духовностью! Строить новые миры более свободные и справедливые, не надеясь, что кто то это за нас сделает. У Бога нет рук кроме наших
Давно понятно то что история Руси до 1700 г. была откорректирована в интересах определенных кругов. А посему данный фактический материал представляет собой весьма интересные данные в плане познания глубокого прошлого, которое по всей видимости крайне искажено современной историей, где Русь представляется варварским государством, хотя мы все прекрасно понимаем то что эта точка зрения навязана заинтересованными в ослаблении Руси кругами.
Во время учебы в Московском историко-архивном институте, нам на кафедре вспомогательных исторических дисциплин неоднократно говорили, что у ПВЛ есть первоисточник, и м.б. не один, что текст ПВЛ явно сверстан из различных источников и он явно компилирован. И вот — истина! Нашелся первоисточник, будем читать и, наконец-то, найдем ответы на многие вопросы, ответы на которые официальная наука не давала.
From Елена Демидова on 17 апреля или неделя святых Жен-Мироносиц?
Go to comment2019/05/09 at 6:23 pm
From Владимир* on Программа праздника Недели Святых Жен-Мироносиц 2019
Go to comment2019/05/08 at 2:52 pm
From Русская вера on Программа праздника Недели Святых Жен-Мироносиц 2019
Go to comment2019/05/10 at 10:31 am
From _A_G on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/05/07 at 1:05 pm
From Владимир* on Пасхальный концерт «Певческое наследие Святой Руси в наши дни»
Go to comment2019/05/06 at 11:52 am
From zavoljskii on Доклад Александра Гнып «Современное Единоверие РПЦ. Проблемы и перспективы развития»
Go to comment2019/05/03 at 5:38 pm
From Сергiй 985 on Образ домашней жизни наших предков
Go to comment2019/05/01 at 11:30 pm
From Сергiй 985 on Образ домашней жизни наших предков
Go to comment2019/05/01 at 11:27 pm
From Nimbru on Старообрядчество
Go to comment2019/04/29 at 10:45 pm
From Goras on Старообрядчество
Go to comment2019/09/02 at 1:39 am
From Bujhm on Старообрядчество
Go to comment2019/05/26 at 1:33 pm
From Nimbru on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/29 at 10:36 pm
From Владимир* on Народу становится меньше: Пасху Христову на Южном Урале встретили по-общинному, без толп приезжих гостей...
Go to comment2019/04/29 at 9:43 pm
From Aleksandr_P on Народу становится меньше: Пасху Христову на Южном Урале встретили по-общинному, без толп приезжих гостей...
Go to comment2019/04/30 at 1:10 pm
From Владимир* on Народу становится меньше: Пасху Христову на Южном Урале встретили по-общинному, без толп приезжих гостей...
Go to comment2019/04/30 at 9:21 pm
From imikhaylov on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/28 at 10:35 pm
From Никола В. on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/29 at 8:21 am
From Cергiй on Пасха на Руси. Записки этнографа
Go to comment2019/04/24 at 10:48 pm
From Никола В. on Пасха на Руси. Записки этнографа
Go to comment2019/04/26 at 8:41 am
From протоиерей Иван Миролюбов on Страстная неделя
Go to comment2019/04/22 at 3:19 pm
From Michail on Иерей Константин Литвяков. О мытарствах
Go to comment2019/04/19 at 12:40 pm
From Michail on Иерей Константин Литвяков. О мытарствах
Go to comment2019/04/19 at 12:13 pm
From Michail on Иерей Константин Литвяков. О мытарствах
Go to comment2019/04/19 at 11:53 am
From zavoljskii on Опубликован полный текст Русского Летописца
Go to comment2019/04/19 at 11:47 am
From Русская вера on Опубликован полный текст Русского Летописца
Go to comment2019/04/19 at 1:40 pm
From zavoljskii on Опубликован полный текст Русского Летописца
Go to comment2019/04/19 at 6:37 pm
From Michail on Иерей Константин Литвяков. О мытарствах
Go to comment2019/04/19 at 11:31 am
From Владимир* on Морской окунь
Go to comment2019/04/18 at 5:38 pm
From Никола В. on Столп православия. Ко дню памяти епископа Павла Коломенского
Go to comment2019/04/18 at 3:43 pm
From Глеб Носовский on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/18 at 3:04 pm
From SergeyXpamob on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/19 at 12:17 pm
From Gleb Bobkov on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/18 at 7:26 pm
From протоиерей Иван Миролюбов on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/19 at 12:12 am
From Сергiй 985 on Иерей Константин Литвяков. О мытарствах
Go to comment2019/04/17 at 1:42 pm
From Cергiй on Иерей Константин Литвяков. О мытарствах
Go to comment2019/04/19 at 11:50 pm
From zavoljskii on Опубликован полный текст Русского Летописца
Go to comment2019/04/17 at 10:56 am
From протоиерей Иван Миролюбов on Опубликован полный текст Русского Летописца
Go to comment2019/04/17 at 9:27 am
From Елена Демидова on Праздник духовного пения хоров всколыхнул Уральскую епархию. А что сказал епископ Евфимий?
Go to comment2019/04/16 at 9:23 pm
From Sergey R on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/16 at 8:07 pm
From zavoljskii on Столп православия. Ко дню памяти епископа Павла Коломенского
Go to comment2019/04/16 at 11:20 am
From zavoljskii on Столп православия. Ко дню памяти епископа Павла Коломенского
Go to comment2019/04/16 at 12:35 pm
From zavoljskii on Столп православия. Ко дню памяти епископа Павла Коломенского
Go to comment2019/04/16 at 12:55 pm
From Елена Демидова on Столп православия. Ко дню памяти епископа Павла Коломенского
Go to comment2019/04/16 at 8:16 pm
From Сергей on Столп православия. Ко дню памяти епископа Павла Коломенского
Go to comment2019/04/19 at 10:00 pm
From Юлия on Иерей Константин Литвяков. О мытарствах
Go to comment2019/04/15 at 10:16 am
From Никола В. on Выставка «Старообрядчество — патриотизм из глубины веков» открылась в Иркутске
Go to comment2019/04/14 at 10:42 pm
From Борисъ on Старообрядцы могут помочь в возрождении заброшенных деревень
Go to comment2019/04/14 at 9:10 pm
From Kate Starlight on Великомученик Георгий Победоносец
Go to comment2019/04/14 at 7:00 am
From Владимир* on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/12 at 6:47 pm
From михаил on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/12 at 7:41 pm
From Владимир* on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/12 at 9:20 pm
From ural on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/13 at 6:31 pm
From Aleksandr_P on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/19 at 3:39 pm
From ural on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/19 at 7:24 pm
From протоиерей Иван Миролюбов on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/14 at 12:47 am
From ural on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/14 at 1:24 am
From zavoljskii on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/19 at 12:17 pm
From ural on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/19 at 7:27 pm
From ural on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/14 at 1:30 am
From протоиерей Иван Миролюбов on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/14 at 12:50 am
From михаил on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/13 at 12:14 am
From Владимир* on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/13 at 4:44 pm
From Ирина Косырева on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/12 at 11:54 am
From Елена Демидова on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/11 at 7:20 pm
From Сергiй 985 on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/12 at 9:37 am
From Елена Демидова on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/19 at 8:49 pm
From протоиерей Иван Миролюбов on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/19 at 11:52 pm
From Cергiй on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/20 at 12:20 am
From ural on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/20 at 4:04 am
From Aleksandr_P on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/22 at 2:40 pm
From ural on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/22 at 5:51 pm
From Aleksandr_P on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/24 at 5:19 pm
From ural on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/05/08 at 5:11 pm
From протоиерей Иван Миролюбов on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/20 at 1:59 am
From Елена Демидова on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/24 at 8:23 pm
From протоиерей Иван Миролюбов on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/25 at 3:16 pm
From Елена Демидова on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/05/09 at 6:32 pm
From Русская вера on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/05/10 at 10:58 am
From михаил on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/24 at 9:41 pm
From Cергiй on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/24 at 10:58 pm
From михаил on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/24 at 11:07 pm
From Cергiй on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/25 at 5:14 pm
From Cергiй on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/12 at 12:08 am
From Елена Демидова on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/11 at 10:42 am
From Maksim205 on Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Go to comment2019/04/10 at 9:35 pm
From Сергiй 985 on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/10 at 6:59 pm
From Глеб Чистяков on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/10 at 8:46 pm
From Сергiй 985 on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/10 at 11:30 pm
From Никола В. on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/11 at 9:05 am
From Глеб Чистяков on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/11 at 1:53 pm
From Cергiй on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/11 at 10:32 pm
From Сергiй 985 on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/12 at 12:20 am
From Глеб Чистяков on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/12 at 11:15 am
From Никола В. on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/12 at 1:43 pm
From Стратон on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2020/03/17 at 9:22 am
From Глеб Чистяков on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/12 at 1:56 pm
From Никола В. on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/14 at 10:32 pm
From Cергiй on Пищевые ограничения Великого поста
Go to comment2019/04/12 at 8:05 pm
From igor.pochekovskiyy on Старый обряд новой общины
Go to comment2019/04/10 at 4:54 pm
From Helgi on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/07 at 5:01 pm
From Иван Тимофеевич on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/08 at 4:22 pm
From Cергiй on Музей старообрядчества в глубинке Коми
Go to comment2019/04/06 at 11:56 pm
From Cергiй on Старый обряд новой общины
Go to comment2019/04/06 at 11:36 pm
From Александр Гнып on Губернатор Свердловской области дал мэру Верхнего Тагила денег на ремонт дороги к единоверческому храму
Go to comment2019/04/06 at 9:18 pm
From lad678 on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/06 at 11:30 am
From Иван Тимофеевич on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/06 at 11:56 pm
From Astap Blander on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/06 at 3:08 am
From Елена Демидова on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/05 at 10:39 pm
From Никола В. on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/05 at 1:34 pm
From Cергiй on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/07 at 10:31 pm
From Cергiй on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/07 at 1:22 pm
From Gleb Bobkov on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/05 at 6:58 pm
From Gleb Bobkov on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/04 at 6:55 pm
From Cергiй on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/07 at 1:24 pm
From Сергiй 985 on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/05 at 11:13 am
From Ирина Косырева on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/04 at 2:38 pm
From Владимир* on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/04 at 1:27 pm
From Глеб Чистяков on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/04 at 11:28 am
From Елена Демидова on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/05 at 10:46 pm
From Русская вера on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/06 at 9:07 am
From Сергiй 985 on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/04 at 5:00 pm
From Ирина Косырева on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/04 at 2:35 pm
From Сергiй 985 on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/04 at 10:00 am
From Елена Демидова on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/05 at 10:34 pm
From Русская вера on Супружеские отношения в пост
Go to comment2019/04/06 at 9:00 am
From Vera Kopytova on Музей старообрядчества в глубинке Коми
Go to comment2019/04/04 at 9:42 am
From Kir on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/04 at 9:24 am
From Astap Blander on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/06 at 3:48 am
From Kir on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/03 at 7:09 pm
From Глеб Носовский on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/04 at 5:37 pm
From Astap Blander on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/11 at 11:00 am
From Иван Тимофеевич on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/11 at 8:28 pm
From Иван Тимофеевич on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/11 at 8:26 pm
From Kir on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/04 at 7:19 pm
From Глеб Носовский on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/05 at 10:18 am
From Kir on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/05 at 12:58 pm
From Igoriek on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/03 at 2:40 pm
From Kir on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/04 at 9:29 am
From Olga Trofimova on Старый обряд новой общины
Go to comment2019/04/02 at 1:35 pm
From Сергiй 985 on Старый обряд новой общины
Go to comment2019/04/06 at 9:54 am
From 123 on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/02 at 11:40 am
From Helgi on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/07 at 5:03 pm
From Русская вера on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/02 at 2:55 pm
From Филипп К. on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/02 at 11:17 am
From Глеб Носовский on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/02 at 5:13 pm
From Andrey Petroff on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/06 at 4:29 pm
From Иван Тимофеевич on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/08 at 11:11 am
From Филипп К. on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/02 at 8:22 pm
From ataman69 on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/02 at 9:09 pm
From Филипп К. on Русский Летописец: продолжение публикации
Go to comment2019/04/03 at 4:31 pm
From Сергiй 985 on Старый обряд новой общины
Go to comment2019/04/02 at 8:56 am
From moskal on Владимир Легойда пообещал, что в ближайшее время РПЦ воздержится от «поглощения старообрядцев»
Go to comment2019/04/01 at 11:04 am
From Marinadanilova on Новые издания эстонских староверов
Go to comment2019/03/31 at 9:19 pm
From zavoljskii on Алексий, человек Божий, и его антипод
Go to comment2019/03/30 at 10:59 am
From Сергiй 985 on Владимир Легойда пообещал, что в ближайшее время РПЦ воздержится от «поглощения старообрядцев»
Go to comment2019/03/30 at 10:03 am
From zavoljskii on Владимир Легойда пообещал, что в ближайшее время РПЦ воздержится от «поглощения старообрядцев»
Go to comment2019/03/30 at 11:03 am
From Сергiй 985 on Владимир Легойда пообещал, что в ближайшее время РПЦ воздержится от «поглощения старообрядцев»
Go to comment2019/03/30 at 1:46 pm
From Vera Kopytova on Музей старообрядчества в глубинке Коми
Go to comment2019/03/29 at 11:07 pm
From Sergey R on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/29 at 7:39 pm
From Русская вера on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/02 at 5:13 pm
From Boorivoy on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/29 at 4:16 pm
From Русская вера on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/29 at 6:49 pm
From Vasya524 on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/29 at 9:15 am
From SANYA on Музей старообрядчества в глубинке Коми
Go to comment2019/03/28 at 5:51 pm
From Natalja Prockofieva on Музей старообрядчества в глубинке Коми
Go to comment2019/03/28 at 4:48 pm
From Galina Posudina on Музей старообрядчества в глубинке Коми
Go to comment2019/03/28 at 1:10 pm
From volf on Бородачи-старообрядцы собрались в Бородулино, чтобы обсудить, как воспитывать настоящих мужчин
Go to comment2019/03/26 at 6:23 pm
From Сергiй 985 on К вопросу о границах Церкви и о причащении
Go to comment2019/03/26 at 9:01 am
From Владимир* on К вопросу о границах Церкви и о причащении
Go to comment2019/03/25 at 5:42 pm
From Елена Демидова on К вопросу о границах Церкви и о причащении
Go to comment2019/03/26 at 7:32 pm
From Elena888 on К вопросу о границах Церкви и о причащении
Go to comment2019/05/06 at 8:42 pm
From Владимир* on К вопросу о границах Церкви и о причащении
Go to comment2019/03/25 at 5:43 pm
From Litonin on Мусикийские орудия славян
Go to comment2019/03/25 at 2:59 am
From Litonin on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/25 at 1:41 am
From yelena.mukhina on Вселенский Патриарх дал священникам разрешение на второй брак
Go to comment2019/03/24 at 4:06 pm
From Aurora on Вселенский Патриарх дал священникам разрешение на второй брак
Go to comment2023/03/12 at 9:55 pm
From Niklot Rurikowitsch on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/23 at 11:28 pm
From Sergey R on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/23 at 5:56 pm
From ElenaDmitrievna on Епископ Михаил (Семенов). Что такое пост?
Go to comment2019/03/23 at 4:11 pm
From Lipgalina on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/22 at 8:33 pm
From Shevr on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/21 at 10:55 pm
From Иван Тимофеевич on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/22 at 1:21 pm
From Русская вера on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/22 at 11:22 am
From Lipgalina on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 8:08 pm
From Litonin on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/25 at 1:27 am
From Rozener on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/12/23 at 12:49 pm
From Русская вера on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/25 at 3:05 pm
From Aleksandr_P on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/22 at 2:06 pm
From lad678 on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 3:21 pm
From Иван Тимофеевич on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 2:23 pm
From Глеб Носовский on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 10:22 am
From Aleksandr_P on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 4:16 pm
From Русская вера on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 4:36 pm
From Aleksandr_P on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 5:15 pm
From Елена Демидова on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 12:29 am
From Sergey R on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/29 at 7:44 pm
From Rozener on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/12/23 at 1:03 pm
From Сергей Александрович Фадеев on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 2:59 pm
From Елена Демидова on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 11:34 pm
From Aleksandr_P on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 4:13 pm
From Сергей Александрович Фадеев on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/21 at 12:48 pm
From Глеб Носовский on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/19 at 3:56 pm
From Aleksandr_P on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 4:17 pm
From Иван Тимофеевич on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 4:43 pm
From Aleksandr_P on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 5:19 pm
From Иван Тимофеевич on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/20 at 6:31 pm
From Aleksandr_P on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/22 at 1:58 pm
From Helgi on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/07 at 5:06 pm
From Иван Тимофеевич on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/04/08 at 4:25 pm
From Sergey R on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/29 at 7:52 pm
From Борисъ on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2020/02/06 at 5:00 am
From Cергiй on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/25 at 9:43 pm
From Иван Тимофеевич on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/22 at 2:10 pm
From Aleksandr_P on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/22 at 3:19 pm
From Jktu on Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет
Go to comment2019/03/24 at 1:00 am
From Andrysha on Русский Летописец
Go to comment2019/03/18 at 3:22 pm
From volf on Что можно и что нельзя делать в Великий пост?
Go to comment2019/03/16 at 11:13 pm
From volf on Книга «Литургия для начинающих»
Go to comment2019/03/16 at 11:06 pm
From Глеб Чистяков on Книга «Литургия для начинающих»
Go to comment2019/03/17 at 11:47 am
From Cергiй on Книга «Литургия для начинающих»
Go to comment2019/03/18 at 6:50 pm
From Astap Blander on Русский Летописец
Go to comment2019/03/16 at 12:15 am
From Сергей Агеев on Русский Летописец
Go to comment2019/03/17 at 6:49 pm
From khi288 on Русский Летописец
Go to comment2019/03/15 at 6:03 pm
From volf on Старообрядцы г. Улан-Удэ просят поддержки проектов
Go to comment2019/03/15 at 2:24 am
From volf on Старообрядцы г. Улан-Удэ просят поддержки проектов
Go to comment2019/03/15 at 2:28 am
From volf on Русский старовер из Южной Америки — о возможном переселении на родину предков
Go to comment2019/03/15 at 2:03 am
From volf on Русский старовер из Южной Америки — о возможном переселении на родину предков
Go to comment2019/03/15 at 2:07 am
From volf on Епископ Михаил (Семенов). Что такое пост?
Go to comment2019/03/15 at 1:53 am
From volf on Епископ Михаил (Семенов). Что такое пост?
Go to comment2019/03/15 at 1:43 am
From Aleksandr K on Епископ Михаил (Семенов). Что такое пост?
Go to comment2019/03/14 at 8:17 pm
From Pref on Русский Летописец
Go to comment2019/03/14 at 7:59 pm
From Lipgalina on Русский Летописец
Go to comment2019/03/13 at 7:05 pm
From Сергей on Русский Летописец
Go to comment2019/03/18 at 10:18 pm
From Сергей Агеев on Русский Летописец
Go to comment2019/03/14 at 12:01 am
From Mervik on Русский Летописец
Go to comment2019/03/13 at 9:11 am