30 октября в нашей стране отмечается скорбная дата — День памяти жертв политических репрессий. Накануне, 29 октября, в Москве у Соловецкого камня на Лубянской площади вспоминают жертв репрессий и политического террора. Представители власти и гражданского общества, ученые, деятели культуры и представители различных конфессий читают у соловецкого камня имена всех погибших в сталинских застенках, а также возлагают цветы к Соловецкому камню. Этот камень был доставлен в Москву более 25 лет назад из Соловецкого монастыря, в котором находился крупнейший лагерь ГУЛАГа СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения).
В этом скорбном мероприятии принимают участие и старообрядцы, ведь в XX веке на Церковь обрушились жестокие гонения от богоборческих властей. В акции у Соловецкого камня на Лубянской площади принял участие старообрядческий деятель, преподаватель Высшей Школы Экономики, завуч Московского старообрядческого Духовного Училища в 2007–2014 годах Алексей Владимирович Муравьев.
Сегодня важный день. И забывать его нельзя. Но как историк я понимаю, что память с годами меняется, как структура сознания. И хотя жертвы страшной сталинской мясорубки ещё вопиют к небесам, но от нас требуется уже не готовность найти палача и отомстить, но просто сделать так, чтобы страх и ненависть не определяли наше поведение. Все остальное приложится. Кажется просто, а вот попробуй, — написал Алексей Владимирович на своей странице в Facebook.
Также старообрядцы сегодня вспоминают советскую эпоху гонений на религию, отдают дань памяти репрессированным священнослужителям и всем пострадавшим за свои религиозные убеждения. В отличие от гонений царского периода, тоталитарное государство добивалось не столько отречения от веры, сколько физического уничтожения Церкви, религиозного мировоззрения верующих — как живых носителей христианских заповедей, традиций и церковного предания. Старообрядцы в этот день молятся об упокоении душ всех репрессированных.
Библиотека Русской веры
Канон святым священномучеником, мучеником и исповедником, иже за веру Христову в земли Русстей от безбожных пострадавшим →
Читать онлайн
Подвиг некоторых из репрессированных можно приравнивать к подвигам христиан-первомучеников. Имена многих священнослужителей, убиенных в годы гонений, освещены в книге «Пути русской Голгофы», которая была издана Митрополией РПСЦ в 2013 году. Сохранение памяти о людях и о тех трагических временах важно еще и потому, что это может быть своеобразным гарантом того, что события не повторятся вновь.
Сайт «Русская вера» с марта 2015 года поддерживает спец. раздел «Личность эпохи», особое место в котором занимает рубрика «Пострадавшие в годы политических репрессий», где уже собрано 173 биографии старообрядцев, пострадавших в годы гонений. Предлагаем в этот памятный день прочесть несколько историй из жизни наших благочестивых отцов и дедов.
Приводим некоторые сведения этого раздела:
Старообрядческие епископы, погибшие во время репрессий в XX веке
Амфилохий (в миру Афанасий Семенович Журавлев), 1873 — 01.11.1937 гг., епископ Уральский и Оренбургский, впоследствии Пермско-Свердловский. В сентябре 2003 года канонизирован как местночтимый святой.
Афанасий (в миру Амвросий Феофанович Федотов), 21.12. 1877/30.11.1879/1881 — 18.04.1938 гг., епископ Иркутско-Амурский. В 2001 году Освященным Собором РПСЦ канонизирован как местночтимый святой.
Рафаил (в миру Роман Александрович Воропаев), 1872 — 24.10.1937 гг., епископ Харьковский и Киевский. В 2001 году Освященным Собором РПСЦ канонизирован как местночтимый святой.
Тихон (Трифон Григорьевич Сухов), 1880 — 15.12.1937 гг., епископ Томско-Алтайский. В 2003 году епископ Тихон был причислен к лику местночтимых святых.
Арсений (Антоний Романович Давыдов), 1873 — 03.10.1937 гг., епископ Минусинский, Урянхайский (Тувинский) и Семипалатинский.
Викентий (Василий Семенович Никитин), 1892 — 12/13.04.1938 гг., епископ Кавказский.
Геннадий (Георгий Иванович Лакомкин), 1866/1868 — 1933 г.г., епископ Донской.
Среди старообрядцев, пострадавших в годы гонений, были и священники, и диаконы, и миряне. Расстрелянные, замученные на допросах, загубленные и покалеченные в лагерях, все они достойны нашей памяти, молитвы. Многие из них отбывали срок за сроком в лагерях по ложному доносу, обвинению, кто-то из них погибал в местах заключения от голода, тяжелых условий, изнурительных работ, а кто-то выживал, возвращался чуть живой (см. статью «Какие страдания на твоем лице…»).
Вечная память!
Респект Алексею Муравьеву за участие.
К сожалению сейчас наблюдается попытка замазать и обелить репрессии. Одни пытаются доказать, что репрессий не было. Другие пытаются доказать, что репрессии были, но все репрессированные были виновными.
Сложно понять запрос на людоедство в обществе.
А мне грустно от историка слышать слова «страшной сталинской мясорубки» и перестаю считать его таковым, впрочем как и автора с его «сталинскими застенками». У хранителей Веры есть свой календарь.
А что не так с мясорубкой и застенками?
Представляется, что профессиональный историк не должен подходить к трагическим страницам отечественной истории с хлесткими фразами. В таком случае он мало чем отличается от тех, кто с пеной у рта пытается обелить массовые репрессии. Гражданская война, раскулачивание, борьба с Церковью, массовые репрессии, катастрофа вначале Великой Отечественной войны — эти сложнейшие темы требуют особбенно взвешенного и всестороннего, а также сострадальческого отношения. К большому сожалению, вокруг них в последнее время взбито много пены журналистами, сценаристами и различными популистами.
Может ли профессиональный историк выступать вне научных мероприятий как обычный гражданин, имея право на собственные оценки и эмоциональные окрасы?
Естественно может, тем более, что А. Муравьева почему то любят представлять как пятилетней давности завуча среднего училища, а не кандидата исторических наук.